Есть в царском селе укромный уголок со святым местом. И, на мой взгляд, пока это единственное место которое почти восстановлен во всём Александровском парке.
(Рисунок Великой Княгини Ольги Александровны. Фёдоровский Государев Собор в Царском Селе зимой. Акварель, картон, 1917 год. Фото с выставки к 125-летию со дня рождения Великой Княгини Ольги Александровны в Инженерном Замке в СПб в октябре 2007 года.) Федоровский Государев Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам.
Первым настоятелем Государева Собора был духовник царской семьи Александр Петрович Васильев.

Комплекс Фёдоровского городка строился в 1910-1912 годах по проектам В.А. Покровского и С.С.Кричинского. В годы первой мировой в Фёдоровском городке расположился госпиталь, одним из санитаров там служил сам Сергей Есенин (С. А. Есенин (третий справа в первом ряду) среди обслуживающего персонала лазарета № 17 для раненых воинов.
Фото. Июль-август 1916.)
. Там и Великие Княгини Мария и Анастасия Николаевны были замечены.

В середине 1900-х годов основной императорской резиденцией стало Царское Село. Тогда же родилась идея строительства полкового храма для Конвоя и Сводного полка Его Императорского Величества.
(Царское село, Фёдоровский Собор, август 1912 года, шифр Е 7047 - ЦГАКФФД. Построение пехотинцев.)
В конце 1908 года было принято решение о строительстве и Император Николай II лично указал место для постройки храма: у северо-восточной границы Александровского парка, на обширной поляне.
Возведение ансамбля, решенного в формах древнерусского зодчества и приуроченного к празднованию 300-летия Дома Романовых, началось 20 августа 1909 года.
Первоначальный проект разработал архитектор А. Н. Померанцев. Однако вскоре проект Померанцева подвергся критике и архитектору В.А. Покровскому было предложено сделать новый проект, с учетом возводимого фундамента. Проект был готов в короткие сроки. Принято считать, что за основу Покровский взял Благовещенский собор в Москве - домовой церкви семьи Романовых - в его древнейшем виде (т.е. без последующих переделок и пристроек). Как бы то ни было, проект Покровского явился в целом самостоятельным и оригинальным произведением, свидетельствующем о "глубоком знании наследия русского национального зодчества".
Новый проект был утвержден 1 августа 1910 года. Императорская чета предоставила 150 тысяч рублей на постройку собора. Кроме того они постоянно следили за ходом строительства и не оставляли без личного присутствия самые ответственные моменты.
Пруд, на берегу которого стоит собор, соединялся с прудом перед Александровским дворцом специальным водоводом, вода в прудах была чистая, считается, что в пруды парка вода подается по водоводу из Тайцких источников, проведенном еще при Екатерине Великой. Несмотря на то, что собор и был построен на самом высоком месте, его помещения были сырыми.
(Фото 1912-13 года. Фермский парк. Общий вид на Фёдоровский Государев собор. Царское Село. Фото из альбомов А.Вырубовой Йельского университета)
По первоначальному проекту В. А. Покровского Пещерного храма в Федоровском соборе не предполагалось, и место, им ныне занимаемое, предназначалось для устройства отопления и "раздевальни" для нижних чинов. Утварь и иконы временной Серафимовской церкви должны были быть перенесены в верхний храм. Однако было решено перенести ее в целости в Федоровский собор в виде пещерного храма. Пещерным он назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный ранее заложенным фундаментом.

20 августа 1912 г. состоялось торжественное освящение нового собора во имя Федоровской иконы Божией Матери, считающейся заступницей всех Романовых. На торжествах в Царском Селе присутствовала вся Августейшая семья.

По окончании строительных работ в октябре 1913 года возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского. По указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи на "Толчках" в Ярославле и Храма Воскресения в Ростовском Кремле. Роспись Пещерного храма была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым, Н.Пашковым при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были начаты пробы росписи Верхнего храма собора, но вследствие сырости стен и начавшейся в 1914 году войны эти работы пришлось остановить.
(Фото 1912-13 года. Фермский парк. Вход в Фёдоровский Государев собор. Царское Село. (Фото из альбомов А.Вырубовой Йельского университета).)
В 1913 году собору было присвоено звание "Федоровский Государев Собор". Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, иными словами надо было получить специальное разрешение на его посещение.

