Финалисты международного архитектурного конкурса Arhiprix International встретились в Москве, чтобы поучаствовать в воркшопе «Стрелки» по улучшению инфраструктуры мегаполиса. Они рассказали «Теориям и практикам» об архитектурных тенденциях и подходах к образованию в их родных городах и о том, как полученные там знания можно было бы применить в России.

Лабиб Хоссан

Бангладеш, университет BUET.

Образовательный процесс у нас довольно неплох - как по форме, так и по программе, но в нем есть свои ограничения. Архитектурные образовательные учреждения у нас следуют западному пути, и многие из наших преподавателей - иностранцы, которые приехали много лет назад преподавать архитектуру и предложили свою структуру обучения. За эти 50 лет образование мало изменилось - и сейчас мы чувствуем, что нам очень не хватает ориентации на собственную архитектуру, на наши локальные традиции, локальную историю.

С другой стороны, у нас есть проблемы со сроками: за счет перерывов в обучении шестимесячный семестр растягивается на 8 месяцев, а 5 лет института могут растянуться на 6,5 лет - как это было в моем случае. Социополитическая ситуация в нашей стране очень нестабильна, власти не в состоянии контролировать внутреннюю политику - вплоть до того, что бывает небезопасно выходить на улицу. На фоне этих общественных беспорядков местные архитекторы очень поддерживают друг друга, а преподаватели - студентов.

Несмотря на все политические и экономические трудности в стране, архитектурная ситуация не так плоха - строится много проектов. Но я беспокоюсь из-за того, что много иностранных архитекторов приезжают в нашу страну и при этом недостаточно чутки к нашему культурному контексту.

В первые дни воркшопа в Москве мы исследовали улицу Арбат - там очень много старинной архитектуры. В целом, в Москве очень много открытых пространств - Бангладешу их очень не хватает. И много старых улиц с ярким историческим контекстом, но мне кажется, что для того, чтобы сохранить эту атмосферу, нужны новые архитектурные стандарты, которые балансировали бы между уважением к прошлому и потребностями современной экономики.

Луис Алонзо Перес

Коста-Рика, Universidad de Costa Rica.

Наша архитектурная школа изучает разные проблемы, и самая важная проблема для Центральной Америки с ее тяжелой экономической ситуацией - социальная. На мой взгляд, наше образование - очень хорошее, сами преподаватели очень образованны и проходят практику по всему миру, да и уровень архитектурных конкурсов в Коста-Рике достаточно высок. Сегодня правительство хочет значительно улучшить качество постройки зданий и их дизайн, дать людям хорошие условия для жизни и сделать так, чтобы город принадлежал им, а не машинам. Главный тренд в Коста-Рике - устойчивая архитектура, дизайн с поправкой на погоду, на ветер: мы тропическая страна, поэтому не можем об этом не думать. Еще мы много сотрудничаем с Южной и Северной Америкой, что помогает нам развиваться.

Но если все-таки говорить о недостатках нашего образования - уровень преподавателей все-таки мог бы быть и повыше. Сегодня наши студенты знают больше об актуальных тенденциях, чем преподаватели, и академическое сообщество все-таки остается достаточно закрытым.

Честно говоря, хорошей архитектуры в Коста-Рике очень мало. Прежде всего потому, что плохие дома строить дешевле. К тому же большинство населения не очень разбирается в архитектуре в принципе - так что нам нужно заниматься образованием и простых людей, показывать им, что архитектура им нужна, чтобы улучшить свою жизнь. Понемногу и эта ситуация меняется - сейчас строители работают с более качественными материалами, и дизайн зданий тоже становится лучше.

Во время обучения меня больше всего интересовали городские проблемы и транспорт - поэтому я выбрал эту тему и на московском воркшопе. Сейчас мы изучаем главные городские вокзалы и думаем, как можно улучшить территорию вокруг них - добавить зеленых участков, удобных пространств для людей, торговли, сделать город более дружелюбным.

Адиш Патни

Индия, R V College of Architecture.

Я думаю, что у нас очень серьезная архитектурная школа - мы делаем много исследовательской и аналитической работы. Мы изучали архитектурные проекты по всему миру - и стараемся следить за новыми идеями и философией в архитектуре. Я получил как фундаментальные, так и прикладные знания, которые мне очень пригодились.

Архитектура в Индии - это очень небольшое комьюнити. Мы очень практически ориентированы, но технологии по всему миру, конечно же, сильно опережают те, что есть у нас, ведь, к сожалению, современная архитектура требует немалых денег. Но мы стараемся экспериментировать, выбираться из привычных решений. При этом Индия очень разная, в ней живут разные люди - в том числе самые богатые в мире. Как архитектор ты должен выбрать, для кого ты будешь строить - для супербогатых или для бедных, - потому что в каждом случае ты будешь ставить перед собой разные задачи.

