Да́нте Алигье́ри , полное имя Дуранте дельи Алигьери - итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. Создатель «Комедии». Предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Данте родился 26 мая 1265 года во Флоренции. Первым наставником Данте был известный в то время поэт и ученый Брунетто Латини. Место, где учился Данте, не известно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени. В 1274 году девятилетний мальчик залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари - это его первое автобиографическое воспоминание. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов». Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания - его общественные и политические взгляды. Первые произведения Данте датируются 1280-ми годами, а в 1292 году была написана «Новая жизнь», которую ученые назвали первой в истории мировой литературы автобиографией. Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам. В 1302 году он был изгнан и никогда более не увидел Флоренции, умерев в изгнании. Данте Алигьери, мыслитель и поэт, постоянно ищущий принципиального основания всему, что происходило в нём самом и вокруг него, именно эта вдумчивость, жажда общих начал, определённости, внутренней цельности, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии, стиля, образности и абстрактности. Любовь к флорентианке Беатриче получала для него таинственный смысл; он наполнял ею каждый момент существования. Её идеализированный образ занимает значительное место в поэзии Данте. Смелые и грациозные, порой сознательно грубые образы-фантазии складываются в его Комедии в определённый, строго рассчитанный рисунок. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом; но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат «О монархии». Данное произведение - своеобразный апофеоз гуманитарного императора, рядом с которым он желал бы поставить столь же идеальное папство.

Данте в изгнании.

Годы изгнания были для Данте годами скитальчества. Он затевает свой «Пир», который так и закончил: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги, и латинский трактат о народном красноречии. В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы три кантики Божественной Комедии. Рай дописывался в Равенне. О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. На первых порах он нашёл приют у властителя Вероны, Bartolomeo della Scala; поражение в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое странствование по Италии. Позднее он прибыл в Болонью, позже очутился в Париже, где выступал с честью на публичных диспутах, обычных в университетах того времени. Именно в Париже Данте застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Идеальные грёзы его «Монархии» воскресли в нём с новой силой; он вернулся в Италию, желая ей обновления, себе - возвращения гражданских прав. Его «послание к народам и правителям Италии» полно этих надежд и восторженной уверенности, однако, император-идеалист внезапно скончался), а в 1315 г. наместник короля Роберта во Флоренции, подтвердил декрет изгнания в отношении Данте Алигьери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев. С 1316-1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор городаGuido da Polenta. Здесь создавались песни Рая. Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь Данте заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Данте был похоронен в Равенне.

Сегодня посетим дом-музей Данте Алигьери во Флоренции.

Вот этот дом, где когда то он жил.

Бюст Данте Алигьери на фасаде дома-музея Данте .

Во Флоренции легко найти старинный квартал, где проживало семейство Алигьери. Там же, в двух шагах от родного дома, у церкви Санта-Маргарита на улочке с тем же именем, девятилетний Данте впервые повстречал Беатриче Портинари.

На картине изображена вторая встреча Данте с Беатриче.

Вещей Данте не сохранилось. Но в доме-музее есть очень много картин, репродукций, книг, карт и разных интересных документов, рассказывающих о его жизни. К примеру, макет Флоренции 13 века с теми самыми жилыми башнями-небоскребами. Или модель поля боя между гвельфами и гиббелинами (что прикольно, сейчас во Флоренции имеются улицы и тех, и других) в одной деревушке под Флоренцией с сотней оловянных солдатиков в полном средневековом обмундировании с фамильными флагами и гербами.

Фамильный герб (гвельфы).

Итак кто же такой Данте Алигьери?

Современникам он был известен больше не как поэт, а как политик, потерпевший фиаско и изгнанный из родной Флоренции, а также как автор трактатов на латинском языке. Широкое признание его поэтический талант получил только под конец жизни, когда по всей Италии стали распространяться рукописные копии «Ада» и «Чистилища» - первых двух частей («кантик») поэмы, названной автором просто «Комедией». «Божественной», то есть прекрасной, выше всех похвал, ее назвал один из первых биографов поэта Джованни Боккаччо.

Вельможность крови
Прапрадед Данте (уменьшительное от Дуранте), рыцарь в свите императора Священной Римской империи, доблестно сражался с сарацинами во времена Второго крестового похода (1147 - 1149). О своей родословной поэт повел рассказ в «Божественной Комедии», завершив его горестной репликой: «О, скудная вельможность нашей крови!» Род обеднел, и отцу Данте, Алагьеро де Алигьери пришлось стать менялой. По слухам, он не пренебрегал и запрещенным законом ростовщичеством. О себе поэт написал, что появился на свет, когда Близнецы пришли на смену Тельцу. Точная дата его рождения в 1265 году осталась неизвестной, и дантовские юбилеи принято отмечать в конце мая.
Его мать Габриэлла умерла, когда мальчику было пять или шесть лет. Отец женился вторично, и Данте вместе со своей младшей сестрой, а затем и сводными братом и сестрой, воспитывался мачехой. О ней, как и об отце, который умер, когда Данте было 12 лет, нет ни слова в его стихах и прозе. Не писал он никогда и о матери, сестрах и брате. Очевидно, воспоминания о них не были светлыми и радостными. Но вот для своего учителя Брунетто Латини, у него нашлись в поэме такие слова: «Во мне живет… ваш отчий образ, милый и сердечный». Брунетто Латини - писатель, переводчик, ученый - не был учителем Данте в привычном смысле слова. Он руководил его образованием, когда тот уже постиг в школе основы грамматики, риторики, богословия. Данте читал и писал по-латыни, знал французский язык. Брунетто приобщил Данте к поэзии и направлял его первые шаги в стихосложении. Нужно полагать, что Данте любил рисование и музыку. Пластическое его чутье явствует, по замечанию Боккаччо, из наглядности его изображений.

Друзей молодости Данте находил в среде художественной, музыкальной и литературной. Так, например, Казелла, тогдашний известный певец, был, по-видимому, очень дружен с Данте, так как даже в «Чистилище» Казелла, встретившись с поэтом, уверяет его в своей любви, а Данте вспоминает о пении его, которое «утоляло в нем всякие горести». Данте был также дружен с художником Чимабуэ, с известным в то время миниатюристом Одерйзи и с Джотто, этим реформатором итальянского искусства в смысле живописи. Существует прекрасный портрет молодого Данте, срисованный с него Джотто, вероятно, в период времени 1290—1295 гг., и только недавно, в 1840 году ,! открытый на стене часовни del Podesta во Флоренции. Близкими друзьями Данте были поэты Лапо Джани, Чино да Пистоя и в особенности Гвидо Кавальканти. С Чино да Пистоя, который был моложе Данте на пять лет ,— известным юристом и одним из лучших лириков того времени, впоследствии учителем Петрарки,—- Данте, по-видимому, сошелся позже, во время своего изгнания.