Визуально собор двухъярусный. Первый ярус образует входы - парадные крыльца с примыкающими флигелями-галереями, а во втором ярусе простенки между сложнопрофилированными пилястрами прорезаны окнами и завершены килевидными закомарами. Купол собора установлен на высоком фонаре и увенчан крестом. Необходимо отметить оригинальность исполнения крылец (главного входа со спуском в пещерный храм; парадного, западного, обрамленного мозаикой с колокольней над ним; восточного, царского, покрытого кровлей со шпилем и Императорским вензелем; садового, выходящего на юг, со ступенчатой тройной килевидной кровлей). И сегодня на восточной стене сохраняется мозаичное панно. В храме находилось множество древних икон. Главный престол был освящен 20 августа 1912 года в присутствии Императора Николая II в честь фамильной святыни Дома Романовых чудотворной Федоровской иконы Божией Матери. (По имени первого из рода Романовых - Федора, получали отчества иноземные жены русских царей.) Здесь же в соборе находится и пещерный храм, посвященный святому великомученику Серафиму Саровскому. В нем располагались личные покои для богослужения Императрицы Александры Федоровны. "Пещерный храм" был расписан ярославскими мастерами орнаментальными фресками.
В 1917 году грянула революция, отделение церкви от государства, закрытие и разорение храмов. Федоровскому собору повезло: он не был разрушен как многие другие храмы.
После закрытия Федоровского собора в 1934 году иконы были переданы в Русский музей. Тогда же выяснилось, что многие иконы, считавшиеся древними, оказались подделкой.
Во время Великой отечественной войны и фашистской оккупации Пушкина Федоровский собор, как и другие постройки Федоровского городка сильно пострадал, но, к счастью, не был полностью разрушен. После окончания войны еще долгие 50 лет собор ждал своего часа.
(Фото переднего края обороны немцев в районе города Пушкина, с сайта Центральный сектор Красногвардейского укрепленного района. Часть № 04-1 бывшие казармы конвоя, Фёдоровский Государев собор и Белая башня.)
В 1991 году Федоровский собор был возвращен церкви. К настоящему времени его реставрация практически завершена.

На заднем дворе собора растут дубы возле которых установлен бюст Николаю II , а рядом табличка, которая гласит что эти дубы посадил ещё сам император.

Использвались материалы сайтов

Выступили князь Алексей Ширинский-Шихматов и полковник лейб-гвардии Павловского полка Дмитрий Ломан, члены православного Палестинского общества. (Палестинское общество занималось изучением истории и археологии, филологии и этнографии стран Ближнего Востока).

Необходимость возведения собора они объяснили тем, что у недавно созданных сводно-пехотного полка, императорского конвоя и железнодорожного полка, охраняющих царскую резиденцию, не было полкового храма.

В 1908 году Николай II дал разрешение на строительство и в августе 1909 года рядом с казармами и Александровским дворцом , недалеко от Ковшового пруда храм был заложен. В церемонии участвовал сам император, а члены императорской семьи посадили на храмовой площади 7 дубков, четыре из которых стоят здесь и сейчас.

Было принято решение построить храм в стиле церковной архитектуры XVII века. Проект сооружения выполнил архитектор Александр Померанцев, автор здания ГУМа в Москве . Однако, его замысел показался комиссии слишком громоздким и дорогим, а формы, представляющие «нарышкинское барокко», не отвечающими архитектурным идеям начала XX века. Работа опытного архитектора была отклонена. Окончательный проект подготовил молодой и полный свежих идей архитектор Владимир Покровский, взявший за основу храма архитектуру Благовещенского собора Московского Кремля в первоначальном его виде.

150 тысяч рублей на строительство были выделены лично Николаем II и императрицей Александрой Федоровной. Также деньги поступили от сахарных, табачных и горчичных «королей», которые надеялись получить награду или стать «поставщиком двора его величества». Поскольку денег на возведение храма было достаточно, работы продвигались ударными темпами и через четыре года, в 1913 году строительство завершилось, храм получил имя «Федоровского государева собора».

