ДОМАШНИЙ АРЕСТ МИХАИЛА НОВИКОВА

ПО ТЕМЕ

Как рассказала "Интерфаксу" пресс-секретарь Лефортовского суда Екатерина Краснова, в отношении Новикова-старшего с 28 марта 2017 года избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на два месяца. Известно, что в настоящее время заместитель главы одного из самых крупных музеев России подозревается в мошенничестве (часть 4 статья 159 Уголовного кодекса России).

К слову, в 159-й статье говорится о хищении в особо крупных размерах, совершенном группой лиц, а это значит, что в предполагаемых противоправных действиях Новикова должны быть замешаны и другие работники Эрмитажа. Однако никаких комментариев о том, что же действительно могло произойти в петербургском музее, прессе пока не дают.

ЗАДЕРЖАНИЕ НОВИКОВА-МЛАДШЕГО

Следом в СМИ появилась не менее шокирующая информация. Источник "Интерфакса" сообщил, что сын Михаила Новикова Артем также был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Новиков-младший, к слову, является крупным чиновником – занимает пост директора департамента инвестиций, реставрации и строительства Минкультуры. Издание сообщало, что 28 марта Артем Михайлович был арестован прямо в здании ведомства.

ЧТО ГОВОРЯТ В МИНИСТЕРСТВЕ

Однако сотрудники Минкультуры опровергли информацию о задержании Артема Новикова, сообщает ТАСС . Как оказалось, уже сегодня Новиков примет участие в работе коллегии министерства.

"К сожалению, журналисты не способны даже на перепроверку информации и готовы любую непроверенную новость давать как сенсацию", – возмутились в пресс-службе.

ИТОГИ

Откуда взялась информация о задержании Новикова-младшего и кому это было нужно – не ясно. Как отмечает Lenta.ru , многие издания сообщали: дескать, чиновника допросили в качестве подозреваемого по уголовному делу, а потом отпустили. Не связано ли упомянутое уголовное дело с тем, по которому Михаил Новиков в настоящее время отбывает домашний арест? Ответа на этот вопрос, увы, нет.

Егор Руссак/ТАСС

Выставка знаменитого бельгийца Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» открылась в Эрмитаже 22 октября в зданиях на Дворцовой набережной и помещениях в Главном штабе. Противники современного искусства нашли уязвимое место выставки. Им оказались коты и собаки: в парной инсталляции «Карнавал мертвых дворняг» (2006) и «Протест мертвых бездомных котов» (2007), расположенной в Главном штабе и занимающей один из залов анфилады, художник использовал чучела животных на фоне классической голландской и фламандской живописи, в том числе натюрмортов с битой дичью. Музеем сразу было разъяснено: Фабр подбирал трупы на обочинах автострады, где были сбиты животные, выброшенные своими хозяевами. Соответствующие залы выставки отмечены возрастной маркировкой 16+.

Однако эта история получила продолжение: 10 ноября ровно в 15 часов началась сетевая атака на музей — массовые перепосты с хештегом #позорэрмитажу. Как всегда в таких случаях, в этих постах преобладают высказывания агрессивные с использованием ненормативной лексики. Люди, которые не были на выставке (о чем свидетельствует приложенное к их жалобам фото с распятым котенком, которого нет в экспозиции) и не способны без ошибок написать фамилию директора музея, призывали к закрытию выставки, увольнению директора, в этой же толпе зазвучали голоса о физической расправе над художником и музейщиками.

Среди бескомпромиссных критиков современного искусства предсказуемо оказались певица Елена Ваенга и депутат Госдумы РФ Виталий Милонов .

Возмущение выставкой Фабра разделяет и Лиана Рогинская , вдова художника Михаила Рогинского , известная фанатичной любовью к животным. «На мой взгляд, никакого отношения к искусству это не имеет, но это отличный пример того, до какой мерзости может дойти нарциссизм и эксгибиционизм в сочетании с отсутствием таланта. Один вопрос: а если бы трупы были не собачьи, а человечьи, вы бы тоже аплодировали этому Херсту для малоимущих?» — заявляет она.