Я думаю, что архитектурному сообществу Индии нужно быть более чувствительным к разным вещам - социальным проблемам, природным проблемам. Меня в этом смысле очень расстраивает философия зарабатывания денег на архитектуре. Всех кругом заботит только стоимость здания и процент, который они с нее получат. Я думаю, что со временем люди станут более чувствительны к проблемам нашей страны.

При этом в Индии простые люди не считают, что архитектура - это важно. Здания воспринимаются как работа на один день, и им еще предстоит понять, что архитектура - это не строительство жилых блоков, а вид искусства, то, что заставляет тебя что-то переживать. Ведь на самом деле архитектура - про ощущения людей, про их поведение в пространстве, и это понимание приходит к нам постепенно.

Этот воркшоп получился очень удачным - моя группа лучшая, и мне есть чему поучиться у каждого из коллег. Мы занимаемся городскими проблемами - Москва очень большой город, в котором легко потеряться. Наш проект именно про это - как не потерять свою идентичность в мегаполисе, как почувствовать его на личном уровне. Я приехал сюда впервые и воспринимаю Москву как кольцевой город - в моем городе тоже есть кольцевая дорога, но она одна, а здесь их пять - и они стали важным элементом городской навигации. Куда бы ты ни направлялся, обязательно нужно проехать по кольцу, а потом куда-то пересесть - и над этими пересадками мы пытаемся работать. Мы хотим сделать их более человечными, активными и живыми. Мы предлагаем сделать пересадочную станцию, которая бы приносила радость.

Дикле Такин

Турция, Middle East Technical University.

Наше образование довольно разнообразное - школы различаются, некоторые из них более технические, некоторые - более теоретические. При этом студенты и группы соревнуются между собой - какой подход лучше. Моя архитектурная школа - одна из главных во всей Турции. Она адаптирует американскую модель к нашим реалиям - и при этом ее часто критикуют за старомодность. Преподавательский состав уже давно не менялся и с трудом воспринимает новые тенденции - вроде цифровой архитектуры. У нас есть молодые преподаватели, которые поддерживают новые подходы, но в целом взгляд на архитектуру несколько устаревший. Но прогресс все же есть: навыки аналитической работы, дизайна - все это потихоньку становится лучше.

Я только закончила институт, так что не очень хорошо знаю всю ситуацию в архитектурном сообществе. Но могу сказать, что устроиться на работу после выпуска довольно непросто. В большинстве бюро мне не нравится работать: там туманная методология, строгая иерархия, а главное, я умею намного больше, чем от меня там требуют. При этом, если я открою свое маленькое бюро в Турции, мне будет тяжело продвигать свою философию среди массы коммерческих, капиталистически ориентированных организаций.

Я не представляю жизнь в Стамбуле через 5 лет - даже сейчас там невозможно дышать. Там хуже, чем в Москве, из-за плотности населения - Москва не такой уж и перенаселенный город, честно говоря. В Стамбуле многих привлекает культура и интеллектуальные ресурсы - но спустя какое-то время они все покидают город, потому что жить там сейчас очень тяжело. К тому же подход властей к городу очень агрессивен - и это, мне кажется, одна из наших главных проблем. У нас очень неприятная ситуация с социальным жильем. Иммигранты живут в трущобах по 70 лет, но сейчас правительство хочет провести там джентрификацию - и совершенно не считается с ними.

Наши первые результаты на воркшопе можно обозначить так: мы в тупике. Мы работаем с социальным жильем, пытаемся сделать его более человечным, но пока сложно представить себе это в реальности. Сначала мы думали, что нужно как-то объединить жилые пространства для совместного использования - но после обсуждения поняли, что пространства-коммуны никогда по-настоящему не работали в России, так что решили заняться индивидуальными пространствами. Существующие варианты квартирных планировок очень жесткие, а мы считаем, что настоящая персонализация заключается в роскоши выбора - люди в России страдают, потому что не могут выбрать себе подходящую именно им квартиру. Мы думали, что снаружи дома менять нельзя, а вот изнутри можно как-то перестраивать - например, устраивать двухэтажные квартиры. Но это тоже не так-то просто. В итоге мы решили работать над маленькими изменениями - например, один сосед может купить у другого комнату и расширить квартиру, другой - поменяться с соседом с первого этажа и устроить там офис.

Далия Мюнензон

Израиль, университет Technion в Хайфе.

Учиться у нас хорошо - но еще лучше было, когда Израиль был молодым государством, архитектура в то время была очень сильная. В страну приехало много евреев, которые учились в немецкой школе Баухаус, и они построили много домов в Тель-Авиве. Потом после войны приехало много людей из Марокко, Ирака и Ирана, и надо было строить социальное жилье - и в те времена с ним тоже все было хорошо: оно соответствовало климату, было красивым и удобным. В шестидесятых мы подхватили веяния школы японского метаболизма - в нашей школе были очень известные в этом направлении профессора. Потом, в 1980-х, каждый начал себе строить свои виллы - появились ужасные виллы с мрамором, и в то же время из-за кризиса начали строить простые жилые дома. Сейчас все осталось примерно на уровне восьмидесятых - платят мало, старые архитекторы не дают места молодым.