Федоровский собор стал не только полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя, но и приходом императорской семьи, члены которой могли войти в храм через специальный вход в юго-восточном углу здания. Николай II чаще посещал не придворную церковь при Екатерининском дворце , а именно Федоровский собор, где он молился вместе с солдатами.

Вместе с тем, простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам.

Первоначально в храме планировалось устроить только два придела: главный - во имя Феодоровской иконы Божием Матери и боковой - во имя Святого Алексия, митрополита Московского. Позже было решено построить Нижний, или Пещерный храм, в котором была специальная царская комната. Свое название Пещерный храм получил по той причине, что при его строительстве пришлось углубить подвал. В 1912 году придел был освящен во имя Преподобного Серафима Саровского.

Роспись Федоровского собора выполнена по эскизам, созданным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Униформа солдат-служителей храма, похожая на стрелецкие кафтаны, сшита также по эскизам Виктора Васнецова.

После Октябрьской революции Федоровский собор не был разрушен, в отличие от многих других храмов. Но после его закрытия в 1933 году иконы передали в Русский музей , правда, при этом было выяснено, что многие из них, считавшиеся древними, оказались подделкой.

До войны в храме находилась киностудия Ленфильма. В нижнем храме размещался архив кинофотодокументов, а в верхнем притворе был устроен кинозал.

Во время войны Федоровский собор не был полностью разрушен, но лишился куполов. Оккупанты разобрали входную лестницу из розового мрамора, спилили несколько дубков, посаженных членами царской семьи и сломали царские ворота. В это же время сгорели все архивные материалы.

В послевоенное время в храме размещалось овощехранилище сельхозинститута. В 1962 году власти пытались взорвать храм, но попытка оказалась неудачной: были уничтожены только пристройки к основной части здания.

В 1991 году Федоровский собор был возвращен церкви и уже в следующем году в нем начались богослужения. К настоящему времени завершена реставрация сооружения. Возле дубов, посаженных императорской семьей в 1993 году установлен памятный бюст императора Николая II.

История и день сегодняшний.