Потрясение любовью . Любовь длинною в жизнь

Наиболее выдающимся, первенствующим событием молодости Данте была его любовь к Беатриче. Впервые увидел он ее, когда оба они еще были детьми: ему было 9, ей — 8 лет . «Юный ангел», как выражается поэт, предстал перед его глазами в наряде, нриля-чеегвукщгм ее детскому возрасту: Беатриче была одета в «благородный» красный цвет, на ней был нояс, и она, по словам Данте, сразу стала «владычицей его духа». «Она показалась мне,— говорит лоэт,— скорее дочерью Бога, нежели простого смертного», «С той самой минуты, как я ее увидел, любовь овладела моим сердцем до такой степени, что я не имел силы противиться ей и, дрожа от волнения, услышал тайный голос: Вот божество, которое сильнее тебя и будет владеть тобою».

"Первая встреча Данте и Беатриче " Симеон Соломон

Десять лет спустя Беатриче является ему снова, на этот раз вся в белом. Она идет по улице в сопровождении двух других женщин, поднимает на него взор свой и, благодаря «неизреченной своей милости», кланяется ему так скромно-прелестно, что ему кажется, что он узрел «высшую степень блаженства». Опьяненный восторгом, поэт бежит шума людского, уединяется в своей комнате, чтобы мечтать о возлюбленной, засыпает и видит сон. Проснувшись, он излагает его в стихах. Это — аллегория в форме видения: любовь с сердцем Данте в руках несет в тоже время в объятиях «уснувшую и укутанную вуалем даму». Амур будит ее, дает ей сердце Данте и потом убегает, плача. Этот сонет 18-летнего Данте, в котором он адресуется к поэтам, -спрашивая у них объяснения своего сна, обратил на него внимание многих, между прочим, Гвидо Кавальканти, который от души поздравил нового поэта. Таким образем было положено качало их дружбе, никогда не ослабевавшей с тех пор. В первых своих поэтических произведениях, в сонетах и канцонах, окружающих яркям сиянием и поэтическим ореолом образ Беатриче, Данте превосходит уже всех своих современников силой поэтического дарования, умением владеть языком, а также искренностью, серьезностью и глубиной чувства. Хотя он тоже еще придерживается той же условности формы, но зато содержание новое: оно пережито, оно вдет из сердца. Данте скоро отказался от переданной ему формы и манеры и пошел по новому пути. Традиционному чувству поклонения Мадонне трубадуров он противопоставил реальную, но духовную, святую, чистую любовь. Сам он считает «могучим рычагом» своей поэзии правду и искренность своего чувства.

Картина Генри Холлидея "Данте и Беатриче"

Ватерхаус, Джон Вильям - Данте и Беатриче

История любви поэта очень проста. Все события — самые незначительные. Беатриче проходит мимо него по улице и кланяется ему; он встречает ее неожиданно на свадебном торжестве и приходит в такое неописуемое волнение и смущение, что присутствующие, и даже сама Беатриче, трунят над ним, и друг его должен увести его оттуда. Одна из подруг Беатриче умирает, и Данте сочиняет по этому поводу два сонета; он слышит от других женщин, как сильно Беатриче горюет о смерти отца... Вот каковы события; но для такого высокого культа, для такой любви, на которую было способно чуткое сердце гениального поэта, это целая внутренняя повесть, трогательная по своей чистоте, искренности и глубокой религиозности.,

Беатриче.

Эта столь чистая любовь робка, поэт скрывает ее от посторонних глаз, и чувство его долгое время остается тайной. Чтобы не дать чужим взорам проникнуть в святилище души, он делает вид, будто влюблен в другую, пишет ей стихи.
Но другая любовь Данте к какой-то Пьетра, о которой он написал четыре канцоны, носит уже иной характер. Кто была эта Пьетра — неизвестно, как и многое из жизни поэта; но упомянутые им четыре канцоны написаны им, как предполагают, еще до его изгнания. В них звучит язык еще юношеской страсти, юношеской любви, на этот раз уже чувственной. Рядом с мистической экзальтацией, с религиозным культом женского идеала легко совмещалась в те времена и чувственная любовь; чистое, целомудренное поклонение женщине не исключало тогда так называемого в те времена «folle amore». Весьма возможно, что при страстном своем темпераменте и Данте отдал ему дань и что и у него был период бурь и заблуждений.

Случилось «даме защиты» покинуть город, и поэт счел за благо выбрать другую даму, вместо той, чтобы сохранить завесу. Дамы заметили это и принялись укорять Данте в недостойном поведении, что дошло до Беатриче, и она отказала ему в ее «пресладостном привете, в котором заключалось все мое блаженство», по словам поэта, что повергло его в величайшее горе.
Он постоянно проливал слезы, сошел с лица, стал хилым, и в это время он снова увидел Беатриче среди других дам, на свадьбе одной из них, что лишь повергло его в новые муки, и он был вне себя, а дамы смеялись над ним, а что еще хуже, и Беатриче с ними смеялась над ним.

Dante and Beatrice, from \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\"L\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\"Estampe Moderne\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\", published Paris 1897-99

Вы меж подруг смеялись надо мною,
Но знали ль вы, мадонна, отчего
Нельзя узнать обличья моего,
Когда стою пред вашей красотою?

Ах, знали б вы - с привычной добротою
Вы не сдержали б чувства своего:
Ведь то Любовь, пленив меня всего,
Тиранствует с жестокостью такою,

Что, воцарясь средь робких чувств моих,
Иных казнив, других услав в изгнанье,
Она одна на вас свой взор стремит.

Вот отчего мой необычен вид!
Но и тогда изгнанников своих
Так явственно я слышу гореванье.

Похоже, благородные дамы вывели молодого поэта на чистую воду, с его уловками носиться с завесой, они не могли - или Беатриче - не догадаться, кто по-настоящему дама его сердца. Данте, как юноша, таил свои чувства, хотя все его переживания отражались в его облике и поведении, не говоря о сонетах.

Начинаются пересуды, и, по-видимому, Беатриче ревнует и не отвечает на его поклон.

Россетти. Беатриче. встретив Данте на свадебном пиру, отказывается приветствовать его.

Я услыхал, как в сердце пробудился

Любовный дух, который там дремал;

Потом вдали Любовь я увидал

Столь радостной, что в ней я усомнился.

Она ж сказала: «Время, чтоб склонился

Ты предо мной...» - и в речи смех звучал.

Но только лишь владычице я внял,

Ее дорогой взор мой устремился.