Образование у нас довольно современное - но параметрика и цифровые технологии появились только в последние несколько лет. И это по той же причине - моей архитектурной школе сто лет, и там сидят столетние преподаватели. С другой стороны, у нас очень хорошо придумывают концепции - делают исследования, работают над контекстом, хотя меньше работают над дизайном. Наша архитектура умная и спокойная, но никакого сумасшедшего дизайна у нас нет - нам даже в школе не разрешают использовать слово «красиво», потому что красиво - это не продуманно и это дело вкуса.

После пяти лет обучения мы три года стажируемся - когда мы заканчиваем институт, мы можем строить здания до 4 этажей. Потом мы должны поработать над публичными зданиями и городским планированием, потом сдаем экзамены и дальше можем делать что хотим.

Что изменится через несколько лет? Сейчас у нас начинают активно думать про климат. Но пока это остается на уровне идей. У нас все двигаются очень медленно - в моем институте только 2 года назад купили 3D-принтер. А с другой стороны - да, мы медленно двигаемся, но продвигаемся.

На этом воркшопе мне очень интересно смотреть, как думают и рассуждают другие люди. По большому счету, мне кажется, что все одинаково - мы все говорим на одном языке. Хотя есть свои нюансы: мы в Израиле всегда начинаем с города - вплоть до того, не нужно ли отведенное под здание место увеличить или изменить, а в некоторых странах когда делают дом, сразу берут и чертят план дома чуть ли не в первый же день. Тема этого воркшопа в моей группе - зеленые пространства Москвы, мы получили два места в Битцевском лесопарке и сейчас анализируем их - что там сейчас есть и как люди им пользуются.

Шерин Амарин

Иордания, Jordan University.

Честно говоря, образование могло бы быть лучше - но это я говорю исключительно про свой университет. Jordan University был очень хорошим в прошлом - но сейчас он сильно сдал по многим причинам. В целом образование у нас довольно современное - наш король уделяет очень много внимания образованию, школам и университетам. У нас много иностранцев - и студентов, и преподавателей, и стандарты у нас довольно высокие в целом - по крайней мере, насколько я об этом знаю. Главная проблема в том, что преподаватели состарились, и относятся к своему предмету равнодушно - хотя, говорят, в молодости они были потрясающими архитекторами. Есть и другая категория преподавателей, которые защитили диссертацию и по правилам нашей системы должны обязательно пойти преподавать - но, поскольку они делают это против своей воли, им не очень этого хочется. Поэтому нужно очень много делать самому. Не то что мы не хотим учиться сами - но иногда было бы здорово, если бы кто-то реально в этом помогал.

В Иордании очень много по-настоящему хороших архитекторов - сейчас здесь бум строительства, люди приезжают к нам со всего мира - из Сирии, Ирака и так далее. Я думаю, что в архитектуре произойдет настоящий подъем, потому что каждый год количество архитектурных бюро растет. Но молодым трудно начать карьеру: тебе платят копейки, а работать ты должен очень много. Но это бесценный опыт.

На этом воркшопе я работаю в группе «Городская реперсонализация». Я выбрала ее, потому что она напоминает мне о моей стране: все закрыты друг от друга, но я думаю, что если кто-то начнет менять ситуацию, все последуют за ним - просто нужен лидер. Мы предлагаем начать работу с фасадов - сделать их более интерактивными. В Москве все такое большое и закрытое, что ты просто идешь и идешь, а было бы здорово, если бы можно было остановиться, что-то услышать или сделать.

Пако Хернандез и Луко Матео

Уругвай, Universidad de la Republica.

Про образование мы можем сказать, что в целом оно неплохое. Мы учились в публичном университете, он очень старый, с сильными традициями - но он слегка старомодный. Архитектурное образование в Уругвае копировали с французской модели - ecole polytecnique. Все обучение у нас занимает порядка 10 лет - 7 лет + трехгодичная стажировка по всему миру, и только после этого ты можешь получить диплом. Конечно, все мы начинаем работать как можно раньше - образование очень сложное и комплексное, четыре года архитектуры, два года урбанистики и так далее. В частной школе учат 5 лет, и традиционную тоже хотят сократить до пяти, чтобы соответствовать окружающему миру - нам сейчас по 29, а мы только закончили учиться. У некоторых из наших выпускников уже есть дети и бывшие жены.

Но, с другой стороны, наше образование очень сильное - это одна из лучших школ в Латинской Америке. Курс делится на несколько составных частей, которые можно выбирать и комбинировать, - техническая, историческая, окружающая среда, социальная архитектура. Отдельные части можно даже повторить, если вдруг кто-то захочет, - и проучиться, скажем, лет 15. Есть люди, которые учатся и по 30 лет - потому что это бесплатно. У нас шутят на эту тему - что если посадить корову в нашу образовательную систему, то даже она за эти долгие годы превратится в архитектора. Этот путь обучения, помимо всего прочего, сохраняет какие-то идеи, которые достались в наследство от 60-х годов - а ситуация, конечно же, поменялась и сильно усложнилась с тех пор.