В середине ХIХ века в русском обществе начала утверждаться идея взаимозависимости духовной жизни страны и ее исконных национальных начал. В пору правления императора Николая II данная идея нашла образцовое воплощение в целом ряде архитектурных ансамблей и культовых памятников, к которым относится и Феодоровский Государев собор.
В России храмы часто строились по инициативе самих граждан. Так и собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе во многом явился исполнением чаяний конкретных людей. Речь идет, в частности, об офицере расквартированного в Царском Селе Сводного Его Императорского Величества пехотного полка Дмитрии Николаевиче Ломане - ктиторе временной полковой походной церкви, мысль о создании которой он сам и внушил начальству. Было это в 1909 году. А чуть позже Дмитрию Николаевичу удается добиться и решения государя о сооружении постоянного воинского храма для чинов Сводного пехотного полка, Его Императорского Величества конвоя и Царскосельского железнодорожного полка. Под храм выделили земельный участок неподалеку от Александровского дворца. Первоначальные средства на строительство (150 тысяч рублей) предоставили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Император сам указал и размерил шагами место будущего храма - на живописной возвышенности у пруда «Ковш». С момента формирования строительного комитета Д. М. Ломан проявлял чудеса изобретательности, побуждая к пожертвованиям богатых купцов, промышленников, аристократов. Он также активно привлекал выдающихся художников и архитекторов для воплощения задуманного.
Собор был заложен 20 августа 1909 года в присутствии членов императорской фамилии. Молебен по этому случаю отслужил епископ Ямбургский Феофан (Быстров). Проектирование, начатое архитектором А. Н. Померанцевым, завершил архитектор В. А. Покровский, поскольку первоначальный вариант, предложенный Померанцевым, не устроил заказчиков ни по внешнему облику, ни по стоимости. В результате на уже выполненный фундамент был поставлен новый храм несколько меньших размеров, а выступающие части прежнего фундамента В. А. Покровский использовал для сооружения живописных крылечек дополнительных входов. Строительство длилось три сезона - с весны 1910 по август 1912 года. Храм был возведен в традициях древнерусского зодчества. При разработке проекта Покровский взял за основу архитектурные мотивы Благовещенского собора Московского Кремля, создав собственную неповторимую композицию. Одноглавый, квадратный в плане Феодоровский собор украшен кокошниками, аркатурным поясом, висячими гирьками, что является отличительной чертой русской архитектурной стилистики. Кроме этого, стены декорированы несколькими мозаиками. Особую праздничность и красоту собору придавало мозаичное панно «Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими». Выполненное по картонам Н. С. Емельянова в мастерской В. А. Фролова, оно подчеркивало парадный характер западного входа. Мозаика «Господь Вседержитель» располагался в абсиде, мозаика «Святой великомученик Георгий Победоносец» обозначал вход для офицеров и чинов конвоя, решенный в виде трехступенчатых арок, а трехсоставное панно «Святой благоверный князь Александр Невский, святая Мария Магдалина и святая царица священномученица Александра» украшало крылечко в юго‑восточном углу при входе в верхний храм, предназначенное для членов императорской семьи. Данное назначение каменного крыльца подчеркивал и шатровый синий верх с золоченым орлом на скипетре. Уже при проведении реставрации собора вместо висевшей ранее иконы появилось мозаичное панно с изображением преподобного Серафима Саровского, осеняющее вход в Пещерный храм и вход для ниж-
них чинов.
Верхний храм, рассчитанный на большое число молящихся (свыше тысячи человек), имел два придела: главный - во имя Феодоровской иконы Божией Матери и боковой - во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Название собор получил в честь Феодоровской иконы, особо значимой для семьи Романовых, поскольку именно перед ней в 1613 году в Ипатьевском монастыре венчался на царство первый Романов - Михаил Федорович. Икона была явлена в храме великомученика Феодора Стратилата в Городце в конце XII века. Один из ее списков для нового собора 13 марта 1910 года преподнесла Николаю II московская депутация. Верхний храм поражал всех высотой сводов и обилием света, роскошным убранством в стиле XVII века. Грандиозный пятиярусный иконостас состоял из икон, созданных по древним образцам московскими иконописцами В. П. Гурьяновым и Г. О. Чириковым. Впечатляла живопись Царских врат и массивных колонн. Император лично участвовал в обсуждении подготовленных эскизов. Пробные росписи были начаты художником Н. С. Емельяновым. Декоративное оформление осуществляли также архитектор В. А. Покровский и художник М. И. Курилко. Однако полностью воплотить замысел помешала Первая миро-
вая война.