И монну Ванну с монной Биче я

Узрел идущими в сии края -

За чудом дивным чудо без примера;

И, как хранится в памяти моей,

Любовь сказала: «Эта - Примавера,

А та - Любовь, так сходственны мы с ней».

Майкл Паркес, портреты Данте и Беатриче

Некоторые биографы не так еще давно сомневались в действительном существовании Беатриче и пытались считать ее просто аллегорией, без реального содержания. Но теперь документально доказано, что Беатриче, которую Данте любил, прославил, оплакивал и возвеличил в идеал высшего нравственного и физического совершенства — несомненно, историческая личность, дочь Фолько Порти-нари, жившая в соседстве с семейством Алигьери и родившаяся в апреле 1267 года.

У этого семейства даже была своя церковь.

Дата основания церкви Св. Маргариты 1076 год, то есть в 1276 году зданию пошел третий век.

В январе 1287 года она вышла замуж за Сисмон-ди Барди, а 9 июня 1290 года умерла 23 лет, вскоре после отца.

Эта церковь теперь называется Церковь Данте. Она очень скромная и здесь бывает мало посетителей. Но нас она просто окутала своим уютом. Трудно отыскать более романтичное место! Кстати, Беатриче похоронена именно в ней. На ее надгробии лежит букет цветов, а рядом стоят две корзины, куда люди кладут записочки со своими сокровенными желаниями. Считается, что Беатриче их обязательно исполнит!

Жизнь Беатриче была недолгой, ей было 23 года. Данте так тяжело переживал ее смерть, что «… стал худ, оброс бородою и перестал совсем быть похожим на прежнего» - написал Боккаччо по воспоминаниям людей, которые лично знали поэта.
В первой книге Данте «Новая жизнь» собраны стихи и прозаические комментарии к ним, написанные за 10 лет - с 1283-го по 1293 год. Все они вдохновлены любовью к Биче Портинари. Но после «Новой жизни» Данте решил, что не будет ничего больше о ней писать, пока не найдет таких высоких слов, которых она действительно достойна: «Для этого я учусь, сколько могу», - написал поэт.

Несколько лет спустя после смерти Беатриче — когда собственно неизвестно, но, по-видимому, в 1295 году —Данте женился на некоей Джемме да Манетто Донати. Родители обручили их еще детьми по политическому расчету: Донати, как и Алигьери, были гвельфами - входили в партию сторонников власти папы римского и враждовали с партией гибеллинов, приверженцев императоров Священной Римской империи. Прежние биографы сообщают, что у поэта было от нее семь человек детей, но по новейшим исследованиям их оказывается всего трое: двое сыновей, Пьетро и Якопо, и дочь Антония» О жене поэта, Джемме, сохранилось очень мало сведений. По-видимому, она пережила мужа; по крайней мере, еще в 1333 году подпись ее значится на одном документе. По сведениям, сообщаемым Боккаччо, Данте уже не виделся с женой после своего изгнания из Флоренции, где она осталась с детьми. Много лет спустя, под конец своей жизни, поэт вызвал к себе сыновей и заботился о них. В своих сочинениях Данте нигде ничего не говорит о Джемме. Но это было обычное явление в те времена: никто из тогдашних поэтов не касался семейных своих отношений. Жене было суждено в ту эпоху играть прозаическую роль; она оставалась совершенно вне поэтического горизонта; рядом с чувством, которое уделялось ей, могло прекрасно существовать и другое, считавшееся высшим. Боккаччо и некоторые другие биографы утверждают, что брак Данте был несчастлив.Но положительного ничего об этом неизвестно; верно лишь то, что брак этот был заключен без всякой романтической подкладки: это было нечто вроде делового уговора, чтобы исполнить общественный долг,— один из тех браков, которых и теперь немало.

На склоне лет, создавая последнюю часть «Божественной Комедии» - «Рай», поэт обращается в ней к возлюбленной своей юности Беатриче «…с той мольбой во взоре, с какой ребенок ищет мать свою и к ней бежит в испуге или в горе». Неразделенная любовь к Беатриче, которую Данте пронес через всю жизнь, восполняла и его чувство сыновней привязанности к матери, которого он был лишен в детстве.

Мэри Стиллмен. Беатриче (1895)

О своей любви Данте повествует сам в «Vita nuova» («Новая жизнь»), сборнике прозы, перемешанной со стихотворениями , который был посвящен поэтом Гвидо Кавальканти.

Под одеждой ученого у Данте бьется сердце чистое, юное, чуткое, открытое веем впечатлениям, легко склонное к обожанию и к отчаянию; он одарен пламенным воображением, уносящим его высоко над землей, в царство мечты. Любовь его к Беатриче отличается всеми признаками первой юношеской любви. Это — духовное, святое поклонение женщине, а не страстная к ней любовь. Беатриче для Данте более ангел, чем женщина; она словно на крыльях пролетает через этот мир, едва касаясь его, пока не возвращается в лучший, откуда явилась, и потому любовь к ней — «дорога к добру, к Богу». Эта любовь Данте к Беатриче осуществляет в себе идеал платонической, духовной любви в высшем ее развитии, Те не понимали этого чувства, которые спрашивали, почему поэт не женился на Беатриче. Данте не стремился к обладанию возлюбленной; ее присутствие, поклон — вот все, чего он желает, что наполняет его блаженством. Один только раз, в стихе-творении «Гвидо, я желал бы...», фантазия увлекает его, он мечтает о сказочном счастье, о том, чтобы уехать с милой далеко от холодных людей, остаться с ней среди моря в лодке, лишь с немногими, самыми дорогими друзьями. Но это прекрасное стихотворегше, где подымается мистический покров и милая становится близкой, желанной, Данте исключил из сборника «Vita nuova»: оно явилось бы диссонансом в общем его тоне.

Данте Габриэля Россетти. Приветствие Беатриче

Можно было бы думать, что Данте, поклоняясь Беатриче, вел недеятельную, мечтательную жизнь. Вовсе нет — чистая, высокая любовь лишь дает новую, изумительную силу. Благодаря Беатриче, говорит нам Данте, вышел он из рядов обыденных людей. Он начал рано писать, и стимулом его писательства была она. «У меня не было другого учителя в поэзии,— сообщает он в «Vita nuova»,— кроме себя и самой могучей наставницы — любви». Вся лирика «Vita nuova» проникнута тоном глубокой искренности и правды, но истинная муза ее — скорбь. И действительно, краткая история любви Данте имеет редкие проблески ясной, созерцательной радости; смерть отца Беатриче, ее печаль, предчувствие ее смерти и смерть ее — все это трагические мотивы. Предчувствие смерти Беатриче проходит через весь сборник. Уже в первом сонете, в первом видении, короткое веселье Амура превращается в горький плач, Беатриче несут к небу. Потом, когда подругу Беатриче похищает смерть, блаженные духи выражают при этом желание иметь ее скорее в своей среде.