Одиннадцатого ноября противники выставки создали на портале change.org петицию в адрес министра культуры с требованием закрыть выставку. Характерно, что в самом тексте опять упомянут «распятый кот», который «привел в шок верующих, глубоко задев их чувства», хотя такой работы, повторимся, на выставке нет. К настоящему моменту петицию подписали почти 10 тыс. человек.

В ответ Министерство культуры разместило на своем сайте комментарий, объявив, что не считает нужным вмешиваться в выставочную политику музея: «Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн».

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский , относящийся к творчеству Фабра весьма критично, написал : «Думаю, касательно этой конкретной петиции, вовсе не в зверюшках дело. Перед простодушными любителями живого готов извиниться — я не про вас. Вас просто призвал бы не понимать искусство буквально — иначе трудно будет найти для себя что-либо совсем уж нейтрально-отрадное. Особенно в искусстве современном. Так что берегите себя. Или постарайтесь взглянуть чуть шире. Я — про авторов петиции. И комментов в сетях — не поленился просмотреть. Они написаны удивительно злым, бескомпромиссно обличающим языком. Настолько нетерпимым тоном, что понимаешь: нелюбовь к людям превосходит любовь к зверюшкам, якобы попранную художником и его эрмитажными кураторами. Если ты заботишься о живом, так о людях не пишут. Таким тоном писались в приснопамятные времена требования применять высшую меру».

На стороне Фабра петербургская зоозащитница Анна Кондратьева , написавшая в своем аккаунте на Facebook: «А для того, чтобы показать (рассказать. — TANR) добреньким и впечатлительным зрителям о тех тысячах и тысячах брошенных животных, погибших под колесами, принесенных на усыпление. Фабр как бы достает скелеты из шкафов и предъявляет их публике. Имхо, шубы и меховые горжетки на плечах модниц гораздо менее уместны, нежели чучела в залах Эрмитажа».

Петербургская художница и волонтер Центра помощи диким животным «Сирин» Александра Гарт точно отметила на своей странице в Facebook: «В связи с последней вспышкой зоошизоидной активности в ленте пришла такая мысль — а Хёрст молодец, умный мужик. Свинок и акул никому не жалко, хоть и убиты они специально для его произведений. А злой, нехороший человек Фабр набивает чучела из кошечек и собачек, хоть и уже дохлых — подвесить его на крюки!»

Эрмитаж 12 ноября запустил ответный хештег #кошкизафабра и получил поддержку, в частности, от музея и кафе «Республика кошек», где живут в том числе и взятые из Эрмитажа коты. «Ни одна кошка не пострадала при подготовке выставки Яна Фабра, как бы того ни хотели авторы хештега #позорэрмитажу», — написал в Facebook Дмитрий Озерков , глава отдела современного искусства Эрмитажа.

Эрмитаж — единственный в мире музей, который уже десятилетия имеет в своем штате на довольстве целую команду котов и даже проводит ежегодный праздник «День кота».

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в своей статье для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» написал:

«В Эрмитаже открылась выставка мудрого художника Яна Фабра . Все смотрят на натюрморты Снайдерса и думают, как они красивы. Но срезанные плоды, убитые животные — напоминание о смерти. Стоит представить на секунду, как пахнет „Лавка дичи“ или „Рыбная лавка“ Снайдерса. В его натюрмортах есть второй смысл. Глядя на них, человек должен видеть мастерство художника и думать о том, что жизнь проходит.

Поэтому Фабр между картинами вставляет черепа. Вспоминайте! Напротив он располагает чучело павлина, которое держит скелет. Вспоминайте! Свое изображение он ставит вплотную к картине так, что из носа „течет кровь“. Слишком близко к искусству приближаться опасно. У Фабра всюду сложные смыслы.

Его инсталляции с чучелами кошек и собак в Главном штабе шокируют. Но это напоминание о варварском отношении к животным, о чем свидетельствует даже название. Надо не возмущаться, а задуматься, о чем говорит художник.

Да, очень резко. Но искусство не всегда должно доставлять только эстетическое удовольствие. Фабр „кричит“ о том, что происходит в мире. Неуютно? Да, но вспоминайте о том, что происходит.

У меня на столе пачка протестов. Пишут как под копирку: „уберите Фабра из Эрмитажа“ (это, дескать, „бескультурье“). Упрекают: как можно показывать это сейчас, когда страну взбудоражила история хабаровских живодерок. Именно сейчас это звучит особо. Ужасы характерны для нашего времени, как характерна и нетерпимость.