Важным дополнением интерьера служила резная мебель, выполненная для верхнего и нижнего храмов в русском стиле ХVII века резчиками Сергиева Посада. Для ее покрытия изготовили специальные полавочники темно‑синего бархата с набойкой. По замыслу императора, в связи с подготовкой празднования 300‑летия дома Романовых Феодоровский собор должен был воплотить образ Святой Руси, идею возрождения России на основе возврата к исконным национальным началам.
Освящение верхнего храма состоялось 20 августа 1912 года в присутствии всей императорской семьи под праздничный перезвон десяти колоколов, водруженных на звоннице над парадным входом. Самый большой колокол весил 320 пудов. Совершил освящение протопресвитер военного и морского духовенства протоиерей Георгий Шавельский. Татьяна Мельник-Боткина, дочь лейб‑медика Николая II Е. С. Боткина, в своих воспоминаниях приводит трогательное описание службы:
«Никогда не забуду того впечатления, которое меня охватило под сводами церкви: молчаливые стройные ряды солдат, темные лики святых на почерневших иконах, слабое мерцание немногих лампад и чистые, нежные профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением, и жаркие молитвы без слов за эту семью из семи самых скромных и самых великих русских людей, тихо молившихся среди любимого ими народа, вырывались из сердца». Первым настоятелем храма стал протоиерей Александр Васильев, а церковным старостой - Д. Н. Ломан, представленный к званию полковника и новой должности при Дворцовом управлении.
Фактически Феодоровский собор был полностью окончен лишь после завершения строительства Православного (Феодоровского) городка, предназначенного для причта, и работы над созданием большого подарочного альбома «Феодоровский Государевъ соборъ въ Царскомъ Селе», изданного в Мос­кве в 1915 году. Над альбомом трудились известные художники - В. М. Васнецов, Б. В. Зворыкин, Л. А. Сырнев (цветные репродукции с картин последнего донесли до наших дней образ интерьеров пещерного храма; тексты писали историки Б. А. Надеждин и В. Т. Георгиевский.
Наличие нижнего (пещерного) храма во имя преподобного Серафима Саровского было обусловлено тем обстоятельством, что императорская семья нуждалась в уединенном месте для молитвы. Именно это назначение и отражала стилистика внутреннего обустройства пещерной церкви, осуществленного архитектором В. Н. Максимовым под руководством члена Государственного Совета, большого знатока и ценителя русских древностей князя А. А. Ширинского-Шихматова при финансовом содействии действительного статского советника А. Н. Заусайлова. Здесь явно выражены признаки русского модерна, которые прослеживаются и в монументальной росписи, и в интерьерно‑декоративном убранстве. Тяжелые низкие своды обильно украшены причудливым растительным орнаментом, выполненным по эскизам В. С. Щербакова братьями Г. П. и Н. П. Пашковыми по образцам ярославской школы ХVII века (церковь Иоанна Предтечи в Толчкове). В росписи храмовых помещений также принимал участие В. М. Васнецов, создавший, кроме этого, эскизы одежд для прич­та и церковной стражи в стилистике допет­ровской Руси. Драпировка стен и панелей молельни из темно‑синей материи с набойкой красными цветами в древнерусском духе придавала интерьеру особую строгость и таинственность. Двухъярусный иконостас состоял из сорока старых икон, приобретенных действительным статским советником Н. А. Протопоповым у Н. М. Постникова и других известных собирателей древней иконописи. Главной храмовой святыней стал дар Великой княгини Елизаветы Федоровны - мантия преподобного Серафима Саровского.
27 ноября 1912 года пещерную церковь в присутствии императора и императрицы освятил епископ Кишиневский и Хотинский Серафим (Чичагов). С этого момента для царственной четы она стала домовой. В дни тяжелейших испытаний, выпавших на долю России с началом Первой мировой войны, здесь в особой Царской комнате с отдельным входом часто молилась Александра Федоровна. Здесь же в 1917 году, когда семья уже содержалась под арестом в Александровском дворце, но еще имела разрешение посещать службы, в Великую пятницу Страстной седмицы Романовы, которым вскоре предстоял крестный путь на Ганину Яму, на коленях прошли по галерее крестным ходом…

Интереснейший храм можно увидеть теперь в Пушкине. Это Феодоровский Государев Собор . И у него очень интересная история, на мой взгляд – одна из самых интересных среди православных церквей, построенных в начале ХХ века.

