Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции - превращению его в сословно-представительную монархию.
Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее - с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 - 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.
Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.
Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.
Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).
Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.
В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.
Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.
В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались "консилиум", "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина" и т.д. Название "провинциальные штаты" закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.

Еще по теме Генеральные штаты.:

  1. Можно ли в условиях договора генерального подряда обязать генерального подрядчика в случае его ликвидации перевести свои гарантийные обязательства на субподрядчиков?
  2. Во многих субподрядных договорах содержится условие о том, что вознаграждение выплачивается субподрядчику после того, как генеральный подрядчик получит соответствующее вознаграждение от заказчика. Правомерно ли такое условие? Заказчик не производит в установленные сроки расчеты с генеральным подрядчиком. Может ли субподрядчик обратиться в суд с исковыми требованиями об оплате выполненных им работ одновременно к двум субъектам: генеральному подрядчику и заказчику?
  3. Заказчик и генеральный подрядчик являются аффилированными компаниями, т.к. учредителем обоих юридических лиц выступает одно и то же лицо. Целесообразно ли включать в договор генерального подряда условия о предоставлении банковской гарантии и (или) о гарантийном удержании?

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский интситут экономики, менеджмента и права»

Реферат
По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

По теме: Генеральные Штаты во Франции

Выполнил: студент группы ЮЗВДс+в 7.1/0-10
Рассахацкий И.С.
Проверил: преп. Кемниц Вадим Эрнестович

Введение 3
Период Столетней войны 5
В годы Гугенотских войн 8
Господство абсолютизма 9
Список использованной литературы 12

Введение
Генера?льные шта?ты во Франции (фр. Etats Generaux) - во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.
Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.
Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.
Желая предупредить смуту, Филипп IV созвал собрание, на которое пригласил не только церковных и светских феодалов, но и по два депутата от каждого города. Собрание состоялось в главной церкви Парижа - соборе Парижской богоматери. По свидетельству очевидцев, король «просил как друг и требовал как господин» помощи у сословий в его борьбе против притязаний папы. За него выступили городские депутаты. Они заявили, что готовы умереть за дело короля.
Созыв Генеральных штатов разрядил обстановку в стране и предотвратил возможный открытый мятеж против центральной власти. Но согласия между сословиями не получалось. В отличие от английских феодалов французское дворянство не только не занималось хозяйством и торговлей, но и не допускало в свою среду горожан.

Заседание Генеральных штатов.

Только король мог дать звание дворянина, и делал он это не столько за деньги, сколько награждая за службу. Дворянство и горожане были очень далеки друг от друга, и не случайно горожане чаще предпочитали договариваться с королем.
Отсутствие союза между дворянами и горожанами отразилось на устройстве Генеральных штатов. В отличие от парламента они делились на три палаты (по количеству сословий). В первой заседали высшие церковники - архиепископы, епископы, аббаты. Во второй - представители дворянства. Третью палату составляли посланцы городов.
Рознь сословий в Генеральных штатах лишала их того влияния, какое приобрел английский парламент. Генеральные штаты созывались нерегулярно, они не могли утверждать законы.
Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей).

Период Столетней войны

Предшественниками французских Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета с привлечением городских верхов, а также ассамблеи представителей от различных сословий в провинциях, положившие начало провинциальным штатам. Появление института Генеральных штатов было обусловлено ситуацией, сложившейся после создания Французского централизованного государства. В состав государства помимо королевского домена вошли обширные земли светских и духовных феодалов, а также города, обладавшие многочисленными и традиционными вольностями и правами. При всей своей власти король еще не имел достаточно прав и авторитета для единоличного принятия решений, затрагивающих эти традиционные вольности. Кроме того, еще неокрепшая королевская власть по целому ряду вопросов, в том числе и внешнеполитических, нуждалась в зримой поддержке всего французского общества.
Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302, во время конфликта Филиппа IV Красивого с папой Бонифацием VIII. Это собрание отвергло претензии римского папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога. В 1308, готовя расправу над тамплиерами, король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов. 1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля.