Данте Габриэля Россетти. Сновидение Данте во время смерти Беатриче

Когда Беатриче умерла, поэту было 25 лет. Смерть милой была для него тяжелым ударом. Горе его граничит с отчаяньем,— он сам желает умереть, и только в смерти ждет себе утешения. Жизнь, родина — все вдруг обратилось для него в пустыню. Как о потерянном рае плачет Данте об умершей Беатриче. Но натура его была слишком здоровая и сильная для того, чтобы он погиб от горя. От великой своей скорби поэт ищет успокоения в занятиях наукой.

Жан Леон Жером Данте

Обыкновенно идеи великих поэтических произведений не появляются внезапно и не осуществляются тотчас; мысль о них таится перед тем долго в душе поэта, развивается мало-помалу, пускает корни глубже и глубже, расширяется и преобразуется, пока, наконец, зрелый продукт долгой, незримой внутренней работы не выступит на свет Божий. Так было и с «Божественной комедией». Первая мысль о великой его поэме зародилась, по-видимому, в уме Данте очень рано. Уже «Новая жизнь» служит как бы прелюдией к «Божественной комедии».

Название «Комедии» дал своей поэме сам Данте, а эпитет «Божественная» был добавлен восхищенным потомством уже позже, в XVI столетии, не вследствие содержания поэмы, а как обозначение высочайшей степени совершенства великого произведения Данте. 1 «Божественная комедия» не принадлежит ни к какому определенному роду поэзии: это совершенно своеобразная, единственная в своем роде смесь всех элементов различных родов поэзии.

Продолжение истории любви Данте к Беатриче в «Божественной комедии» и там эта любовь обретает новый уровень - любовь-бесмертие.

Данте Габриэля Россетти. Встреча Данте и Беатриче в раю

В своих очах Любовь она хранит;

Блаженно все, на что она взирает;

Идет она - к ней всякий поспешает;

Приветит ли - в нем сердце задрожит.

Так, смутен весь, он долу лик склонит

И о своей греховности вздыхает.

Надмение и гнев пред нею тает.

О донны, кто ее не восхвалит?

Всю сладость и все смиренье дум

Познает тот, кто слышит ее слово.

Блажен, кому с ней встреча суждена.

Того ж, как улыбается она,

Не молвит речь и не упомнит ум:

Так это чудо благостно и ново.

Данте и Беатриче.

Столь благородна, столь скромна бывает

Мадонна, отвечая на поклон,

Что близ нее язык молчит, смущен,

И око к ней подняться не дерзает.

Она идет, восторгам не внимает,

И стан ее смиреньем облачен,

И, кажется: от неба низведен

Сей призрак к нам, да чудо здесь являет.

Такой восторг очам она несет,

Что, встретясь с ней, ты обретаешь радость,

Которой непознавший не поймет,

И словно бы от уст ее идет

Любовный дух, лиющий в сердце сладость,

Твердя душе: «Вздохни...» - и воздохнет

Данте и Беатриче.

Чей дух пленен, чье сердце полно светом,

Всем тем, пред кем сонет предстанет мой,

Кто мне раскроет смысл его глухой,

Во имя Госпожи Любви, - привет им!

Уж треть часов, когда дано планетам

Сиять сильнее, путь свершая свой,

Когда Любовь предстала предо мной

Такой, что страшно вспомнить мне об этом:

В веселье шла Любовь; и на ладони

Мое держала сердце; а в руках

Несла мадонну, спящую смиренно;

И, пробудив, дала вкусить мадонне

От сердца, - и вкушала та смятенно.

Потом Любовь исчезла, вся в слезах.

Россетти. Первая годовщина смерти Беатриче: Данте рисует ангела

В роли гвельфа
Данте изучает философию по трудам Боэция, Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, теологию - у монахов-доминиканцев церкви Санта-Мария Новелла и францисканцев церкви Санта-Кроче. В течение года в Болонском университете посещает лекции по юриспруденции, философии и медицине. Пробует себя в ратном деле и в 1289 году принимает участие в сражениях против гибеллинов, удерживавших власть в некоторых тосканских городах. Но военная карьера его не прельщает. В 30 лет Данте начинает заниматься политикой. Во Флоренции все его знают как человека осмотрительного, образованного и уравновешенного, его избирают в Совет народа и в Приорат - правительство. По семейной традиции, Данте - гвельф. Но он выступает в Синьории как против богачей-магнатов, интересы которых представляла часть его же партии, так и против намерений папы Бонифация VIII подчинить себе Флорентийскую республику. В 1300 году вспыхивает распря в самой партии гвельфов. Она раскалывается на черных - в большинстве банкиров и магнатов, и белых - представителей ремесленного люда и мелких торговцев-пополанов. В цехе врачей и фармацевтов, единственно доступном интеллектуалам, состоял и Данте. Черные гвельфы, которых возглавляет брат его жены Корсо Донати, провоцируют кровавые схватках с белыми. Данте, занимаюший в это время должность приора, предлагает выслать из города зачинщиков резни, среди которых и его шурин.

В изгнании

Начались годы изгнания.