Началась она с того, что в 1895 году, годом ранее вступивший на Российский Престол, Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, поселившись в Александровском дворце. В это время рядом с Египетскими воротами были возведены казармы для Собственного Его Императорского Величества конвоя и лейб-гвардии Сводного Его Императорского Величества пехотного полка, на которые возлагалась обязанность по непосредственной охране Императорской Семьи.
Солдаты конвоя и полка неоднократно обращались к начальству с просьбой построить полковую церковь и в конце-концов подали Царю такое прошение:
"Становясь па службу, полк и конвой принимают па себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ...
Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря".
Общеизвестно уже, что Николай II был очень богобоязненным человеком, как и все члены его семьи, и прошение своей охраны нашло в его душе живейший отклик, тем более, что уже имеющиеся в Царском Селе церкви не вполне устраивали Императора – одни далековато, в других прихожан много. Николай сам выбрал место для строительства собора и на небольшом возвышенном участке Фермерского парка собственноручно сделал разметку нового храма. Случилось это зимой 1908 года. Изначально предполагалось что храм станет не только полковым, но и Царской Семьи.
Николай Второй и его супруга Александра Федоровна внесли на строительство собора 150 тысяч рублей – сумма огромная по тем временам, которая и составила основную сумму расходов. Проект был заказан академику А.Н. Померанцеву. Первый камень в основание храма Николай Второй положил 20 августа 1909 года. Интересно, что после устройства фундамента от услуг академика Померанцева Николай отказался. Был назначен новый архитектор - академик В.А. Покровский, строитель царского железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма новый архитектор взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле. Но в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов. Среди них - выступающие вперед наружные входы, паперти и переходы, украшенные характерными для древнерусской архитектуры шатровыми завершениями. При этом для стен основного объема здания Покровский использовал уже имеющиеся фундаменты, заложенные по проекту Померанцева.
26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а 4 марта, в присутствии Государя и Императрицы, подняли колокола.
20 августа 1912 года состоялось торжественное освящение собора, в котором приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви. Чин освящения был совершен протопресвитером военного и морского духовенства отцом Шавельским. Николай каждому из представленных лиц вручил золотой жетон в память освящения Феодоровского Государева собора.
Высота собора 43 метра. Крытое крыльцо с голубым шатровым верхом и с двуглавым орлом вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения. И сейчас вход туда простым смертным заборонен.
Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Его украшал тогда и украшает сейчас мозаичное изображение архангела Михаила. Главный вход с восточной стороны фасада украшен изображением иконы Феодоровской Божьей Матер в честь которой назван собор. Эта родовая икона Дома Романовых – перед ней в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославлен принять царский венец первый Романов - Михаил Федорович.
Подлинная икона Феодоровской Божьей Матери украшала Верхний храм - самое большое помещение собора. Это помещение имело полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского, его высота составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам. В настоящее время иконостас восстановлен практически целиком.
В соборе есть еще и Нижний, Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым. Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Я, к сожалению в Нижний храм не попал.
Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Здесь также часто бывал воспитатель цесаревича Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, он был расстрелян. В том же году был расстрелян и ктитор собора Дмитрий Ломан.
В Феодоровском соборе неоднократно бывал Сергей Есенин. Он был даже определен в канцелярию при соборе во время своей службы санитором в 1916-1917 годах.
После октябрьского переворота настоятелем собора был протоирей Афанасий Беляев, которому повезло скончаться в 1921 году. Сменивший его протоирей Алексей Кибардин стал свидетелем разграбления и поругания собора в следующем году.
Закрыт Феодоровский собор был только в 1933 году. Ему несказанно повезло – в нем не размещали тюрьму с расстрельным подвалом. В Верхнем храме разместился кинозал, а в нижнем устроили архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество было поделено между несколькими музеями, но многое было уничтожено в 1922 году. Некоторые реликвии были проданы за границу.
Во время Второй Мировой войны собор значительно пострадал от артиллерийских обстрелов, особенно его северная часть.
Очередное "рождение" Феодоровский Собор претерпел после войны - в Нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил себе овощехранилище.
Только в 80-х годах прошлого века в соборе начались реставрационные работы. Весной 91-го Феодоровский Государев собор возвращен Русской Православной Церкви.
Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием в одном из царскосельских парков местный пацан нашел икону Феодоровской Божией Матери. 15 марта 1992 года его отец принес икону в храм.
Богослужения в пещерном храме совершаются с января 1992 года, в верхнем – с 1996-го.
В 75-ю годовщину расстрела Царской Семьи, 16 июля 1993 года среди дубков, посаженных убиенными открыт бюст Николая Второго работы скульптора В.В. Зайко (Не иначе денег не хватило - здесь бы самое место было всей Царской Семье).










Красивый вид со стороны феодоровского городка

Интересность - гриффон на стене православного собора

Иконостас в Верхнем храме


Верхний храм

Икона со святыми мученниками Николаем и Александрой


Как выжили в Советской России дубки посаженные семьей Императора ума не приложу

Бюст Николая II среди дубков посаженных Царской Семьей

Летом дорога в Царское Село обрамлена группами берез, блистающими серебром листьев на ветру. Позже березы теряются в кронах старых лип и дубов, которые образуют своды над автомобилями и автобусами, выстроившимися вдоль узкой дороги во дворец. Туристы в автобусах с нетерпением вытягивают шеи, стремясь сквозь кроны деревьев увидеть прекрасные дворцы Царского Села. Вопреки их ожиданиям, над деревьями возвышается белая башня с луковицей купола. Нельзя не испытать подобие шока при взгляде на этот Собор в древнерусском стиле, который стоит здесь подобно часовому, охраняющему дворцы.