В Уругвае в 60-х была очень хорошая экономическая ситуация, а после этого все сильно испортилось. Тогда у нас было много великих архитекторов, а потом было тоже много хороших архитекторов, но того уровня они не достигали. Я думаю, что сейчас появилось новое поколение, молодые архитекторы от 30 и до 42, которые много сотрудничают с другими странами Латинской Америки и по всему миру - и эти коллаборации очень мотивируют и вдохновляют. Эти архитекторы пытаются применять новые методы, они делают много интересных вещей.

На московском воркшопе мы находимся в военной группе - мы посетили несколько военных зданий и пытаемся понять, какое значение эти здания имеют для москвичей. Честно говоря, пока мы не понимаем, что из этого получится, - мы думаем, они должны быть связаны со всеми легендами о власти и о том, о чем здесь часто не говорят. Москва, как и Берлин - город, на котором война и военные оставили сильные следы - оба эти города вообще очень важны для истории ХХ века. Мы здесь чувствуем примерно одну и ту же энергию. Хотя мы говорили с русскими, и они сказали, что в общем-то ничего по этому поводу не ощущают - но мы сами чувствуем это, и все иностранцы, которые приезжают в Москву, ощущают примерно то же самое. Мы хотели бы сделать это более четким, более открытым - как в Берлине.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

В 2017 году британская консалтинговая компания Quacquarelli Symonds (QS) провела глобальное исследование лучших архитектурных вузов мира. В первую 20-ку вошли европейские вузы Англии, Швейцарии, Швеции и Италии.

Этот вуз возглавляет рейтинг архитектурных вузов Европы. Он находится в Нидерландах и является старейшим техническим университетом страны. Университет входит в ассоциацию пяти технических вузов Европы (IDEA League), которая нацелена возвести науку и технологии Европы на мировую вершину.


2. Швейцарская высшая техническая школа Цюриха

ETH Zurich – вуз, который считается самым престижным в Швейцарии, к тому же, славится качеством образования во всем мире. Архитектурный факультет выпускает высококвалифицированных специалистов.

Высшая техническая школа Цюриха дала миру таких гениальных архитекторов как: Сантьяго Калатрава, на счету которого более 30 знаменитых достопримечательностей мирового масштаба, Илью Бондаренко, ведущего архитектора храмостроения, и других.


Манчестерская школа архитектуры – это отдельное учебное учреждение в составе Манчестерского университета и Университета Метрополитан. Студенты школы архитектуры имеют возможность использовать ресурсы обоих вузов.

Для проведения разного рода исследований привлекаются не только английские известные архитекторы, но и мировые гении.

Этот вуз на втором месте в Англии (после Оксфорда), который специализируется на обучении по разным направлениям, но особенно ценятся архитекторы с Кембриджским дипломом о высшем образовании.

Мало того, сам университет имеет изысканный архитектурный стиль. Часовня на территории вуза считается лучшим образцом английской готической архитектуры.


И замыкает 5-ку лучших архитектурных вузов Европы Миланский технический университет.

Являются популярными во всем мире. Они привлекают иностранцев своими демократичными ценами, высоким уровнем образования и многовековой историей. В Университете Милана учились известные на весь мир архитекторы: Джо Понти, Ренцо Пиано, Альдо Росси, Акилле Кастильони и другие.

Представляем вашему вниманию топ-25 самых красивых учебных заведений мира. Большинство из них входят в сотню лучших по рейтингу журнала Forbes, но это не случайное совпадение. Ведь глубокое внутреннее содержание при поддержке внешней привлекательности всегда дает максимальный эффект.

25. Делфтский технологический университет, Голландия

Главное здание Делфтского технологического университета в традиционалистском стиле после пожара 2008 года основательно и довольно креативно переделано для студентов. До этого здесь располагалось Управление архитектуры.

Самым заметным на территории кампуса является здание библиотеки. Это необыкновенное современное сооружение расположено под уклоном и пронзено 42-метровым конусом. Дизайн разработан знаменитым архитектурным бюро Mecanoo.


24. Университет Калифорнии, США

Расположенный в Санта-Крус на территории бывшего ранчо, этот калифорнийский университет радует глаз великолепными пейзажами. Вид на Тихий океан, леса красного дерева и бесконечные открытые поляны делает его поистине курортным городком. Причем дизайн спроектирован таким образом, чтобы не навредить окружающей среде.

Для студентов, предпочитающих получать знания на свежем воздухе, по всей территории кампуса расположено более 100 точек доступа к беспроводному интернету.

23. Токийский университет (University of Tokyo), Япония

Главный кампус Хонго ханимает около 56 гектар и располагается на территории бывшего поместья семьи Маэда.