В годы угасания династии Капетингов значение Генеральных штатов возрастает. Именно они приняли решение об устранении от престолонаследия дочери короля Людовика X в 1317, а после смерти Карла IV Красивого и пресечения династии Капетингов передали корону Филиппу VI Валуа.
При первых Валуа и, особенно, в годы Столетней войны 1337-1453, когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния. Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355, при короле Иоанне II Храбром, Генеральные штаты согласились на выделение средств королю, лишь при выполнении ряда условий. Стремясь избежать злоупотреблений, Генеральные штаты сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов.
После битвы при Пуатье (1356) король Иоанн II Храбрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево Парижа Этьенном Марселем и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ. Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый, заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами. Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357. Согласно его положениям законными признавались лишь те налоги и сборы, которые были утверждены Генеральными штатами. Ордонанс провозглашал неукоснительность принципа сословных судов (по феодальным нормам каждый мог быть осужден только равными себе по статусу), что сужало прерогативы королевской власти в судебной сфере.
Дофин Карл был вынужден принять условия Великого мартовского ордонанса, но сразу же начал борьбу за его упразднение. Хитрый и изворотливый политик, он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства. Уже в 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан во главе с Этьенном Марселем (см. Парижское восстание 1357-1358. Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян (участников Жакерии. Но собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, и Парижское восстание было подавлено.
Добившись покорности сословий, дофин Карл, который с 1364 стал королем Франции, предпочитал финансовые проблемы решать с собраниями нотаблей, оставляя на долю Генеральных штатов лишь проблемы консолидации сил Франции в борьбе с англичанами. Подобной политики придерживались и его преемники. Однако в период соперничества между бургиньонами и арманьяками именно Генеральные штаты поддержали Карла VII Валуа в деле укрепления королевской власти. В 1420-1430-х годах они вновь играли активную политическую роль. Особое значение имели штаты 1439 года, собравшиеся в Орлеане. Они запретили сеньорам иметь собственное войско, признав такое право лишь за королем; установили налог талью на содержание постоянной армии короля.
Вместе с тем вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. Более того, к середине 15 века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться. Укрепившись на троне, он, с 1439 до самого конца своего царствования в 1461, ни разу не собирал Генеральные штаты.

В годы Гугенотских войн
Потеряв право вотировать налоги, Генеральные штаты теряют реальное политическое значение, и вступают в пору упадка. За годы своего правления король Людовик XI Валуа собрал Генеральный штаты единственный раз в 1467 и то лишь затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва Генеральных штатов. В 1484 штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа. Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. Эти Генеральные штаты приняли ряд решений о контроле королевской власти, но все они остались благими пожеланиями. В дальнейшем Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал Генеральных штатов.
С конца 15 века во Франции окончательно складывается строй абсолютной монархии, и сама мысль об ограничении прерогатив королевской власти становится кощунственной. Соответственно институт Генеральных штатов пришел в полный упадок. Людовик XII Валуа собирал их единственный раз в 1506, Франциск I Валуа - вообще ни разу, Генрих II Валуа - тоже один раз в 1548, и то многих депутатов назначал своей волей.
Значение Генеральных штатов вновь возрастает в годы Гугенотских войн. И ослабшая королевская власть, и оба враждебных религиозных лагеря, и сами сословия были заинтересованы использовать авторитет штатов в своих интересах. Но раскол в стране был настолько глубок, что не позволял собрать состав депутатов, решения которых были бы легитимны для враждующих сторон. Тем не менее, канцлер Лопиталь в 1560 собирает Генеральные штаты в Орлеане. В следующем году они продолжили свою работу в Понтуазе, но без депутатов от духовенства, которые заседали отдельно в Пуасси на религиозном диспуте католиков с гугенотами. В результате работы депутатов был выработан «орлеанский ордонанс», опираясь на который Лопиталь пытался начать реформы во Франции. В целом депутаты высказались за превращение Генеральных штатов в постоянный орган государственной власти, надзирающий за деятельностью короля.
Неудивительно, что королевская власть избегала созыва новых штатов. Но, все же, в 1576 король Генрих III Валуа был вынужден снова собрать в Блуа Генеральные штаты. Большинство депутатов поддерживали образованную в мае 1574 Католическую лигу, которая стремилась к ограничению королевской власти. В законодательной сфере Генеральные штаты потребовали поставить законы королевства выше указов короля; постановления Генеральных штатов могли быть отменены только самими Генеральными штатами, а если закон получал единогласную поддержку всех сословий, то он вступал в силу без королевского утверждения. Требовали депутаты и участия в назначении министров. Представители третьего сословия потребовали восстановления традиционных муниципальных прав и вольностей, стесненных королевской администрацией за предыдущие десятилетия. Блуаским ордонансом Генрих III выразил солидарность с требованиями Генеральных штатов, но реального значения этот шаг не имел из-за общего хаоса во Франции эпохи Гугенотских войн.
В 1588 Католическая лига вновь набрала силу и добилась созыва новых Генеральных штатов в Блуа. И на этот раз большинство депутатов принадлежало к католическому лагерю. Под лозунгами ограничения королевской власти и признания верховного суверенитета Генеральных штатов, они стремились отобрать власть у Генриха III и передать ее вождю католиков Генриху Гизу. Это соперничество закончилось трагической гибелью обоих Генрихов, а королем стал бывший вождь гугенотского лагеря Генрих IV Бурбон. В 1593 в Париже противники нового короля созвали Генеральные штаты, но его депутаты не представляли политические силы всей Франции и не смогли воспрепятствовать Генриху IV забрать всю власть в свои руки.

