Находится в заливе Пханг Нга , неподалеку от Пхукета. Она построена у подножья гигантской известняковой скалы, прямо на воде.


Мы посетили эту деревню группой, в рамках одной из экскурсий в 2013 г. Практически вся деревня расположена на сваях.



Когда мы приближались к ней (по воде), гид сообщил, что жители этой деревни - мусульмане , и поэтому нельзя ее посещать в сильно открытой одежде (например, купальнике и парео), необходимо надеть хотя бы шорты и майку. В тот день была пасмурная погода, поэтому фотографии получились не очень яркие и сочные.



Целью нашего визита было посмотреть, как живут морские цыгане, а также пообедать



В этой деревне проживает около 1600-1800 человек. Морских цыган по-другому называют народность Чао Ле. С детства они находят общий язык с морем - учатся надолго задерживать дыхание, очень глубоко нырять и хорошо видеть в морской воде (а она там ооочень соленая) - они становятся отличными пловцами. Основной вид деятельности морских цыган - это, конечно же, рыбалка, сбор моллюсков и раков. В последнее время их посещает довольно много туристов. Также Чао Ле изготавливают различные украшения и сувениры из жемчуга и ракушек , которые можно приобрести во время посещения плавучей деревни. Товарами первой необходимости деревня снабжается с материка.

При посещении этой деревни на сваях, мы заметили, что там много кошек и котов (как и везде в Таиланде), прогулялись по улочкам, пообедали и познакомились с бытом морских цыган. Это была необычная и познавательная экскурсия.

Таким образом, посещение деревни морских цыган - интересная возможность познакомиться с национальным колоритом этого народа , однако не стоит забывать, что мы всего лишь гости, и следует вести себя подобающим образом.

Предлагаю вашему внимание

Помимо тайцев на Пхукете живет загадочный народ Чао Ле, что значит Люди моря. До разрушительного цунами в 2004 году, о Чао Ле практически ничего не знали. После того, как морской кочевой народ без письменности, исповедующий анимизм, и практически не использующий цифры, за несколько часов до цунами оставил свои дома и ушел в горы, к ним стали проявлять интерес.

Морские цыгане на Ко Сирей

Ко Сирей - остров, где расположились морские цыгане, отделен от Пхукета небольшой речкой. Несмотря на крупные дорожные указатели для туристов, ведущие в Sea Gypsy Village, там царит заброшенность, грязь и бедность.

Улица вдоль моря, обнажающая беспорядок шатких домишек, дневной сон обитетелей и перебирание ракушек. Местный магазин, в котором практически ничего не продается. И только приветливые смешливые дети, которым все нипочем, бегают разноцветными стайками по пыльной деревне.

За самобытными и аутентичными фотографиями быта и ремесел морских цыган лучше отправиться в более дикие и привольные для них места. Единственной оправданной целью посещения деревни цыган на Ко Сирей может быть материальная помощь или подарки детям.

Удивительные способности

Обычный мужчина из Чао Ле может нырять на глубину около 23 метров без какого-либо снаряжения и оставаться под водой более 3 минут.

У них уникальное острое подводное зрение. Способность видеть мелкие и отдаленные объекты в жгуче-соленой воде прививается с раннего детства. Только иногда они используют самодельные плавательные очки из битого стекла и сподручных растительных материалов.

Чем Чао Ле занимаются всю свою жизнь? - Ловят рыбу и строят лодки, чтобы ловить рыбу. Впрочем, для них не проблема поймать рыбу руками, если придется.



Лодка "кабанг"

Большую часть жизни проводят в лодке “кабанг”. Традиционно ее строят вручную, из цельного ствола дерева и выжигают изнутри углями для растяжки. Снаружи оплетают бамбуком и веревками из растений. “Рецепт” кабанга не менялся последние 4000 лет.

Для многих из них кабанг является местом рождения и местом смерти. Прежде, чем срубить дерево для кабанга, к его духу обращаются с молитвой. Антропологи заметили, что кабанг - это подобие тела человека. Недаром, части лодки на языке Чао Ле называются также, как и части тела человека. Соответственно, и отношение к лодке очень трепетное.




Праздник и маленькие лодки

Чао ле верят в то, что у всех существ и предметов в мире есть душа. Главный праздник людей моря, называется Лой Рыа. Два раза в год они выпускают в море миниатюрные лодки-кабанги, куда кладут рис, орехи, перец, кукол, волосы, ногти и оружие, чтобы задобрить морских духов и отогнать неприятности.