Здесь находится символ университета – Красные ворота Акамон, которые являются важным культурным объектом Японии.


22. Казанский государственный университет им. В. И.Ульянова-Ленина, Россия

Весь комплекс этого старейшего российского ВУЗа построен в стиле постмодернизма. Характерная для данного стиля архитектурная «разноголосица» в университетском городке все же смотрится как единый ансамбль, несмотря на многообразие отдельных элементов.


21. Тринити-колледж в Дублине, Ирландия

Самым известным сооружением колледжа является Старая библиотека, в которой хранится старинный манускрипт. Он был написан ирландскими монахами в 800-ом году, поэтому считается главным сокровищем Длинной комнаты – так иногда называют библиотеку из-за сходства с капеллой в стиле барокко.

20. Австралийский университет в городе Warrnambool

Новый корпус этого университета привлекает внимание необычным фасадом. Это конструкция из шестиугольников, которые располагаются под углом к улице.


Каркас облицован цинком и стеклом и представляет собой наглядный образец применения современных технологий в архитектуре новой эпохи.


19. Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича, Украина

Главный корпус университета включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это здание поражает богатством оформления, здесь сочетаются элементы готики, восточные и византийские мотивы. Не зря в свое время тут располагалась резиденция митрополитов Буковины и Далмации.

18. Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology или MIT), США

Ультрасовременный комплекс, спроектированный Френком Гери, в котором расположен Центр компьютерных, информационных и интеллектуальных наук, является главной достопримечательностью Массачусетского технологического института. По некоторым данным, на его возведение было потрачено 315 млн.$, а спонсором выступил Билл Гейтс.


17. Чикагский университет (University of Chicago), США

Университет был открыт в 1857 году, но полноценно функционировать стал лишь в 1890 году после финансовых вливаний Д. Рокфеллера. Примечателен богатой библиотекой, в которой хранятся редчайшие рукописи. 79 выпускников университета стали Нобелевскими лауреатами.


Один из корпусов является поистине выдающимся образцом современного архитектурного искусства. Это холодильная установка – своеобразный арт-объект, который служит для кондиционирования зданий кампуса.


16. Болонский университет, Италия

Это старейший европейский университет, возведенный еще во времена Римской империи. В амфитеатре старинного центра Палаццо Аркиджиназио до сих пор проводятся торжественные церемонии в честь окончания учебы и вручения дипломов. На территории университета располагается Национальная художественная галерея, в которой хранятся работы Тициана и Рафаэля.

15. Академия воздушных сил США

Главное здание академии является шедевром американского модернизма середины прошлого века. Панорама скалистых гор гармонично подчеркивает форму сооружения, напоминающую крыло самолета. Кадетская каплица по праву считается одним из самых красивых зданий Америки.


14. Университет Цинхуа, Китай

Этот пекинский университет был основан в начале прошлого века на месте бывшего императорского сада династии Цинь.

Большинство зданий и ландшафт оформлены в традиционном китайском стиле, повсюду множество искусственных озер с цветущим лотосом, каменные скамейки.


13. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (МГУ)

Это один из старейших университетов России, он до сих пор остается крупнейшим и ведущим вузом страны. Число построек университетского комплекса достигает тысячи, а общая площадь составляет 1 млн квадратных метров. Долгое время Главный корпус являлся самым высоким зданием Москвы.


12. Технологический университет Цюриха, Швейцария

Этот университет считается одним из самых сильных технических вузов в мире. Сегодня он располагается в двух обширных кампусах – историческом корпусе, построенном в позапрошлом веке в центре Цюриха, и новых зданиях, которые разбросаны по всему городу.

11. Корнелльский университет, США

Для главного кампуса характерны беспорядочная планировка и эклектичный архитектурный стиль. Здесь есть здания в готическом, викторианском и неоклассическом стиле. Постройки, самые выдающиеся с точки зрения убранства и архитектуры, были возведены до Второй мировой войны.


10. Колледж Скриппс в Клермонте, Калифорния

Архитекторы успешно совместили стиль зданий и ландшафт в единую композицию. Огромный сад из редких деревьев создает уют и ощущение осени у студенток (в колледже Скриппс учатся только женщины) и гостей кампуса.


9. Колледж Вильгельма и Марии, в Вильямсбурге (Виргиния, США)

Одно из зданий этого колледжа является самой старым строением колледжа в стране. Это учебное заведение занимает территорию в более чем тысячу акров, покрытую лесом. Большинство зданий построены в англо-голландском и георгианском архитектурных стилях. Этот кампус привлекателен не только для студентов, но и для туристов.


8. Торонтский университет, Канада

Все старые здания университета, который был основан задолго до появления самой Канады, выдержаны в викторианском стиле. Интересно, что профессора этого учебного заведения являются священнослужителями.