"Данте в изгнании", картина сэра Фредерика Лейтона

В трактате «Пир» Данте в одном из отступлений написал: «…Я, как чужестранец, почти что нищий, исходил все пределы, куда только проникает родная речь». Это были поиски пристанища у синьоров, возглавлявших многочисленные итальянские герцогства и города-государства. Данте, выкраивая время для литературного труда, выполняет обязанности секретаря, библиотекаря, берется за дипломатические поручения. В 1308 - 1309 годах он в Париже, где принимает участие в университетских диспутах. Данте обладал феноменальной памятью. Сохранилось свидетельство о том, что во время одного из диспутов в Сорбонне против Данте выступили 14 оппонентов, каждый со своей теологической темой. Он в точности повторил формулировки предложенных ему тем и блестяще обосновал свои контраргументы. Этот диспут походил на сеанс одновременной игры в шахматы, который гроссмейстер выиграл на 14 досках.
Еще незадолго до изгнания, в 1300 году, «земную жизнь пройдя до половины», Данте начал свое «виртуальное», как мы сказали бы сейчас, путешествие в ад, чистилище и рай. Но часто ему приходилось прерывать работу над поэмой и создавать прозаические или смешанные произведения, как «Пир» (Convivio) - пир знаний, разума, и любви, где стихи сочетаются с прозаическими комментариями.
Он знает, что когда его детям исполнится 14 лет, их постигнет та же судьба изгнанников, что и их отца. Поэтому необходимо, чтобы его имя стало широко известным и уважаемым. Тогда они смогли бы обрести вторую родину за пределами Флоренции. А для этого нужны сочинения на латинском языке, служившем тогда средством интеллектуального общения в Италии и за ее пределами.
На латыни написан и трактат «О красноречии народного языка» (De vulgari elоquenzia), который, по убеждению Данте, должен будет стать в Италии общенациональным языком. То, что итальянский называют языком Данте, не метафора. Он действительно стоял у истоков современного итальянского литературного языка.
Другое его произведение на латыни называется «Монархия». Данте отошел от идеологии гвельфов, которые продолжали враждовать и с гибеллинами, и между собой, проливая кровь своих же единомышлеников. Но он не видел в Италии силы, которая могла бы объединить страну, и возлагал надежды на некую мировую империю с центром в Риме, подобную античной, которая дала бы миру свободу, справедливость и благосостояние. Философские, нравственные, политические, религиозные проблемы нашли отражение и в «Божественной Комедии».
В средневековой литературе сошествие в ад было традиционным сюжетом. Но у Данте в отличие от его предшественников нет назидательного описания адских мук. Грешников в «Божественной Комедии» продолжают терзать человеческие страсти. В чистилище помещены те, кто, раскаявшись в своих грехах, «обретают очищенье», чтобы попасть в рай. Персонажи «Комедии» это - исторические личности и современники автора. Полный драматизма рассказ о грешной жизни тех, кто покинул этот мир, обращен к людям здравствующим и прежде всего к власть имущим. Именно они превратили Италию в «скорбей очаг, в великой буре судно без кормила». Загробный мир изображен с такой художественной силой, так убедительно, что многие современники Данте верили: поэт спускался в ад.

Год спустя политическая ситуация во Флоренции резко меняется. Под предлогом наведения в городе порядка его оккупирует со своей гвардией брат французского короля Шарль Валуа. Этим воспользовались черные гвельфы и привели к власти своих сторонников. Корсо Донати возвращается и начинает мстить Данте. Дом поэта разграблен, а сам он отдан под суд по ложному обвинению в злоупотреблении республиканской казной. Обстоятельства сложились так, что Данте оказался в этот момент за пределами Флоренции. 27 января 1302 года он получает в Сиене извещение о том, что приговорен к двухгодичному изгнанию из родного города и штрафу в пять тысяч флоринов. Ему было предписано явиться во Флоренцию в суд для дачи показаний. Данте этого не сделал, благоразумно полагая, что его могут заточить в тюрьму. 1 марта вердикт был пересмотрен, и на этот раз его приговорили уже к сожжению на костре.

Чужой среди своих
15 мая 1315 года власти Флоренции объявляют амнистию всем, кто был изгнан из города. Но амнистированные должны принять участие в церемонии покаяния: пройти по городу босыми, одетыми в мешковину и с бумажным колпаком на голове, на котором должно быть написано имя изгнанника и то, в чем заключалось его преступление. Данте отказался от такого унижения. Надежда когда-нибудь вернуться во Флоренцию была утрачена навсегда.
В это время он служил в Вероне секретарем при дворе местного феодала Кангранде делла Скала. Кангранде был богат и щедр, покровительствовал искусствам и поэзии, держал пышный двор. По свидетельству современников, он отличался умом и художественным вкусом, но был прежде всего своенравным воякой, исповедовавшим культ силы. Придворных поэтов он приравнивал к своим шутам и циркачам, которых держал для увеселения гостей. Однажды один из этих шутов, получив от хозяина в подарок дорогое красивое платье, показал его Данте со словами: «А ты со всей твоей премудростью никогда не получал такого подарка». Поэт парировал: «Причина проста: ты здесь среди таких же, как ты сам. Я - нет». Джованни Боккаччо отмечал, что в вопросах чести Данте был очень щепетилен, знал себе цену и высоко ценил чувство собственного достоинства. В Вероне, в условиях, далеко не всегда располагавших к творчеству, Данте продолжал работать над поэмой, но когда представилась возможность, с радостью покинул своего «благодетеля».

В Равенне и в раю
В конце 1316-го или в начале 1317 года. Данте обосновался в Равенне. К тому времени «Ад» и «Чистилище» уже ходили по стране во множестве списков, приносивших переписчикам хорошие деньги, хотя Данте не получал за свой гигантский труд ни гроша. Синьор Равенны Гвидо Новелло да Полента был знаком с кантиками «Комедии» и пригласил к себе их автора. Помимо стремления удовлетворить свое тщеславие дружбой со знаменитым поэтом, у Гвидо Новелло была еще и личная причина, чтобы принять поэта. Франческа да Полента, которую Данте вывел в своей поэме как Франческу да Римини, приходилась Гвидо да Полента родной тетей.
В Равенну к Данте приехали дети - сыновья Якопо и Пьетро, дочь Антония. Климат вокруг стал теплеть: его окружали родные и люди, которые высоко ценили его творчество, сами занимались изящной словесностью и считали себя его учениками.
В Равенне Данте заканчивает заключительную часть «Комедии» - «Рай». Вергилию, который провел Данте по аду и чистилищу, в христианский рай нет доступа, потому что он был язычником, и поэта встречает его возлюбленная Беатриче, озаренная светом Вечной Радости. Она проводит его по небесным сферам, где души праведников предстают перед ним в виде ярких огней. В аллегорических описаниях райских добродетелей отражена христианско-религиозная утопия о царстве добра, справедливости и гармонии. По существу это гимн любви к Богу, Богоматери и, конечно, к Беатриче - он, как и обещал, смог теперь найти достойные слова и прославить «любовь, что движет солнце и светила».

Искушение лавровым венком

портрет кисти Рафаэля.

Однажды Данте получил из Болонского университета письмо с предложением написать на латинском языке поэму на тему из современной истории. «Комедия», говорилось в письме, никогда не принесет Данте признания, потому что она написана на вульгарном народном языке, недостойном подлинного поэтического искусства. Но за произведение на латыни Данте увенчают в Болонье лавровым венком поэта поэтов и гарольды будут повсюду оглашать имя нового лауреата.
Лавровый венок был заветным желанием Данте. Но он хотел получить высокое признание на родине, во Флоренции. И поскольку путь туда был ему заказан, он отказался от лестного предложения из Болоньи.
Когда была написана последняя строка «Рая», Гвидо попросил Данте съездить в Венецию с дипломатической миссией: уладить некоторые вопросы между Вероной и Венецианской республикой. Данте был искусным дипломатом. Он прежде успешно справлялся с подобными поручениями других феодалов и согласился выполнить возложенную на него миссию.
На обратном пути, проезжая по заболоченным низинам устья реки По, он заболел малярией. Бесконечные скитания, тоска по родной Флоренции, горький хлеб чужбины, бытовая неустроенность, наконец, титанический труд над поэмой, требовавший напряжения всех моральных и физических сил, - все это подрывало здоровье поэта. Ему было 56 лет, когда он заболел, но выглядел он намного старше. Сопротивляться малярии ему становилась с каждым днем труднее, и в ночь с 13-го на 14 сентября 1321 года сердце Данте не выдержало - он скончался.
Данте Алигьери был похоронен «с великими почестями», как писали его биографы. Гвидо да Полента украсил чело поэта лавровым венком, о котором он так мечтал при жизни. На заупокойную мессу в монастырь Св. Франциска гроб несли самые почетные граждане Равенны.