Господство абсолютизма

Приход к власти Генриха IV был во многом результатом компромисса между враждующими слоями французского общества. Занимавшие в годы Гугенотских войн откровенно прокатолическую позицию, Генеральные штаты в новой политической ситуации оказались не у дел. Генрих IV правил как абсолютный монарх. Лишь в начале своего царствования он созвал собрание нотаблей, депутатов которых назначил сам. Нотабли утвердили налоги на три года вперед и позднее просили короля править самостоятельно.
В период малолетства короля Людовика XIII Бурбона, в 1614 состоялись предпоследние в истории Франции Генеральные штаты. Они выявили серьезные противоречия между интересами третьего сословия и высшими классами. Представители духовенства и дворянства настаивали на освобождении от налогов, предоставлении новых и закрепления старых привилегий, то есть отстаивали не общегосударственные, а узкосословные интересы. Они отказывались видеть в депутатах третьего сословия равных партнеров, относясь к ним как к слугам. Униженное положение третьего сословия поддерживалось и двором. Если дворяне и духовенство могли в присутствии короля сидеть в шляпах, то представители третьего сословия обязаны были стоять перед монархом на коленях и с непокрытой головой. Жалобы третьего сословия на тяжесть податей, правовую незащищенность не находили понимания. В результате штаты не приняли ни одного весомого решения. Единственное о чем могли договориться сословия - пожелание королю собирать Генеральные штаты раз в десять лет. В начале 1615 штаты были распущены.
В 1617 и в 1626 созывались собрания нотаблей, а в дальнейшем вплоть до Великой французской революции государство обходилось без общенационального представительского учреждения. Тем не менее на местах продолжали действовать представительские институты - провинциальные штаты и парламенты, хотя и не во всех провинциях. Да и сама идея Генеральных штатов не была забыта и была реанимирована в условиях глубокого кризиса королевской власти в конце 18 века.
Лишь острейший политический кризис заставил короля Людовика XVI Бурбона пойти на созыв новых Генеральных штатов. Они начали свою работу 5 мая 1789. А уже 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, ответственным за формирование законодательной власти в стране. По просьбе короля Людовика XVI Бурбона к Национальному собранию присоединились и депутаты от дворянства и духовенства. 9 июля 1789 Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием с целью выработки новых законодательных основ французского государства. С деятельностью Генеральных штатов 1789 года тесно связаны события первого этапа Великой Французской революции.

и т.д.................

1) во Франции орган сословного представительства (духовенство, дворянство, третье сословие) при короле, созданы Филиппом IV Красивым в 1302 г. С XIV в. главной функцией становится утверждение новых налогов и денежных субсидий на государственные нужды; 2) в Нидерландах с 1463 г. высшее сословно-представительное учреждение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