7. Сорбонна, Париж

Этот университет был основан в 1275 году, а на сегодняшний день – это комплекс из 13 учебных заведений, которые разбросаны по всему Парижу. Многие здания переоборудованы под музеи, которые можно осмотреть только в составе группы из 30 человек.


6. Йельский университет (Yale University), США

Йельский университет может похвастаться множеством канонических сооружений, среди которых стадион Ингаллз Ринк, Галерея искусств Луиса Кана, здание искусства и архитектуры. Всего кампус насчитывает 439 зданий.


5. Принстонский университет (Princeton University), США

Классический американский кампус Принстонского университета построен в академическом готическом стиле, он глава почетной ассоциации университетов "Лига плюща". Естественно, его серые каменные стены окутаны зеленым плющом.


4. Стэнфордский университет (Stanford University), США

Местоположение университета делает его уникальным среди подобных кампусов с традициями. Он расположен на равнине, окруженной холмами.


Дизайн университетского кампуса разработал известный архитектор, создатель проекта нью-йоркского Центрального парка, Чарльз Кулидж. Он соединил модный в то время неороманский и католический стили, чем придал кампусу своеобразность, легкость и гармоничность линий.


3. Гарвардский университет (Harvard University), США

Этот университет является старейшим в Северной Америке и на сегодняшний день по праву считается одним из лучших в мире. Гарвард располагается в пригороде Бостона – Кембридже, до которого ходит местный трамвай.


Собрание гарвардской библиотеки, одной из трех крупнейших в мире, насчитывает более 15 миллионов книг.


2. Кембриджский университет (University of Cambridge), Великобритания

Самым знаменитым сооружением Кембриджа является собор Королевского колледжа, который строился почти 100 лет и стал величайшим архитектурным памятником университета. Каждый год на Рождество выступление хора мальчиков собора транслируется по центральным каналам телевидения.


1.Оксфордский университет, Великобритания

Любой архитектор с мировым именем назовет этот университет одним из красивейших в мире.

Самое старейшее учебное заведение насчитывает 39 колледжей, которые в настоящее время доступны для осмотра. Посмотреть есть что: краеведческий и исторический музеи, библиотеки и самые роскошные ботанические сады во всей Англии.

Год основания школы — 1863
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — 3300 евро
Язык обучения — бакалавриат и магистратура

Миланская архитектурная школа, среди выпускников которой Ренцо Пьяно и Альдо Росси, считается самой крупной в Италии. На английском языке обучение ведется все пять лет. Бакалавриат состоит из трех курсов. Каждый год преподаются по 7-8 предметов , посвященных основам архитектуры — истории, графике, проектированию, градостроительству и сохранению наследия. Причем уже с первого года можно выбирать между общим архитектурным, тенико-инженерным и градостроительным направлениями.

Магистратура, поступление на которую возможно только после окончания бакалавриата и прохождения полугодовой практики, предлагает сразу несколько различных направлений: сохранение наследия, архитектура интерьера, технологии и конструкции, градостроительство и защита окружающей среды.

Политехнический университет Турина, Италия

Год основания школы — 1925
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — 2600 евро
На английском — бакалавриат и частично магистратура

Местный факультет архитектуры, где обучение также ведется на английском с первых лет, называет своей главной целью изучение связи архитектуры и контекста: природы, исторической застройки, экономических и социальных аспектов. Так же, как и в Миланском Политехе, учебный план не перегружен. На каждый год бакалавриата отведено изучение 7 предметов. Интересно, что на первом курсе сразу изучается история современной архитектуры, а наследие прошлых лет осваивают на второй и третий год обучения.

Год основания школы — 1867
Срок обучения — 3 года (только магистратура)
(745 евро для нерезидентов ЕС)

Институт архитектуры в Венском Университете Прикладных Искусств стоит особняком среди других школ Европы. Во-первых, здесь обучение ведется только в магистратуре, которая длится три года, во-вторых, во главе всех трех проектных студий стоят настоящие звезды современной архитектуры: Кадзуо Седзима , Грег Линн и Хани Рашид. С учетом названных имен очевидно и основное направление школы — поиски новой экспериментальной архитектуры.

Трехлетняя магистратура создавалась с тем, чтобы за время обучения дать студентам возможность последовательно поработать во всех трех студиях, но нередко бывает, что кто-то остается в одной на весь срок. Тем более, что каждая студия организует собственный набор студентов на основе портфолио и последующего интервью. Следуя параметрическому уклону, институт оборудован круглосуточной макетной мастерской с промышленными лазерами и 3D-принтерами. Мировая известность преподавателей позволяет ежегодно приглашать с лекциями лучших современных архитекторов.

Университет Баухауса , Германия

Год основания школы — 1860
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — бесплатно

Продолжающий традиции Баухауса Университет в Веймаре считается одним из самых крупных в Германии, насчитывая 22 различных кафедры. Следуя исторической концепции мастерских, архитектурный факультет тесно связан с другими направлениями: строительством, искусством и дизайном. Для студентов оборудованы лаборатории для макетирования, экспериментов с фотографией и работы со светом.