в этой церкви отпевали Данте Алигьери.

Похоронили Данте на территории все той же церкви Сан Франческо, а именно в ее внешнем портике - тогда в землю людей как-то не особенно любили закапывать. Гвидо Новелло де Полента сначала хотел воздвигнуть в его честь мавзолей, но вскоре лишился власти, так это благое намерение и кануло в лету. А дальше началась практически детективная история.

К концу XIV столетия власти Флоренции поняли, какую ошибку совершили их предшественники, лишив город чести быть местом упокоения великого поэта. В начале XVI века папой стал уроженец «города цветов» Лев Х. Равенна вошла к тому времени в состав папского государства, и флорентийцы обратились к папе за разрешением перенести останки Данте в его родной город. Разрешение было получено, и в 1519 году представительная делегация отправилась в Равенну. Но когда открыли саркофаг, гроб Данте оказался пуст…

Началось следствие, которое так ни к чему и не привело. Пришлось флорентийцам организовать пустую могилу Данте. Ее сейчас и показывают туристам.

Надгробный памятник Данте Алигьери в базилике Санта Кроче


Памятник у входа в базилику Санта Кроче.

Кости в деревянном ящике

Лишь спустя годы выяснилось, что равеннийские монахи, почуяв куда ветер дует, пробили стенку саркофага Данте и выкрали его прах, тем самым обломав флорентийцев. Останки же Данте монахи перевезли в свою другую обитель. Там их поместили в деревянную раку и написали эпитафию. Когда же в 1810 году в эти края пожаловал Наполеон, иноки спрятали раку неподалеку от того места, где сейчас стоит мавзолей. А нашли ее только в середине 19 века. В мае 1865 года Италия готовилась торжественно отметить 600-летие Данте. В Равенне стали ремонтировать мемориальный комплекс при монастыре Св. Франциска, приводить в порядок соседние сооружения. Тогда случайно был обнаружен деревянный ящик, зарытый у входа в находившуюся рядом с монастырем небольшую капеллу. Когда очистили ящик от земли и плесени, увидели надпись: «Кости Данте положил сюда монах Антонио Санти 18 октября 1677 года». До этого времени останки поэта, очевидно, были спрятаны в монастыре подальше от флорентийских миссионеров, приезжавших в 1519 году.
В ящике, действительно, находились череп и части человеческого скелета. Министерство просвещения прислало в Равенну археолога и антропологов для идентификации останков. Ученые подтвердили: это Данте. Тогда останки уложили в ящик из орехового дерева, затем в свинцовый гроб и поместили в саркофаг в мавзолее поэта. Там они находятся и ныне.

Правда, во время Второй Мировой войны, чтобы останки Данте не пострадали от бомбежек, их временно перенесли в садик рядом с мавзолеем. Но сейчас они снова на своем месте.
Саркофаг Данте и его изображение с лампой над ним.

Что же касается самого мавзолея, то его построили только в 1780 году. Правда, урна, в которой сейчас находится прах Данте, старинная. Ее изготовили через несколько лет после его смерти.

Данте на фреске виллы Кардуччо Андреа дель Кастаньо (1450, Галерея Уффици)

Бронзино. Аллегорический портрет Данте

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ, увенчанный лавровым венком на портрете Луки Синьорелли (ок. 1441-1523).


Dante and Beatrice, from ‘L’Estampe Moderne’, published Paris 1897-99

Данте и Беатриче. Встреча в раю

Россетти - Благословение Беатриче

«Цикл фресок в Казимо Массимо (Рим), Дантевский зал, Эмпирей и восемь небес Рая. Фрагмент:Небо Солнца. Данте и Беатриче между Фомой Аквинским, Альбертом Великим, Петром Ломбардским и Сигером Парижским»

Вайт Филипп

«Цикл фресок в Казимо Массимо (Рим), Дантевский зал, Эмпирей и восемь небес Рая. Фрагмент: Небо Луны. Данте и Беатриче перед Констанцией и Пиккардой»

Delacroix, The Barque of Dante

У. Бугро Данте и Вергилий в аду

Vita Nuova . Данте и Беатриче

Сон Данте в момент смерти Беатриче.

Vita Nuova (Данте и Беатриче)

Данте на фреске Доменико ди Мичелино,
с экземпляром «Божественной комедии» в руках, у входа в Ад, на фоне 7 террас горы Чистилище,
рядом с городом Флоренцией и небесными сферами наверху.

Cхемы рая, чистилища и ада, нарисованные по мотивам "Божественной комедии".

Ад.

Чистилище.

Рай.

В «Божественной комедии» Данте Алигьери Ад представляет собой девять кругов, чем ниже круг, тем серьёзней грехи, совершённые человеком при жизни. Кроме чёткой структуры, в общем концепция отражает существовавшие в средневековье католические представления об аде.

Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

I круг (Лимб) — некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.
II круг — сладострастники (блудники и прелюбодеи).
III круг — чревоугодники, обжоры и гурманы.
IV круг — Скупцы и расточители.
V круг (Стигийское болото) — Гневные и ленивые.
VI круг — еретики и лжеучители.
VII круг:
o I пояс — насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).
o II пояс — насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты).
o III пояс — насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).
VIII круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели).
o I ров. Сводники и обольстители.
o II ров. Льстецы.
o III ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
o IV ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.
o V ров. Мздоимцы, взяточники.
o VI ров. Лицемеры.
o VII ров. Воры.
o VIII ров. Лукавые советчики.
o IX ров. Зачинщики раздора.
o X ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.
IX круг — обманувшие доверившихся.
o Пояс Каина. Предатели родных.
o Пояс Антенора. Предатели Родины и единомышленников.
o Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
o Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.
o Сам Сатана.

Официально церковь, построенная еще в 1032 году, носит название Святой Маргариты, но со времен Ренессанса весь мир знает ее под другим названием - церковь Данте и Беатриче. Здесь будущий великий поэт в возрасте 9-ти лет впервые увидел свою музу Беатриче, здесь он любовался ее красотой на каждой мессе, здесь он увидел ее последний раз, ушедшую из жизни в 24 года, здесь до сих пор живет его душа и сердце.