франц. ?tats g?n?raux, голл. Staten-Generaal) - высший орган сословного представительства (духовенства, дворянства и городов) в феод. Франции и Нидерландах. Возникновение Г. ш. было связано с ростом городов и внутр. рынка, с усложнением социальных противоречий и обострением клас. борьбы, что потребовало укрепления феод. гос-ва - создания т. н. сословной монархии. Для организации взимания дополнит. поборов на расширенные заседания королевского (герцогского) совета стали приглашать наряду с феодалами представителей гор. верхов. Так постепенно оформились Г. ш. - совещат. орган, созываемый при чрезвычайных обстоятельствах для укрепления королевского (герцогского) авторитета и для решения финанс. вопросов. Во Франции первыми принято считать Г. ш. 1302 (упоминаются в хрониках в связи с конфликтом Филиппа IV с папой Бонифацием VIII), хотя они немногим отличались от аналогичных собраний 13 в. Термин "Г. ш." появился позднее, а их статус так и не был определен. До сер. 15 в. Г. ш. созывались часто (по инициативе короля), отдельно для Лангедойля (север) и Лангедока (юг). Прелаты, рыцари, а иногда и гор. магистраты получали персональные приглашения, но в городах практиковались выборы (из числа членов патрициата). Города, союзники королев. власти в ее борьбе с крупными феодалами, играли видную роль на Г. ш., к-рые в этот период были надежной опорой короля и способствовали укреплению феод. монархии и централизации страны. Особенно возросло значение Г. ш. во время Столетней войны 1337-1453, когда они превратились в реальную силу и порой претендовали на активное участие в управлении страной. В 1355-58, в условиях гос. слабости, поражения при Пуатье (1356) и нар. восстаний (Парижское восстание 1357-58, Жакерия, 1358), Г. ш. Лангедойля, на к-рых преобладали представители горожан во гл. с Парижем, заседали почти непрерывно. Апогеем могущества франц. Г. ш. был период парижского восстания во главе с Э. Марселем, когда Г. ш. добились утверждения Великого мартовского ордонанса, собирали налоги, расходовали финансы и контролировали весь гос. аппарат. Однако в целом отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки франц. Г. ш. завоевать себе права, подобные правам англ. парламента. После 1359 Г. ш. созывались реже и часто заменялись собраниями нотаблей. В последний раз по инициативе короля они были созваны в 1468. В 16 - нач. 17 вв. инициатива созыва Г. ш. принадлежала феод. знати, находившейся в оппозиции к абсолютной власти короля. Начался период упадка Г. ш., предопределенный переходом от сословной монархии к абсолютной, когда Г. ш. лишь препятствовали прогрессивному развитию страны. 76 лет (1484-1560) они вообще не созывались. Возродившись в своеобразных условиях религиозных войн (собирались в 1560, 1576, 1588, 1593), они и тогда не играли значит. роли. Г. ш. этого периода отличались от предшествующих Г. ш. и по форме. Депутаты избирались от всех сословий. Благодаря системе многостепенных выборов среди депутатов третьего сословия по-прежнему преобладали гор. верхи. Не только осн. масса населения не была представлена, но и зарождающаяся буржуазия почти не имела доступа на Г. ш., т. к. обычно большинство депутатов третьего сословия составляло чиновничество. Депутаты получали наказы (Cahiers) от избирателей. Во время работы Г. ш. каждое сословие имело один голос (независимо от числа депутатов), и из-за розни сословий Г. ш. оказывались бессильными. С 1614 созыв Г. ш. прекратился на 175 лет. Г. ш., собравшиеся 5 мая 1789, накануне бурж. революции, были созваны королем как совещат. сословный орган и в осн. по старой процедуре. Но 17 июня 1789 депутаты третьего сословия (к к-рым позднее присоединилась и часть деп. привилегированных сословий) провозгласили себя Нац. собранием (с 9 июля - Учредит. собрание), превратившимся в высший представит. и законодат. орган революц. Франции (до созыва в октябре 1791 Законодательного собрания). В последующем назв. Г. ш. принимают нек-рые представит. собрания, собирающиеся по актуальным вопросам современности и выражающие широкое обществ. мнение (Г. ш. франц. возрождения, июнь 1945, ассамблея Г. ш. за разоружение, май 1963). Источн.: Mayer Ch. J., Des ?tats g?n?raux et autres assembl?es nationales, P., 1788-89. Лит.: Picot G., Histoire des ?tats g?n?raux, 2 ?d., t. 1-5, P., 1888; Verlaque R.. Les ?tats g?n?raux et le droit d´imposer, Th?se, 1943; Тьерри О., Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, в его кн.: Избр. соч., М., 1937; Альзон К., Французские генеральные штаты 1614-1615 гг. и их значение, в сб.: Средние века, 1961, в. 19. А. А. Лозинский. Львов. В Нидерландах Г. ш. первый раз были созваны герцогом бургундским Филиппом Добрым в 1463 в Брюгге. Депутаты на Г. ш. избирались провинциальными штатами. В Нидерландах, где не было достигнуто такой степени централизации, как во Франции. Г. ш. продолжали выражать интересы отд. провинций; особенно велико было влияние Брабанта. Г. ш. Нидерландов на всем протяжении их существования прочно сохраняли за собой право вотировать налоги. Их влияние особенно возросло после гибели Карла Смелого (1477); очень широкие полномочия представила Г. ш. "Великая привилегия" (1477). Г. ш. продолжали играть крупную роль и при Габсбургах. В 16 в. они стали центром бурж.-дворянской оппозиции исп. абсолютизму. В ходе нидерл. бурж. революции 16 в. Г. ш. всей страны были созваны в 1576; однако господств. положение в них заняли консервативные дворянские элементы и оранжисты, вследствие чего Г. ш. проводили политику поисков соглашения с Испанией и подавления демократич. движения (заключение "Гентского умиротворения" 1576, "Вечный эдикт" и др.). С отделением сев. провинций и образованием респ. Соединенных провинций Г. ш. стали высшим постоянно действующим законодательным органом республики; местопребыванием Г. ш. стала Гаага. Каждая провинция имела в Г. ш. один голос ("генералитетские земли" представительства в Г. ш. не имели). В 1795, после завоевания республики французами, Г. ш. были ликвидированы. С 1814 Г. ш. называется парламент Королевства Нидерландов. Источн.: Resolution der Staten-Generaal van 1576 tot 1609, door N. Japikse, dl 1-10, s´Gravenhage, 1916-30; Actes des ?tats g?n?raux des anciens Pays-B?s, pt. 1, par J. Cuvelier, Brux., 1948; Gachard L. P., Actes des ?tats-g?n?raux des anciens Pays-B?s, Brux., 1866. Лит.: Gachard L. P., Des anciennes assembl?es nationales de la Belgique, Brux., 1838; Roullet Ed., Histoire politique nationale, t. 2, Louvain, 1892; Rirenne H., Histoire de Belgique, v. 2-5, Brux., 1948-49. A. H. Чистозвонов. Москва.