В „крике“ Фабра много глубокого смысла. Не хотите слышать, не слушайте. Он безупречен, точно останавливается на грани, за которой ужас и грязь.

Современное искусство — вызов. Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают — это нормально».

Куда делись миллиарды рублей, выделенные на строительство второй очереди нового фондохранилища самого известного музея страны стоимостью 3.6 млрд рублей

Вечером 31 января стало известно, что сотрудники ФСБ изымают документацию в Государственном Эрмитаже. Следственные мероприятия могут быть связаны с желанием органов проверить, куда делись миллиарды рублей, выделенные на строительство второй очереди нового фондохранилища Эрмитажа на Школьной улице. Работы по этому объекту остановлены с лета 2016 года.

Cотрудники ФСБ во вторник посетили Эрмитаж - правда, пришли они не на экскурсию, а в связи со следственными действиями. Правоохранители изымали документы, связанные с государственным контрактом на строительство второй очереди нового фондохранилища Эрмитажа на Школьной улице. Минкультуры и пресс-служба Эрмитажа пытаются дистанцироваться от происходящего. Первые говорят, что музей сам заключал контракты, которые заинтересовали ФСБ. Вторые уверяют, что сотрудники музея не допущены к процессу выемки. Лайф разобрался, что происходит.

В помещениях Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» проводится оперативное мероприятие по обследованию одного из помещений административно-хозяйственной службы. Каких-либо документов в распоряжении Государственного Эрмитажа нет, -говорится в сообщении на сайте музея.

Стеклянный куб для библиотеки

Впервые о строительстве фондохранилища на Школьной сообщили в 2013 году. По словам гендиректора Эрмитажа Михаила Пиотровского, после покупки скульптур в существующих фондах не осталось места для книг. Именно для размещения книг было решено построить дополнительное фондохранилище. Сдача проекта планировалась осенью 2018 года.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Фото: © РИА Новости / Анатолий Медведь

«Из-за того что мы начали покупать скульптуры, книгам не хватает места. Поэтому библиотека, которая откроется, разместит книги, которые раньше нельзя было показать. Будет большое электронное собрание - конечно, не настолько большое, как в библиотеке Ельцина, но всё же» - Михаил Пиотровский

Ради нового здания пришлось снести трёхэтажный автосалон, построенный в 1973 году. В здании планировалось разместить выставочный зал, открытое фондохранилище, две библиотеки - публичную и для специалистов, кафе и игровые зоны для детей.

Проект был спроектирован бюро голландца Рема Колхаса и подразумевал строительство 13-этажного стеклянного куба, который планировалось соединить пешеходным переходом с музейными запасниками на Заусадебной улице. В переходе планировалось разместить конференц-центр и центр изучения костюма и моды.

Коллаж © L!FE Фото: © skyscrapercity.com

В октябре 2015 года Эрмитаж разыграл госконтракт на строительство фондохранилища на сумму 3,6 миллиарда рублей. В декабря был заключён контракт с московской строительной компанией «Мехстройтранс». В 2014 и 2016 годах фирма имела мало заказов - всего четыре госконтракта на сумму около 500 миллионов рублей, что для строительной компании не так уж много. «Культурных» тендеров среди них не было. В 2015 же году у фирмы оказался единственный контракт - с Эрмитажем, зато на сумму в 3,6 миллиарда рублей.

По состоянию на август прошлого года работы по строительству фондов были выполнены только на сумму около 73 миллионов рублей. Через два месяца после заключения контракта «Мехстройтранс» был включён в реестр недобросовестных поставщиков. Причиной стал невыполненный контракт на строительство психдиспансера в Калининградской области. В июле 2016 года была отозвана лицензия у банка, предоставлявшего гарантию для контракта с Эрмитажем. Однако компания на тот момент уже получила аванс от музея в размере одного миллиарда рублей.

По состоянию на сентябрь прошлого года строительная площадка будущего фондохранилища была обнесена забором, а работа на ней не велась с начала лета. На территории, где по контракту должны были трудиться 395 человек, работает всего несколько рабочих.