Феодоровский Собор построен между 1910 и 1912 неподалеку от Александровского дворца. Место было выбрано Николаем и Александрой во время одной из зимних прогулок по императорскому парку в 1908 г. К тому времени в Царском Селе было много церквей в западном стиле, были и часовни во дворце, но Александре хотелось иметь истинно Русскую церковь, которую она и семейство могли бы регулярно посещать. Живя в России, Александра совершила множество паломничеств в наиболее старинные и святые монастыри в России. Она видeла сводчатые, пещерные залы старых соборов с их ритмичными изображениями святых в золоченых окладах, мерцающих в таинственном свете свечей, массивными серебряными подсвечниками. Стоя в облаках ладана и слушая волнующие, траурные песнопения русских хоров, она влюбилась в Святую Русь.

Первым архитектором, работавшим в церкви, был Померанцев, разрабатывавший большую церковь, которую он начал строить.
Но вскоре после того, как он закончил возводить фундамент, его заменил новый архитектор, Покровский, и завершил Собор в другом стиле.


Церковь создавалась по образу Благовещенского Собора в Московском Кремле образца 1484 г., без изменений, добавленных позже. Собор имеет несколько входов. Западный вход, напротив алтаря, украшен гигантской мозаикой Феодоровской Божьей Матери, иконописным образом которой благословлялся на царство Михаил Федорович Романов в 1613 г. Мозаика выполнена Федором Васнецовым. Этот вход использовался редко, только по большим религиозным праздникам, так как находился на стороне собора, самой дальней от дворца. У императорской семьи имелись два собственных входа в церковь, украшенные средневековыми башнями с геральдическими символами Дома Романовых. Один из них вел в основную церковь, второй - в вестибюль с лестницей, спускающейся в склеп, где располагался храм святого Серафима Саровского. Так как царице было трудно ходить по лестнице из-за ее хронической сердечной болезни, в церкви был установлен лифт, который доставлял ее прямо в ее уединенную молельню.
С южной стороны был вход для Cобственного Его Императорского Величества Конвоя. Он был оформлен в виде трехступенчатой арки и украшен мозаикой с изображением святого Георгия Победоносца.
В восточной части верхнего храма располагался один из наиболее красивых иконостасов во всей России. Расписанный лучшими иконописцами и украшенный серебром лучшими ремесленниками, он был невероятной высоты и имел четыре ряда святых.

Верхняя церковь была массивна и ярко освещена. Нижняя склеповая церковь производила совсем другое впечатление - расположенная в основании здания, с низкими потолками. В ней не было ни окон, ни естественного освещения, низкие своды были украшены фресками. Полумрак, низкие своды и богатое оформление в средневековом стиле придавали церкви дух отрешенности от всего земного. Стены нижнего храма были обиты пурпурной тканью; в праздники они покрывались золотистой парчой. Потолок был украшен фресками, вдохновленными росписями церкви Иоанна Крестителя в Ярославле.

Церкви и монастыри всей страны пожертвовали старинные иконы и реликвии для Собора, создавая не только религиозную святыню, но и музей древнерусского искусства.

После революции Собор продолжал действовать как церковь, пока не был закрыт большевистским правительством в 1934. Несмотря на тот факт, что Феодоровский Собор считался одним из наиболее значительных художественных памятников 20-го столетия в России, он был превращен в склад студии Ленфильм. Церковь разрушалась, а все сокровища Собора рассеялись по музеям города. Сегодня предметы из Федоровского собора находятся в Русском музее, Екатерининском дворце и Казанском соборе.

В церкви таинственным образом присутствует дух убитой царской семьи, словно они находятся где-то здесь, рядом. Это чувство возникает сразу, как только входишь через главный вход церкви и спускаешься вниз по каменным ступеням винтовой лестницы и входишь в склеп, где молились Романовы. Во дворе Собора до сих пор сохранились четыре дуба, посаженных Николаем II и посвященных им своим детям… Сейчас там установлен памятник императору, единственный в России. Придите и отдайте дань тому, кто всех простил, кто молился за врагов своих, тому, кто говорил, что не зло победит зло, но только любовь.