Куклы символизируют души умерших, которые должны спокойно уплыть навсегда, волосы и ногти кладут, чтобы отогнать болезни, еда и оружие - подарки духам.



Чао Ле сегодня

Жизнь в современном мире вынуждает Чао Ле находиться на краю бедности. Например, на Пхукете часто случается так, что земля, на которой стоит их деревня, оказывается частной. Из-за развития туризма большая часть вод, где раньше рыбачили цыгане, стала заповедной. Теперь промысел, обеспечивающий их пропитание, называется браконьерством.

Между собой Чао Ле не используют денег и просто обмениваются жемчугом, рыбой и кораллами. Но в таких развитых районах, как Пхукет, вынуждены участвовать в торговле. Сделки получаются для них крайне невыгодными. За перламутр, жемчуг, редких игрокожих, крупных морских огурцов и другие деликатесы, они получают гроши, инструменты, алкоголь и сигареты. 




Национальный парк залива Ао-Пханг-Нга - это 400 квадратных километров удивительной природы. 120 островов различных причудливых форм. Скалы и пещеры, в которые можно въехать тольлко на маленьком каноэ. Мангровые заросли. И целое море впечатлений.

Начинается путешествие по заливу - с пристани с длинными лодочками, каждая мест на 26-30.

Правда последние мечста в этих лодках занимать не рекомендуется - очень уж сильно шумит мотор, установленный на корме.

Лодки начинают путь по заливу, который в этом месте больше походит на реку, пролегающую между мангровых зарослей.

Мангровая растительность - это растительность, существующая в солёной воде и способная расти прямо посреди соленого залива.

Такие деревья обладают очень длинными высокими корнями. Они притягивают все вредные вещества, содержащиеся в море и формируют из них почву. Служат неким санитаром моря. При этом около этих зарослей вода весьма мутная.

Необязательно заказывать групповую экскурсию, лодки могут повезти и неболльшую команду.

Немного времени спустя начинают появляться силуэты больших скал-островов.

Лодка проплывает мимо островов... Рельефы уникальны...

Через некоторое время доезжаем до причала, стоящего на воде, где нас поджидает целая команда с надувными каноэ

В каждое помещается гребец и 2 пассажира

Пересаживаемся с большой лодки на каноэ и отправляемся осматривать остров Тхам-лот, созданный чудесным архитектором - природой.

Пещеры, сталагтиты, мангровые деревья в острове-колодце... Где такое ещё увидишь. Фото, конечно не передают всех ощущений, но хоть какое-то представление создают.

Прокатившись на каноэ, возвращаемся в свою лодку и продолжаем путь

И вот впереди уже остров Хао-Пхинг-Кан, остров лежащих друг на друге утёсов.

В основании одного из утёсов - таблички. Написано на них на языке, который я даже со словарём не понимаю, к тому же буквы уже постирались, так что о чём они говорят - не знаю.

В вышине два утёса смыкаются, а сквозь узкую щель, образованную ими пробиваются лучи солнца и зелень тайских растений.

Масштабность картины можно понять по сравнению с моей фигурой)))

От острова двух утёсов виден самы известный остров этих мест, остров Тапу, более известный как Остров Джеймса Бонда

Этот утёс известен с 1974 года, когда он послужил декорацией к очередному фильму бондианы - "Человек с золотым пистолетом"...

Фотографии этого острова в форме первёрнутой бутылки можно встретить во многих местакх Тайланда. Например, в аэропорту Пхукета.

Тропинка с камеными лестницами ведёт на противоположную часть острова

Там небольшой пляжик с парковкой для лодок

Места осматриваю довольно бегло - на всё про всё нам дают только полчаса.

А потом - снова в путь - к острову Панйи.

У подножия этого острова расположилась деревня, стоящая на сваях

Здесь живут так называемые "Морские цыгане", мусульманский народ, лишь несколько лет назад получивший гражданство по личному распоряжению короля Тайланда

Деревня живёт дарами моря и туризмом.

На окраинах деревни встречаются полуразрушенные постройки

А ближе к причалу - вполне респектабельные строения

У причалов - ресторан, куда привозят туристов на обед

Вокруг деревни расположены садки, в которых содержат живую рыбу.

Одна из немногих достопримечательностей деревни - местная школа

Кабинетов в ней не много. Один из них видимо кабинет биологии. Посвящён в основном морским видам животных.

В дни нашего посещения Тайланда у школьников были каникулы. Дети развлекали себя как могли.