На английском языке обучают только в магистратуре по нескольким нестандартным курсам. Школа MediaArchitecture была основана как реакция на все возрастающую важность взаимного влияния средств массовой информации и архитектуры. Среди тем для изучения заявлены, например, «Драматургия в проектировании интерактивного пространства» и «Архитектура как многокомпонентная среда: восприятие машины, техника тела, физиология пространства». Также доступны две магистерских программы в области градостроительства — European Urban Studies и Advanced Urbanism. Первый курс построен на традиции изучения формирования европейских городов и выпускает специалистов в области городского планирования. Второй организован совместно с сингапурским Университетом Тунцзи (второй год обучения проходит именно там) и посвящен более общим и масштабным вопросам градостроительства.

Мюнхенский технический университет, Германия

Год основания школы — 1868
Срок обучения — 4+2 года
Стоимость обучения — бесплатно
Обучение на английском — несколько отделений магистратуры

Мюнхенский факультет архитектуры (как и немецкая школа в целом) славится, прежде всего, своим уклоном в изучении строительных технологий. Большое внимание уделено конструкциям, проработке деталей и применению новых методик строительства. Студенты работают в лабораториях с промышленными роботами и делают совместные проекты с другими техническими факультетами. При этом университет остается одной из немногих школ, где поощряется ручная графика. В магистратуре на английском предлагаются курсы «Энергоэффективная и устойчивая архитектура», «Ландшафтная архитектура» и «Консервация и реставрация зданий».

Лёвенск ий католический университет, Бельгия

Год основания школы — 2012 (1862)
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — 0-890 евро
Обучение на английском — магистратура

Факультет архитектуры Лёвенского университета создан в 2012 году на основе двух самых старых архитектурных школ Бельгии, которые, впрочем, так и не были объединены под одну крышу. Первое отделение находится в Брюсселе, второе — в Генте. И если бакалавриат преподается по идентичной программе в обоих городах, то магистратура различается. В Генте изучают архитектуру в контексте устойчивого развития по курсу «Architecture: Resilient and Sustainable Strategies». Помимо экспериментов с современными конструкциями обсуждаются такие темы, как адаптация существующих зданий, использование ограниченных ресурсов, вторичная переработка и т.д. В магистратуре брюссельского отделения сам город во многом становится объектов изучения. Курс называется «Urban Projects, Urban Cultures» и посвящен феномену города, а также проектированию городских ансамблей среднего масштаба.

Год основания школы — 1872
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — бесплатно
Обучение на английском — магистратура

Архитектурный факультет университета Аалто традиционно известен своим углубленным изучением деревянной архитектуры. Если заехать в университетский кампус, то отделение архитектуры будет найти очень просто — здание окружено разными малыми архитектурными формами, выполненными из дерева. Помимо магистратуры на английском языке факультет предлагает отдельную школу Wood Program, посвященную исключительно работе с деревом.

В магистратуре помимо непосредственной работы с деревом читается и несколько лекционных курсов — например, Wooden Town, где обсуждается вопрос об использовании дерева в проектировании современных городов. Сразу восемь предметов посвящены урбанизму. Также отдельный модуль выделен под реставрацию зданий. Из выборочных предметов доступны такие курсы, как «Архитектор — руководитель проекта», «Рабочие чертежи и документация» или «Ориентированное на пользователя пространственное проектирование».

Флорентийский университет, Италия

Год основания школы — 1936
Срок обучения — 3+2 года / 5 лет
Стоимость обучения — 2425 евро (зависит от дохода семьи)
Обучение на английском — магистратура

Флорентийский университет несет на себе бремя наследника эпохи Ренессанса, поэтому старается не отступать от традиций. Помимо Болонской системы 3+2, на факультете ведется также обучение по единой пятилетней программе. Этот курс в 2014 году был признан второй лучшей учебной программой Италии. К сожалению, преподавание ведется только на итальянском, но можно перевестись из двух указанных выше учреждений, освоив там за первые пару лет местный язык.

В университете Флоренции на английском языке доступна только магистратура, где особое значение придается проектным студиям (Design Labs). В отличие от других школ, где обычно студенты магистратуры сразу выбирают конкретное направление, во Флоренции каждый семестр посвящен своей теме: «Архитектура и конструкции», «Реставрация», «Зеленые технологии» и «Градостроительство».

Университет Загреба, Хорватия

Год основания школы — 1919
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — 2000 евро (бакалавриат) / 3000 евро (магистратура)
Язык обучения — хорватский

Хотя архитектурная школа Загреба и не представляет никаких курсов на английском языке, мы посчитали нужным также включить ее в список. Схожесть языка с русским позволяет освоиться за несколько месяцев, чему способствует и специфика архитектуры с превалированием графики над текстом. Поэтому даже только со знанием английского вполне возможно без длительной подготовки продолжить обучение на Балканах.