Вероятно, визит органов в Эрмитаж может быть связан с активным развитием так называемого «дела Минкульта», которое активно закрутилось в марте 2016 года, когда ФСБ арестовало замминистра Григория Пирумова и ещё несколько высокопоставленных чиновников Минкультуры. Их задержали по обвинению в хищении госсредств при реставрации памятников архитектуры. Под стражу попали директор Департамента управления имуществом Минкультуры Борис Мазо, директор ФГУП «Центрреставрация» Олег Иванов, директор компании «Балтстрой» Дмитрий Сергеев и её управляющий Александр Коченов, а также советник гендиректора компании «Линнит-консалт» Никита Колесников.

Общий ущерб по делу изначально оценивался в 600 миллионов рублей: 300 миллионов похищено из бюджета при реставрации Изборской крепости в Псковской области, 100 миллионов ― при ремонте театра имени А.С. Пушкина в Пскове и 200 миллионов ― при реставрации Новодевичьего монастыря в Москве. Однако позже, когда некоторые из обвиняемых пошли на сделку со следствием, стала появляться информация и о других эпизодах, в том числе о хищении денег при строительства Музея космонавтики в Калуге и при реконструкции башни Кронпринц в Калининграде.

При общении со следствием Мазо и Иванов, в частности, дали признательные показания по эпизодам, связанным с реставрацией монастырей, а Колесников заключил досудебное соглашение, в связи с чем дело в его отношении было выделено в отдельное производство. В настоящее время расследование по нему завершено, он знакомится с материалами дела.

Скандальные стройки

Крупнейший музей России уже не первый раз оказывается в центре внимания аудиторов. В июне 2016 года, когда следствие по «делу реставраторов» уже было в разгаре, Счётная палата по результатам проверки сделала заявление о том, что в Эрмитаже нашли нарушения на 140 миллионов рублей при проведении работ по реставрации объектов компанией ЗАО «Балтстрой».

Ведомство заявило, что именно на эту сумму компания раздула сметную документацию: были вписаны сложные работы, в итоге заменённые на более простые, а также указаны дорогостоящие материалы, которые на деле никто и не думал закупать.

«Балтстрой» дважды заключал с Эрмитажем очень крупные контракты. Первый - в конце 2012 года на 1,1 миллиарда рублей. За эти средства предполагалось проведение реставрационных работ и приспособление для современного использования здания Запасного дома Зимнего дворца. Там расположен Лабораторно-хранительский и административный корпус.

Выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты» наделала в Петербурге много шума. Экспозиция, где главными экспонатами стали трупы животных на крюках буквально раскололи Северную столицу на два лагеря. Страсти утихли в апреле, когда противоречивая экспозиция покинула Эрмитаж. Но, как оказалось, ненадолго. В соцсетях разгорается очередной скандал. На этот раз бурный протест вызвала театральная постановка Фабра «Гора Олимп ».

«ПОТРЕБУЕТСЯ ТАЗИК ДЛЯ РВОТЫ»

Провокационный пост опубликовал на своей страничке в Фейсбуке политический аналитик Руслан Осташко . В своем сообщении он настаивает – непристойный спектакль с кровью, кишками, странными танцами и облизыванием межягодичного пространства показали петербургской молодежи. И не где-нибудь на задворках Вселенной, а в главном музее страны.

Как вы относитесь к такому «искусству», которое в рамках молодежных образовательных программ показывают в Эрмитаже? - спросил Осташко у друзей в соцсети.

К записи он прикрепил откровенное фото с изображением двух обнаженных мужчин: один из них стоит нагнувшись, второй прильнул языком к его пятой точке. В то, что такие кадры могли демонстрировать в музее, честно говоря, верится с трудом.

И если бы дело было только в одной, пускай гадкой, но изолированной антикультурной диверсии. Но ведь это - система. В Молодежном центре Эрмитажа была целая «образовательная программа», направленная на приобщение молодого поколения к искусству Яна Фабра. Список тем на странице программы впечатляет потому, что включает в себя, в том числе знаменитый спектакль Фабра «Mount Olympus», который знаменит своими яркими сценами гомоэротического характера. Предупреждаю: тазик для рвоты в этом случае вам потребуется, - написал Осташко.