Между прочим лет 10 назад по приказу короля Тайланда рядом со школой построили стадион на сваях. Между прочим в Москве стадион Спартака до сих пор строится.

Стены школы украшают стенгазеты, рассказывающие, по-видимому, о пользе спорта.

Вообще деревня производит достаточно двойственное впечатление. Говорят,ю когда местным жителям правительство предложило перебраться на материк, они отказались...

Всё в этой деревне находится близко друг к другу, так как территории мало. Кошки, домаш9няя птица, все ходят по деревянным улочкам, проложенным на сваях

И лишь кладбище находится не на воде...

После прогулки по деревне гид пересчитывает всех, чтобы случайно не оставить кого. Пересчёт реально помог не забыть девушек, покупающих жемчуга на местном рынке.

Потихоньку отплываем от деревни и направляемся к тому же причалу, откуда отплывали.

Морские Цыгане Пхукет.

1 (20%) 1 голосов

Морские цыгане – Пхукет.

Мы живем в огромном и удивительном мире. Ни для кого, ни секрет, что объемы воды на нашей планете во много раз превышают объемы суши. Но ведь большинство людей живет именно на суше. Хотя люди живут в разных местах, и по разному. Одни народы приспособились жить высоко в заснеженных горах. Другие построили свои города в пустынях. А третьи издавна живут в тропических джунглях. А еще существуют морские кочевые народы, которые приспособились к жизни в море. Морские народы есть во многих уголках нашей планеты. Они проживают в районе Гаваев, Филиппинских островов, Малайзии, Таиланда и других стран ЮВА.

О народе, у которого нет письменности, кто постоянно кочует в море, мало контактирует с другими народами и у кого свой собственный язык почти не возможно что-то сказать. Откуда они пришли, их история, их предки. Большинство наших исторических методов исследования опирается на письменные свидетельства и артефакты, найденные в земле. Получатся, что морские народы почти невидимы для истории. Ученые проводившие анализ ДНК многих островных и морских народов говорят, что ДНК морских кочевников удивительно похожи. Может они все являются предками одного когда-то давно существовавшего народа. Существование которого мы сейчас не можем подтвердить, ровно так же как и опровергнуть. И может эта человеческая расса была бы более успешной в будущем больше чем обитатели суши. Ведь большая часть нашей планеты это вода.

Самодельная сетка для ловли рыбы

Остров Пхукет в Андаманском море, одно из популярнейших туристических направлений. Остров ежегодно посещают миллионы туристов, но только некоторые из них знают о морском народе, который здесь проживает, и только единицы посещают их. Морской народ является одними из самых старых жителей острова.

В Таиланде их называют морские цыгане из-за их кочевого образа жизни или Чао Ле – в переводе с Тайского люди моря. Опять же трудно сказать о их появлении в Таиланде. Кто-то говорит, что они выходцы из старых Малазийских колоний, бежавших в Бирму от Мусульманского нашествия, другие говорят, что как и большинство цыганских народов они являются выходцами из Индии.

Представитель морских Цыган, остров Пхукет

По крайней мере, если рассматривать язык, то про морских цыган, которые обитают в районе острова Пхукет, можно сказать что они спустились сюда по рекам из Бирмы. Морских цыган здесь разделяют на три группы Мокены, Моклены, и Урак Лавой (по названию групп населения в Бирме). В то время как Мокены живут как кочевники, в основном на северных островах в районе Пхукета. Моклены и Урак Лавой основали поселение на Пхукете. Произошло это недавно, около десяти лет назад. В основном после событий связанных с Цунами. Сейчас существует три поселения Морских Цыган на Пхукете и одно рядом с островом. Самое старое поселение находится в Южной части острова на пляже Раваи. Другое в восьми километрах от Пхукет Тауна рядом с бухтой Сапам. И третье поселение на Пхукете находится на острове Сирей, до которого можно добраться по не большому мосту. Сирей и Пхукет соединены мостом. Все эти поселения больше похожи на поселения обычных жителей суши, несмотря на их удивительный образ жизни. А вот еще одно поселение, которое легко можно увидеть, проезжая по мосту Сарасин, соединяющему Пхукет с материком, отличается от трех предыдущих. Свои дома Чао Ле здесь построили прямо в море на больших деревянных сваях. Если вы хоть раз проезжали по мосту Сарасин, то обязательно видели их.