Генеральные штаты были учреждены французским королем Филиппом IV в 1302-м. Это было сделано для того, чтобы получить опору в лице влиятельных сословий для борьбы с папой Бонифацием VIII. Генеральные штаты имели в своём составе три палаты, в которых заседали горожане, духовенство и дворянство. Поначалу последние две набирались королем. Однако к концу XV столетия они стали выборными.

Принцип принятия решений

История Франции гласит, что каждый вопрос рассматривался каждой из палат собрания по отдельности. Решение принималось большинством голосов. Окончательно оно утверждалось на совместном заседании трех палат. Причем каждая из них имела лишь один голос. В таких условиях привилегированные сословия (дворянство, духовенство) всегда получали большинство. Им ничего не стоило между собой договориться.

Периодичность созыва

Генеральные штаты во Франции не являлись постоянным органом, как парламент в Британии. Периодичность их созыва установлена не была. Король собирал штаты по своему усмотрению. Созыв Генеральных штатов наиболее часто происходил во времена различных потрясений и политической нестабильности. Список обсуждаемых вопросов и продолжительность заседаний определял король.

Основные причины созыва

Генеральные штаты созывались для того, чтобы выразить мнение сословий по таким вопросам, как объявление войны, заключение мира и другим важным темам. Король иногда консультировался, узнавал позицию собрания по поводу различных законопроектов. Однако решения Генеральных штатов не были обязательными к исполнению и носили рекомендательный характер. Наиболее частой причиной созыва собраний являлась острая нужда Короны в деньгах. Французские короли нередко обращались к сословиям за финансовой помощью. На собраниях обсуждались очередные налоги, которые в то время вводились лишь на один год. Только в 1439-м король получил добро на взимание постоянного сбора - королевской тальи. Однако если речь заходила о каких-то дополнительных налогах, нужно снова было собирать Генеральные штаты.

Взаимоотношения между Короной и собранием

Генеральные штаты нередко обращались к королям с жалобами, протестами и просьбами. У них было принято вносить различные предложения, критиковать действия королевских чиновников и администрации. Но так как существовала прямая связь между просьбами Генеральных штатов и результатами их голосований по поводу запрашиваемого королем финансирования, последний нередко уступал им.

Собрание в целом не было обычным инструментом королевской власти, хотя оно и помогло ей укрепить позиции в стране и усилиться. Штаты нередко противостояли Короне, не желая выносить нужных ей решений. Когда сословное собрание проявляло характер, монархи на длительное время прекращали его созыв. Например, за период 1468-1560 гг. штаты были собраны всего один раз в 1484-м.

Конфликт между королевской властью и Генеральными штатами

Королевская власть практически всегда добивалась нужных решений от Генеральных штатов. Но это не означает, что собрание всегда безоговорочно подчинялось королям. Наиболее серьезный конфликт между королевской властью и штатами датируется 1357 годом. Он произошел во время городского восстания в Париже, когда король Иоганн был в плену у англичан.