Скриншот записи спектакля "Гора Олимп"

«НЕ ЗА ЖЕЛЕЗНЫМ ЗАНАВЕСОМ»

Буквально за сутки сообщение набрало сотни комментариев возмущенных пользователей. И все они примерно одного содержания.

Молодежный центр Эрмитажа работает при музее почти двадцать лет. Главная целевая аудитория – это студенты. Для них в центре создают образовательные и культурные программы, где молодежь знакомится с историей искусства, архитектурой, живописью, скульптурой и дизайном. Занятия проводятся бесплатно сотрудниками музея.

Вы ведь понимаете, что мы живем не за железным занавесом. Искусство бывает разным, и молодежь видит это. Но понять и разобраться в этом самостоятельно они не могут. Поэтому приходят к нам за помощью. А мы готовы им в этом помочь и объяснить, - поделилась с «КП » руководитель и создатель Молодежного центра Эрмитажа София Кудрявцева .

Также она рассказала, что в Центре действительно готовились к показу экстравагантного спектакля Фабра. Правда, избегая провокационных и гадких сцен.

От команды Яна Фабра мы получили разрешение на показ нескольких отрывков его 24-часовой постановки «Гора Олимп». Он должен был стать завершающим этапом образовательной программы в рамках выставки «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты». Только вот просмотр не состоялся, в нашей программе на это не хватило времени, - рассказала «КП» Кудрявцева.

Вместо этого Молодежный центр устроил собственный перфоманс. Студенты провели документальное исследование на тему: «Как современный человек реагирует на выставку Фабра». В этом им помогла книга отзывов Эрмитажа.


Образовательная программа к временной выставке Яна Фабра завершилась перформансом "Интермедия: круги по воде". Спектакль прошел 7 апреля. Фото:Молодежный центр Эрмитажа.

Там много как негативных, так и положительных откликов. На их основе был написан сценарий спектакля. В основе сюжета - суд над Фабром. Участвовали в нем прошедшие кастинг актеры. Они приводили разные аргументы – обвиняя и оправдывая художника. Это помогло участникам курса еще раз взглянуть на творчество Яна с разных сторон, - настаивает руководитель Центра.

КСТАТИ

Премьера перфоманса «Гора Олимп» прошла в Берлине в 2015 году. Спектакль длится 24 часа, и все это время идет без антрактов. Участие в постановке принимают 27 артистов. В основе сюжета – 15 известных античных мифов, рассказывающих об инцестах, детоубийствах и жертвоприношениях. Спектакль построен на экспериментах - актеры испытывают свои тела на выносливость, прыгают с металлическими скакалками, пачкаются в мясе и раздеваются догола.

Беспрецедентная кража из запасников Государственного Эрмитажа коллекции русской эмали и ювелирных украшений вновь привлекла всеобщее внимание к положению дел в крупнейшем музее страны. Со всей остротой опять встает вопрос о полномасштабной проверке сохранности фондов Эрмитажа и подлинности многих его экспонатов.

Напомним, что на днях комиссия Росохранкультуры во время плановой проверки обнаружила исчезновение из фондов 221 уникального шедевра русской эмали и ювелирных изделий. По сообщению пресс-службы Эрмитажа, оценочная стоимость похищенного составляет около 5 миллионов долларов. Но это именно ведомственная цена, аукционная же, по мнению экспертов, может быть в несколько раз выше.

Первые версии выглядят просто смехотворными – некоторые СМИ уверяют, что к «краже века» могли быть причастны студенты, проходившие пару месяцев назад в музее практику. Впрочем, в самом Эрмитаже уже сейчас признают, что к столь масштабному хищению были причастны сотрудники музея. Стрелки пытаются перевести на хранителя коллекции, скоропостижно скончавшегося на рабочем месте, причем не во время нынешней проверки, как первоначально сообщалось, а еще в ноябре. Среди сотрудников Эрмитажа популярна версия его отравления, их также беспокоит, что таинственная смерть была фактически объявлена «закрытой темой».

Знатоки антикварного рынка убеждены, что столь грамотная и масштабная кража вряд ли могла произойти по заказу частного коллекционера руками одного сотрудника. Скорее всего, речь идет о тщательно спланированной акции по хищению и вывозу за границу уникальной коллекции русской эмали, что вряд ли могло быть возможным без кураторства коррумпированной прослойки федеральных культурных ведомств.