Дети Чао Ле играют в воде. Фото 2006г. Пхукет

Не смотря на то, что они осели на острове, как и раньше их жизнь неразрывно связана с морем. Большую часть времени они все равно проводят в море и лишь на короткий срок возвращаются на берег. Испокон веков морские цыгане высаживались на острова только лишь для то что бы пополнить запасы пресной воды и построить новые лодки, так происходит и сейчас, только цыгане проживающие на Пхукете больше не кочуют от острова к острову, и постоянно возвращаются в одно и то же место. Море их кормит и море их дом. Жители поселений, проживающие якобы на острове на самом деле большую часть времени проводят в море и занимаются выловом рыбы. Некоторые занимаются добычей жемчуга и морских ракушек. Кто-то из них собирает птичьи гнезда, которые являются деликатесом. Морские цыгане хорошие ныряльщики, они ныряют на большую глубину без специального современного оборудования. И тем самым подвергают свою жизнь опасности. Но так они могут поймать больше рыбы. На большой глубине они устанавливают свои самодельные ловушки для рыб, сделанные из прутьев и сетки. А потом ныряют за ними, что бы подцепить и затем вытащить на лодку. Из всего оборудования они используют только тонкий шланг с обычным воздухом, который зажимают между зубов. Этот шланг может порваться в любой момент. И тогда придется быстро всплывать, но при быстром всплытии существует большая вероятность получить травму легких. Они так же очень хорошо видят под водой. И это не удивительно. Основное развлечение для детей Чао Ле это море. С детства они вместо школы познают море его нравы и обитателей. Море для них и игровая площадка и школа в одно и то же время. Они учатся плавать, глубоко нырять и видеть под водой. Они знают море лучше, чем кто бы то ни был.

Конечно, с развитием туризма на острове у них появились и новые возможности прокормить себя. Сейчас можно увидеть, как они продают морские ракушки, жемчуг и различные поделки. Многие стали зарабатывать тем, что возят на своих лодках туристов. Хотя деньги для них не так важны как для нас. Они все еще умеют менять товар на товар, не вычисляя предварительно его денежный эквивалент. Но если у них есть деньги, то в первую очередь они купят сигареты, курят и мужчины и женщины. Следующе после сигарет по важности будет топливо для лодок. И потом уже овощи яйца и рис, это что бы повкуснее приготовить рыбу.

25 летний Супават Хантале рассказывает о визите Королевы на остров ко Лепе, который расположен в национальном парке Таиланда Туратао. Было это еще тогда, когда его мама была маленькой девочкой. Предпринимая усилия, помочь Чао ле ассимилироваться в Таиланде Королева предложила им использовать фамилии на островах где они осели. И кажется теперь, что каждый Чао ле, которого можно встретить носит фамилию Хантале, что обозначает “Тот, кто не боится моря”…. (Тале с Тайского переводится как море).

Они сохранили свой собственный язык и верования. Легенды рассказывают, что они отправляют своих умерших на так называемые ертвые острова, где их души живут вечно. Два раза в году они проводят самый важный для них ритуал – фестиваль “Лой Руея” (LoyRuea) или фестиваль уплывающих лодок. Все действие происходит ночью. Деревянные лодочки с рукодельными фонариками наполняются дарами для духов и маленькими деревянными куклами. После чего навсегда отправляются в вечное плавание. Деревянные куклы символизируют души умерших, которые отправляются далеко, далеко в свое последнее плавание, что бы не тревожить живых. После того как становится невидно света последнего фонарика на уплывающей лодочке, начинаются их традиционные танцы вокруг их знаменитых лодок Рам Ронг Нгенг.

Девушки морских Цыган, фото 2006г. Пхукет.

Мы живем в прогрессивном мире, где люди используют высокие технологии, живут в больших городах. Мировые цивилизации предпринимают шаги к покорению космоса. Наши ученые пытаются раскрыть секреты природы. Но мы очень сильно отдалились от самой природы. Мы забыли как жить на едине с природой и радоваться жизни не используя при этом благ, которые дают нам наши современные технологии. Сможет ли наше прогрессивное и высоко обученное сообщество хотя бы просто выжить, оставшись без всех наших технологий, машин, компьютеров, телефонов и одежды? Умеем ли мы это? Все современные цивилизации до сих пор упрямо пытаются изменить природу и подстроить ее под себя, но природа всегда настойчиво берет свое, преподнося людям один урок за одним. А ведь среди всех нас есть такие народы, поселения, племена. Которые научившись еще давным-давно жить в гармонии с природой и морем, сохранили свои традиции, свой образ жизни и самих себя. Они не изменяют природу, не используют высокие технологии и не создают экологических проблем. И при этом они могут радоваться той жизни, которая у них есть. Возможно сейчас их меньше чем всех так называемых прогрессивных людей, но возможно у этого человеческого рода на самом деле больше шансов на существование в будущем чем у нас.