Церковь скромная, сильно отличающаяся от великих храмов Флоренции, даже на потолках почти нет фресок, не говоря уже о стенах — серый камень и кое-где современные детские рисунки, посвященные великому чувству Данте Алигьери. В тишине чуть слышна органная музыка. И два надгробия, у которых всегда много людей. Первый надгробный камень Джеммы Донати, жены Данте, с которой он венчался, кстати, в этом же храме. Супруги никогда не признавались друг другу в любви, и прожили почти всю жизнь вдали друг от друга - Джемма не последовала в изгнание из Флоренции за Данте. У этой надгробной плиты туристы замирают на несколько мгновений лишь для того, чтобы сфотографировать исторический объект, и спешат дальше.

На этом надгробном камне всегда горит множество свечей, словно солнце среди сероватого полумрака древнего храма. У плиты стоит корзина, всегда заполненная записками. Алтарь несбыточной, необыкновенной и вечной любви. Здесь покоится прах Беатриче Портинари.

Какое желание можно загадать в таком романтичном месте, пускай даже и пронизанном щемящей грустью? Только связанное с любовью, особенно любовью безответной, такой, которая действительно требует вмешательства небезразличных высших сил. В каждом письме, оставленном в корзине у могилы Беатриче, история любви, достойная строк великих романов и поэм, и обязательно просьба о покровительстве. Просят помочь именно Беатриче, а не Данте, слишком уж сурово смотрятся его портреты на стенах церкви. А его возлюбленная может творить чудеса, это известно всем, кто читал «Божественную комедию» - именно она вывела поэта из Ада в Рай, выступив защитницей и путеводной звездой. Что писать в записке? Особых правил нет, но судя по объемам посланий, несчастные влюбленные сначала описывают историю, а после формулируют просьбу.

Те, кому повезло в любви, не тревожьте Беатриче, она помогает только тем, кто страдает, у кого нет возможности, как у великого Данте, быть с любимой.

Во время моего первого посещения Равенны, гид Джакомо, владеющий русским языком, к слову, лучше многих россиян, назвал Данте Алигьери «итальянским Пушкиным».

В его словах есть соль, дело в том, что во-многом именно благодаря автору «Божественной комедии» итальянский стал полноценным языком, а не набором диалектов, ведь не кто иной, как Данте в далеком 1306 году создал научный труд «О народном красноречии», который стал первым в Европе полноценным исследованием романских языков.

Генри Холидей, картина «Данте и Беатриче»

И хотя, понятное дело, современные итальянские школьники, изучающие путешествие Данте по кругам Ада и ступеням Чистилища в компании верного экскурсовода Вергилия, не могут читать «Божественную комедию» без поясняющих сносок, литературный авторитет Данте в Италии обсуждению не подлежит. В отличие от того же Невзорова, публично заявляющего, что вся классика русской литературы бесполезна, ибо безбожно устарела, итальянцы к творениям Данте относятся с самым искренним почтением. В сегодняшнем обзоре — главные дантовские места Италии.

ФЛОРЕНЦИЯ: ДОМ ДАНТЕ И ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ МАРГАРИТЫ ДЕ ЧЕРКИ

Найти дом Данте во Флоренции проще простого, указатели с надписями Casa di Dante встречаются в каждом втором переулке близ .

К сожалению, воскликнуть: «Я вижу дом, где Ленин Данте рос», — будет не совсем правильным. Дело в том, что на этом месте действительно раньше находился дом, принадлежащий семье Алигьери, где в июне 1265-го года появился на свет будущий создатель «Божественной комедии», но время не щадит ничего (даже дома великих итальянских поэтов), так что от оригинальной Casa di Dante сегодня камня на камне не осталось.

Современное здание дома было возведено лишь в первом десятилетии двадцатого века, но и изнутри, и снаружи оно кажется достоверным воплощением архитектуры позднего Средневековья.

Экспозиция внутри довольно скромная: есть комната «как у Данте», есть одежда в стиле Данте (само-собой неоригинальная), есть уголок с минзурками, колбами и прочими орудиями труда алхимиков — Алигьери увлекался этой благородной наукой.

На фото: инструменты алхимика в доме-музее Данте

А еще в доме размещены прелюбопытные иллюстрации, демонстрирующие как современники Данте представляли себе рай, чистилище и ад, рассматривать их — крайне занимательное занятие. Многое сразу же становится понятным.

На фото: схема строения ада в доме-музее Данте

На фото: мучения грешников в аду, картина в доме-музее Данте

Церковь Святой Маргариты дей Черки (Chiesa di Santa Margherita dei Cerchi), где Данте венчался со своей женой Джеммой Донати, — еще одно обязательное место паломничества всех любителей итальянского Ренессанса. Правда, сама церковь была возведена задолго до эпохи Возрождения, в 1032 году, то есть в самый разгар мрачного Средневековья.

На фото: Церковь Святой Маргариты дей Черки

Поклонники Данте не любят вспоминать о том, что в ее каменных стенах итальянский поэт венчался со своей нелюбимой супругой, и почему-то наивно полагают, что в этой церкви Данте впервые встретил любовь всей своей жизни — Беатриче Портинари. Это, между прочим, полная неправда, по свидетельству самого же Данте, в первый раз он увидел свою Прекрасную даму в возрасте девяти лет на семейном празднике в доме ее отца.

На фото: Данте Габриэль Россетти, картина «Встреча Данте и Беатриче на свадебном пиру»

А вот бракосочетание Беатриче с ее супругом действительно состоялось в церкви Святой Маргариты, да и вечный покой возлюбленная Данте обрела под каменными сводами этой старинной флорентийской церкви: скончалась Беатриче в возрасте очень молодом даже по меркам Ренессанса, ей было всего в 24 года. Вот уже много лет существует традиция — девушки и юноши оставляют на могильной плите Беатриче Портинари записки с самыми сокровенными просьбами.

На фото: надгробная плита Беатриче с записками

Злая насмешка судьбы, но и законная супруга Данте, Джемма Донати тоже похоронена в Santa Margherita dei Cerchi, правда, местонахождение ее могилы историками не установлено.

На фото: внутреннее убранство церкви Святой Маргариты очень скромное

А еще в церкви часто проходят выставки детского рисунка, посвященные жизни Данте. Стоит заметить, иногда сюжеты творческих работ подрастающего поколения прямо-таки фантасмагоричны, так в 2011 году в церкви Святой Маргариты я увидела детскую картину на тему «Данте и Пиноккио».