Что интересно, перед скандалом в Эрмитаже абсолютно все руководство Федерального агентства по культуре и кинематографии дружно отправилось в отпуска и длительные командировки. Михаил Швыдкой улетел аж в Бразилию, блистать своим присутствием на фестивале чеховских пьес. И тут обнаружилась еще одна скандальная вещь – в ФАККе нет человека, который отвечал бы за руководство музеями. Вакансия начальника отдела музеев, претендентам на которую обещают базовый оклад в 2833 рубля, никем не занята. Зато, скажем, в управлениях кинематографии и современного искусства, при таких же базовых окладах, свободных мест почему-то нет.

В таких условиях неудивительно, что никто давно серьезно не занимался происходящим в Эрмитаже и других крупнейших российских музеях. А между тем, вот уже пять лет среди интеллигенции северной столицы циркулируют странные слухи о том, что картины из запасников Государственного Эрмитажа полуподпольным образом распродаются, а немало шедевров кисти величайших мастеров было подменено копиями-подделками высочайшего уровня. Часть этих слухов была даже озвучена скандально известным журналистом Андреем Карауловым в программе «Момент истины» на ТВЦ. Тогда многие сочли их сведением счетов со Швыдким, которого Караулов крайне не любит и называет «министром с повадками гардеробщика».

Но теперь ситуация кардинально меняется. Если из Эрмитажа крадут целыми коллекциями на миллионы долларов, то кто даст стопроцентную гарантию, что на стенах музея и в запасниках находятся подлинные Рафаэль, Рубенс, Рембрандт, Эль Греко? Современные технологии подделок, в частности искусственного старения холста и красочного слоя, достигли такой высоты, что отличить их от подлинника можно лишь при тщательном и длительном анализе с помощью специальных средств. На память невольно приходит знаменитый фильм «Подпасок с огурцом» из культового советского сериала «Следствие ведут знатоки», говорящий о том, что даже в те годы отличить на глаз подлинник от качественной подделки экспертам не удавалось.

Невиданная кража в Эрмитаже заставляет вспомнить и легендарный фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники». Прошло 35 лет, а вынести шедевры мирового искусства из прославленного музея оказывается так же легко. Правда, в отличие от фильма выносить их помогали сами сотрудники Эрмитажа – вероятнее всего, не только якобы отравленный хранитель коллекции.

По просьбе «Правды.Ру» грандиозный скандал, последствия которого сейчас даже трудно предсказать, прокомментировала начальник отдела контроля за состоянием сохранности и использования фондов управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Ольга Головач: «Я сегодня же вылетаю в срочную командировку в Санкт-Петербург. Такой масштабной кражи из запасников крупнейшего музея я что-то не припомню. Мы приступаем к комплексной проверке фондов Эрмитажа. Что касается возможных отставок директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского и руководителя ФАККа Михаила Швыдкого, то я не в компетенции давать какие-либо комментарии. Когда комиссия Росохранкультуры проверяет сохранность фондов живописи, то в нее входят эксперты, реставраторы. Но судят о подлинности картин в такой ситуации они, очевидно, визуально».

Слова госпожи Головач подтверждают сомнения в стопроцентной гарантии подлинности фондов живописи Эрмитажа. Особенно на фоне скандальных признаний руководства самого музея, что среди его сотрудников были и есть морально нечистоплотные личности.

В такой ситуации, чтобы восстановить подорванную скандалом репутацию Государственного Эрмитажа, просто необходимо провести тщательную экспертизу подлинности экспонируемых и хранящихся в запасниках шедевров мировой живописи с использованием самых последних достижений искусствоведческой экспертизы и приглашением авторитетных международных экспертов.

Тем более что еще в 2001 году тогдашний заместитель председателя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев в интервью «Московскому комсомольцу» высказал опасения в подмене многих картин из коллекции Эрмитажа, в частности работ Кандинского и Гогена, с подлинников на подделки во время сомнительных зарубежных выставок. Похоже, что, если Росохранкультура в своей комплексной проверке перейдет на тщательное определение подлинности живописных фондов Эрмитажа, нас ожидает самый грандиозный скандал в истории отечественной культуры.