У цыган есть дом? Да-да! Та самая популярная деревня морских цыган в заливе Пханг-Нга, вблизи Пхукета. На какие деньги живут местные, как строятся дома, и кто стал основателем деревни цыган?

Деревня морских цыган – Ко Панье (Koh Panyee) – что она из себя представляет?

Деревня морских цыган - Ко Панье, что находится в заливе Пханг-Нга, рядом с о. Пхукет – удивительное место-городок, стоящее полностью на воде. Несмотря на полное отсутствие суши, в нем на постоянной основе проживает более 400 цыганских семей. Это именно тот редкий и удивительный случай, когда вы можете увидеть цыган, которые не кочуют, а живут и «зарабатывают» в одном месте.

Деревня морских цыган с высоты птичьего полета

Что представляет из себя морская цыганская деревня около Пхукета

Площадь деревушки – всего около 5 км². Она располагается у подножья огромной скалы, в заливе Пханг-Нга, которая входит в состав одноименного национального парка. Все дома, кроме мечети – стоят на сваях, вбитых в дно Андаманского моря. Школы, магазины и, даже, полицейские участки - «построены на воде». Жизнь местных никак не отличается от привычной, наземной. Вместо дорог - небольшие мостики, машин – лодки. Визитная карточка острова – мечеть. Она является символом деревни и почетным местом среди проживающих мусульман. В ней проходят собрания старейшин, религиозные праздники, крупные мероприятия.

На фото виднеется мечеть в деревне морских цыган

Удивительно, но в дневное (рабочее) время в деревне находятся только женщины, дети и старики. Все мужчины в этот момент занимаются рыболовным промыслом.

Школа "на воде" в деревне морских цыган. Улица с местным транспортом

История деревни морских цыган

Свою историю деревня начала в конце 18-ого столетия. К сожалению, селение на воде было «вынуждено» строиться «от противного». В те времена в Тайланде закон запрещал находится иностранцам на земле королевства. Про постройку постоянного жилья – и речи не шло. Выходцы из Бирмы и Малайзии, а именно они первыми претендовали на проживание на тайских землях – не растерялись и построили жилье на воде. Ведь так закон не запрещал! С течением времени, морские цыгане плотно основались на водяном островке, поддерживая и системно улучшая внутреннюю инфраструктуру.

На данный момент жителей селения сложно отнести к какой-либо расовой принадлежности. В деревне «гуляет» свой язык, внешние признаки «перемешаны». В селении нет своей письменности, что затрудняет вывод исконных корней.

Обычный день местного жителя в деревни морских цыган

За счет чего живет деревня – как зарабатывают морские кочевники

  • Рыбная ловля и добыча жемчуга

Sea ​​Gypsies – морские цыгане – великолепные рыбаки. От отца к сыну они передают свои умения в ловле рыбы. Помимо этого, жители добывают жемчуг, который в дальнейшем переправляют на материк.

  • Туристическая деятельность

Несколько лет назад старейшинами селения было принято решение «запустить» туристов, ведь они понимали, что их водные просторы будут интересны иностранцам со всего мира.

В истории развития Ко Панье упоминается некий почтальон, который постоянно курсировал между материком и деревней морских цыган. Именно он «кинул крючок» старейшинам и предложил «зарабатывать» на туристах, которые уже так активно посещали соседний материк и тайские острова.

В данный момент в деревне свои двери открывают множество рыбных ресторанов, ларьков и магазинчиков. Как и полагается, цыганские дети активно «впаривают» сувениры, мило цепляясь за руку.

Сувенирная лавочка в "плавучей" деревне цыган

Несмотря на современные реалии – основным доходом селения – осталось рыболовство. Власти Тайланда «зазывают» местный народ мигрировать на материк, так как постоянное проживание в деревне – не безопасно.

Необходимые продовольственные товары на Ко Панье доставляют с суши. Как и во всем мире, заработанные деньги – морские кочевники обменивают на нужные вещи.

Как добраться до деревни цыган

Как правило, посещение деревни морских цыган входит в экскурсию «Остров Джеймса Бонда». Это наиболее быстрый и выгодный способ оказаться в этом месте.

Если вы планируете самостоятельное путешествие, то придерживайтесь плана «самостоятельного путешествия по Пханг-Нга» - об этом написано в статье –