На фото: выставка детского рисунка в церкви, на картинах Данте иногда встречает даже Пиноккио

После того, как Флоренцию захватили войска Карла Валуа, и власть в республике полностью перешла в руки политических противников Данте «черных гвельфов», Алигьери в 1302 году вместе с другими умеренными представителями партии «белых гвельфов» был изгнан из родного города. Больше во Флоренцию он так не вернулся.

ВЕРОНА. ПЛОЩАДЬ СИНЬОРИИ И ДВОРЕЦ ПОДЕСТА

В годы изгнания Данте успел пожить в Болонии, Луниджьяне, Казентино и даже провел год в Париже, однако дольше всего создатель «Божественной комедии» задержался в Вероне, где нашел приют у подесты города Кана Гранде I делла Скала — самого могущественного представителя рода Скалиггеров.

Кан Гранде I делла Скала был просвещенным правителем, во времена его владычества Вероной тут находили приют многие отвергнутые художники и поэты, так что Данте оказался, выражаясь современным языком, в свой стихии, недаром же третью часть «Божественной комедии» Данте посвятил именно Кану Гранде делла Скала.

На фото: замок Скалиггеров в Вероне

Проживал флорентийский изгнанник во дворце Подеста, то есть в том же палаццо, что и представители правящей династии Скалиггеров. Сегодня в центре площади Синьории напротив дворца Подеста установлен памятник Данте, создатель «Божественной комедии» печально взирает с высокого пьедестала на позирующих на его фоне туристов.

На фото: памятник Данте в Вероне напротив дворца Подесты

Еще одно дантовское место в Вероне — знаменитая Арена ди Верона. Дело в том, что во времена Ренессанса на ее сцене не выступали (как сегодня) оперные дивы, Скалиггеры использовали колизей для проведения массовых казней, зачастую для сожжения еретиков.

На одной из публичных казней присутствовал и Данте, впечатления от посещения сего «мероприятия» он описал в «Божественной комедии».

РАВЕННА. ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ ДАНТЕ

«Божественную комедию» Данте заканчивал уже в Равенне — итальянском городке в провинции Эмилия-Романья, где поэту дал прибежище сеньор города Гвидо да Полента.

Говорят, в последние годы к Данте приезжали его дети, а вот супругу Джемму Данте в Равенну так и не пригласил. Закончена «Божественная комедия» была летом 1321 года, а 14 сентября этого же года величайшего итальянского поэта не стало.

Данте до конца своих дней не мог полностью игнорировать политику и осенью 1321 года отправился в Венецию, дабы убедить могущественных венецианцев не нападать на Равенну. Увы, это ему не удалось, а на обратной дороге Алигьери заболел малярией, которая за несколько дней убила поэта. В Равенне Данте хоронили с великими почетями, подеста города Гвидо да Полента, бывший другом поэта, собственноручно возложил на чело покойного лавровый венок.

Гробница Данте, которую сегодня посещают все гости Равенны, была возведена на месте захоронения поэта лишь в 1486 году, то есть более чем через сто лет после кончины Алигьери.

Несколько десятилетий спустя смерти поэта правители Флоренции внезапно осознали, кого они потеряли, и принялись просить Равенну передать им прах Данте. Равенна на все просьбы неизменно отвечала отказом, однако, в память о родном городе Данте в гробнице поэта денно и нощно горит лампада с флорентийским маслом.

На фото: Флоренция — родной город Данте

Раз в год в сентябре, в месяц, именуемый «месяцем Данте», масло для поминальной лампады привозят в Равенну из любимой поэтом Флоренции, города, куда ему так и не суждено было вернуться.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Дом-музей Данте Алигьери (Флоренция, Италия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одна из самых любимых поклонниками литературы достопримечательностей Флоренции, Дом-музей Данте Алигьери в действительности имеет несколько опосредованное отношение к великому поэту Возрождения. Здание было построено всего-навсего в 1910 г. на фундаменте Дома Данте, так что не стоит восторгаться «оригинальной» обстановкой и представлять, как Алигьери некогда посиживал вот на этом самом балконе. Тем не менее, посетить дом-музей стоит непременно даже убежденным скептикам: на трех его этажах разместилась замечательная коллекция артефактов, посвященная жизни и творчеству Данте и его современников. Ну а с верхней террасы можно насладиться симпатичным видом на средневековую Флоренцию.

Залы первого этажа музея посвящены гильдии аптекарей, членом которой был Данте.

Немного истории

Современный Дом-музей Данте располагается на месте, где некогда находились дома семейства Алигьери, и в одном из них жил сам поэт. После смерти Данте в 1321 г. его брат Франческо продал часть дома семье Мардолли, которая перестроила здание по своему вкусу. Впоследствии оно поменяло не одних владельцев, каждый из них привносил в облик и внутреннее убранство что-то свое, пока от оригинального дома Данте не осталась лишь группа разрозненных жилищ, о славном прошлом которых ходили только устные легенды. В 19 веке столица была перенесена во Флоренцию, что совпало с 600-летним юбилеем поэта. Интерес к его неординарной личности вновь всколыхнулся, и специальная комиссия документально установила, в каком доме проживал Данте. Несмотря на очередной перенос столицы в Рим, проект получает дальнейшее развитие, и в 1911 г. мэрия Флоренции выкупает историческое здание. Разрушив более поздние пристройки, здесь проектируют небольшую площадь и надстраивают оригинальный дом.

Дом-музей Данте - путешествие во времени

Что посмотреть

Экспозиция Дома-музея Данте Алигьери размещается на трех этажах здания и освещает не только жизнь и творчество поэта, но и историческую и культурную среду, в которых он существовал и черпал вдохновение.

Залы первого этажа музея посвящены гильдии аптекарей, членом которой был Данте, Флоренции, ее политической жизни и экономике в 14-15 веках и битве при Кампальдино 1289 г., в которой принимал участие сам поэт. Здесь стоит обратить внимание на засушенные травы и медицинские инструменты, пейзажи и макет средневековой Флоренции, а также товары, составлявшие основу ее процветания.

Второй этаж рассказывает о ссылке Данте, в числе интересных экспонатов - копия публичной книги решений суда, в которой можно отыскать вердикт по Алигьери. Другой зал представляет, как могла бы выглядеть спальня Данте, а в третьем демонстрируется видеофильм о «Божественной комедии» с рисунками Гюстава Доре.

На третьем этаже выставлены копии прижизненных изданий произведений поэта и костюмы средневековой флорентийской знати - одеяния знатной дамы и нотариуса.

Адрес, время работы и стоимость посещения

Адрес: Флоренция, Via Santa Margherita, 1. Веб-сайт .

Время работы: с апреля по сентябрь - ежедневно с 10:00 до 18:00; с октября по март - со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00, выходной - понедельник.

Вход - 4 EUR, детям до 12 лет - 2 EUR. Детям до 6 лет вход бесплатный. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.