В работе Генеральных штатов приняли участие преимущественно представители горожан. Они разработали программу реформ, которая получила название "Великий мартовский ордонанс". В обмен на предоставленное властям финансирование они потребовали, чтобы контроль за сбором налогов и расходованием средств осуществляло собрание, которое должно было обсуждать данные вопросы трижды в год без позволения короля. Из состава участников были избраны реформаторы, которые наделялись чрезвычайными полномочиями: право контроля деятельности королевских чиновников, увольнения и наказания их (вплоть до смертной казни). Но попытка Генеральных штатов подчинить себе финансы успеха не имела. После подавления восстания в Париже и крестьянских выступлений Жакерии корона отвергла все реформационные требования.

Полномочия депутатов

Выборные депутаты имели Их позиция по всем вопросам была четко регламентирована инструкцией избирателей. После того как депутат возвращался с того или иного заседания, он обязан был отчитаться перед своим электоратом.

Местные собрания

В определенных регионах страны (Фландрия, Прованс) в конце XIII в. начинают образовываться местные сословные собрания. Сначала они именовались консилиумами, парламентами или просто представителями трех сословий. Однако в XV веке за ними прочно закрепился термин "штаты". К этому времени они уже имелись практически во всех провинциях. А в XVI столетии к термину "штаты" начали добавлять слово «провинциальные». Крестьянское сословие в собрания не допускалось. Короли нередко выступали против некоторых региональных штатов, когда они оказывались под чрезмерным влиянием местной феодальной знати. Например, в Лангедоке, Нормандии и др.

Причины утраты Генеральными штатами своего значения

Генеральные штаты создавались в условиях, когда полномочия крупных феодалов были не намного меньше власти самого короля. Собрание было удобным противовесом местным властителям. На тот период они имели свои армии, чеканили собственную монету и мало зависели от Короны. Однако королевская власть со временем укреплялась. Французские монархи постепенно увеличивали свое влияние, выстраивая централизованную вертикаль.

В XV веке на основе королевской курии был создан Большой совет, куда вошли легисты, а также 24 высших представителя духовной и светской знати. Он собирался каждый месяц, но решения носили рекомендательный характер. В том же столетии появилась должность генерал-лейтенант. Они назначались королем из представителей высшей знати для управления провинциями или группами бальяжей. Централизация коснулась и городов. Короли получили возможность ограничивать горожан в различных правах, менять ранее изданные хартии.

Корона также проводила унификацию судебной системы. Это дало возможность уменьшить влияние духовенства. Ещё больше укрепило королевскую власть право собирать постоянный налог. Карл VII организовал регулярную армию с четкой иерархией подчинения и централизованным руководством. А это привело к тому, что средневековая Франция стала меньше зависеть от крупных феодалов.

Во всех регионах появились постоянные гарнизоны и воинские формирования. Они должны были пресекать любое неповиновение и выступления местных феодалов. Значительно увеличилось влияние на государственные дела Парижского парламента. Корона также учредила Совет Нотаблей, в котором заседали лишь высшие представители сословий (кроме крестьянства). С его согласия можно было вводить новые налоги. В результате усиления королевской власти Генеральные штаты во Франции постепенно утратили свое значение.

Генеральные штаты во Франции – высшее сословно-представительское учреждение в 1302–1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства. Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Поскольку возникновение Генеральных штатов происходило в период борьбы королевской власти за централизацию государства и преодоления сопротивления федеральной знати, именно к началу XIV века окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Создание Генеральных штатов во Франции положило начало изменению формы государства во Франции – превращению его в сословно-представительную монархию.

Причинами созыва Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году стали неудачная война во Фландрии; серьезные экономические трудности, а также спор короля с римским папой. Однако эти события явились поводом, еще одной причиной было создание общенационального сословно-представительного учреждения и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов.

Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества. Сословный состав Генеральных штатов включал духовенство (высшее – архиепископы, епископы, аббаты); дворянство (крупные феодалы; среднее и мелкое дворянство – кроме первых созывов); городское население (депутаты от церквей, конвентов монастырей и городов – по 2–3 депутата; юристы – примерно 1/7 часть Генеральных штатов). Каждое сословие – духовенство, дворянство, третье сословие – заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, этот вопрос решался королем в зависимости от обстоятельств и политических соображений.

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 годах все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 годы). Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337–1453 годов, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357–1358 годов, Жакерия 1358 года) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной. Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год и без созыва их королем. Были избраны «генеральные реформаторы», которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).