Как и вся страна в целом, Университет Загреба исторически испытал большое влияние Австрии. Программа архитектурного факультета построена на основе университетов Вены и Граца, с которыми налажены партнерские отношения. Уникальность загребского факультета состоит в том, что больше в стране нет ни одной полноценной архитектурной школы. Поэтому Университет Загреба еще и является центром архитектурной жизни Хорватии. На всех кафедрах преподают ведущие практикующие специалисты страны, которые постоянно поддерживают связи с Европой и устраивают международные семинары по вопросам архитектуры.

Школа делит одно здание со строительным факультетом, что позволяет создавать совместные проекты. Обучение в магистратуре возможно по четырем направлениям: «Архитектура» (с уклоном в тему современного жилья), «Городской урбанизм», «Градостроительство» (там изучают планирование стратегий развития территорий) и «Конструкции», где студенты занимаются рабочим проектированием и вопросами современных технологий строительства.

Год основания школы — 1846
Срок обучения — 3+2 года
Стоимость обучения — 3000 евро
Язык обучения — английский или сербский

Белградский университет имеет долгую историю взаимоотношений с Россией, в том числе и с МАрхИ, что позволяет рассчитывать на простой перевод из российского ВУЗа, например, со второго или третьего курса. Кроме того, белградский архитектурный факультет в 2014 году прошел сертификацию по британским стандартам RIBA, что поможет признать диплом на территории Великобритании. Школа находится в тесном сотрудничестве с университетами Дельфта, Цюриха и Граца, в которые организуется годовые программы по обмену студентов.

Как и во Флоренции, здесь наряду с новой системой 3+2 сохранился пятилетний полноценный курс, который в значительной степени похож на российскую традицию образования. Магистратура предлагается в двух направлениях — архитектура и градостроительство, но существует также развитая система аспирантуры, где можно пройти обучение по курсам «Энергоэффективность зданий», «Сохранение наследия» и «Города в новом тысячелетии».

Фото architecture.aalto.fi, facebook.com, i-o-a.at, arch.polimi.it

Учиться, учиться и еще раз учиться. Не знаете, где? Prointerno составил список лучших архитектурных школ, который поможет (будущим) студентам найти подходящий вуз и уехать за границу.

Школа архитектуры и градостроительства Массачусетского технологического университета (США)

В престижнейший вуз США поступить не так-то просто - говорят, в среднем из 20 абитуриентов лишь один становится студентом. Университет выпускает как незаурядных ученых-теоретиков, так и блистательных инженеров - неспроста его девиз гласит Mens et Manus («Головой и руками»). Архитектурный факультет известен своей сильной учебной программой - к слову, недавно ее оцифровали и выложили в свободный доступ.

Выпускникам школ, бакалаврам и специалистам, которые хотят продолжить учебу в Массачусетском технологическом университете, необходимо предоставить аттестат (либо диплом), написать три эссе, сдать несколько тестов и пройти собеседование. Годовое обучение здесь стоит порядка $40 000 - зато есть возможность получить грант (а каждому студенту обеспечена комната в общежитии). Кстати, символом вуза был выбран бобер, ведь его называют «инженером от природы».

Школа Архитектуры Архитектурной Ассоциации (Англия)

Старая добрая школа в старой доброй Англии предлагает 11 учебных программ по разным направлениям - стоимость зависит от выбранного курса (но и гранты, и стипендии предусмотрены). Как ни странно, AA School редко входит в списки лучших вузов - хотя она основана еще в 1847 году, и среди ее выпускников есть такие «звезды» архитектуры, как Заха Хадид и Дэвид Чипперфильд. Школа располагается в нескольких старинных зданиях георгианской эпохи, при этом учреждению не чужды новаторские подходы в обучении.


Школа архитектуры Бартлетт (Англия)

Одна из ведущих архитектурных школ Англии (наряду с AA School) выделяется своей требовательностью по отношению к студентам - но нужно признать, что никто из учащихся не спешит жаловаться. Bartlett находится под покровительством известной архитектурной компании Fosters & Partners, которая предоставляет материалы и оборудование для проведения ежегодной выставки. У студентов есть весомый повод принять участие в этом мероприятии (и постараться) - ведь авторы лучших работ попадут на стажировку к самому Норману Фостеру.


Университет Делфта (Голландия)

Каждый из вузов нашего списка по умолчанию заслуживает определения «один из лучших», но Делфтский технический университет называют лучшим среди европейских архитектурных школ. Если для учебы в магистратуре достаточно будет английского языка, то аспирантура требует от студентов знания голландского. Годовое обучение здесь стоит сравнительно недорого - около €10 000.


Университет Баухауса (Германия)

Германия оправданно считается европейским центром бесплатного образования - к примеру, обучение в Баухаусе не будет стоить ни единого €. Славное прошлое вуза, в котором работал даже Василий Кандинский, сменилось не менее славным настоящим - ученое сообщество признает авторитет университета.