круизный туризм пассажир обслуживание

Идея отдыха на воде и в морских путешествиях была известна со времен древних римлян и греков. Островные страны и страны, имеющие архипелаги и протяженную береговую линию, например Греция, активно использовали морской транспорт для пассажирских перевозок. Активизация круизного дела началась в середине XIX века в эпоху становления туризма. Начало морскому отдыху было положено в Англии. В 1835 г. были организованы и совершались регулярно прогулочные рейсы между Британией и Ирландией. Томас-Кук активно использовал в своей практике организацию всех видов морских путешествий, и одним из популярных рейсов был маршрут из Великобритании в Черное море.

Истинный расцвет круизное дело получило лишь в 70-х годах XX Именно тогда в США была реализована идея круизных путешествий, весьма привлекательных и насыщенных развлечениями. Эта программа была ориентирована на средний класс американцев, которые дали судоходным компаниям прибыльную работу. Организация морских круизов быстро превратилась в прибыльный туристский бизнес. Это произошло благодаря новой концепции методологии обслуживания круизных туристов, которую выдвинул и осуществил главный маркетолог круизной фирмы «Carnival» Боб Дикенсон, ранее служивший в компании Форда.

К этому времени сформировался высокоплатежеспособный спрос на элитный круизный туризм. Были разработаны новые концепции туристского обслуживания с высочайшим уровнем сервиса и, главное, массой разнообразных развлечений на борту судна. Претерпела существенные изменения технология наземного обслуживания, потребовались новые портовые терминалы с высокой пропускной способностью и методы эффективного наземного обслуживания больших потоков круизных пассажиров. Сформировались принципы организации круизных маршрутов. Собственно круизные маршруты можно разделить как:

  • 1. кольцевые маршруты с заходом в 8-12 портов различных прибрежных стран и популярных морских курортов;
  • 2. маршруты «open jaw», когда туристы следуют только в один конец маршрута;
  • 3. кратковременные выходы в море на 2-3 дня для специальных целей, например, для организации игорного бизнеса.
  • 4. прибрежные морские экскурсии и прогулочные рейсы;
  • 5. длительные маршруты и кругосветные путешествия, которые могут длиться до полугода.

По географии активной круизной деятельности выделяются: бассейн Мексиканского залива, Карибского моря, Панамский канал; бассейн Средиземного моря; круизы вокруг Скандинавии с заходом в глубокие норвежские фьорды; круизы вокруг Европы с посещением столичных городов, круизы в Балтийском м продолжительные круизы из Северной Америки вокруг мыса Доброй Надежды, Индийский океан и далее в Индонезию и Австралию; круизы в Океании; круизы и районе Австралии.

Одна из самых крупных круизных компаний - корпорация «Carnival Corp». В ее состав входят несколько круизных компаний: «Carnival Cruise Line» (11 круизных судов), «Holland America Line» (8 круизных судов), «Windstars Cruises» (3 круизных судна), «Seaborn Cruses» 50% (3 круизных судна), «Holland America Westours» (экскурсии, отели, небольшие суда на Аляске), 13 частных компаний проката машин на Аляске, 50% компании, содержащих казино на речных судах в США, 50% «Airtours» (UK туроператор + 3 круизных судна), 65% «Costa Crociere» (7 круизных судов). В целом корпорация предлагает на рынках потребителям почти 20 тыс. мест на круизных судах.

Лишь незначительно отстает корпорация «Royal Carribean», владеющая 19 тыс. мест на круизных судах на 550 круизных маршрутах. Располагает собственным флотом из 9 уникальных круизных океанских лайнеров высшего класса. Имеет в собственности остров Coco Day в Карибском море, предназначенный исключительно для участников круизных туров. Все виды питания предоставляются туристам на лайнере бесплатно, за исключением алкогольных напитков. Туры имеют различную продолжительность - от 3 до 15 дней. Фирма ежегодно обслуживает более 800 тыс. туристов.

Основными потребителями круизов являются американцы, причем наибольший объем круизов приходится на Карибский бассейн (55%), и значительно меньше Средиземноморский (10%). Отдельно выделяются экзотические круизы в район Аляски, которые устойчиво занимают 8,5% рынка круизов в Северной Америке. Компания «Holland America Line» осуществляет 88% всех круизных перевозок в районе Аляски и обслуживает до 350 тыс. туристов ежегодно.

Сегментация потребителей данного вида продукции происходит по следующим признакам:

  • 1. По уровню дохода потребителей. С учетом социального расслоения общества участниками морских (в том числе элитных) круизов являются люди с высоким и сверхвысоким доходом. Участники речных круизов - люди среднего достатка, в ряде случаев пользующиеся социальной дотацией.
  • 2. по социальному составу в круиз отправляются:

семьей (55%);

с друзьями или знакомыми (27%);

в одиночку (18%).

3. возрастной состав участников круизов:

до 25 лет - 30%;

от 25 до 40 лет - 22%;

старше 40 лет - 48%.

Средний возраст участников морских круизов по статистике ВТО составляет 45 - 55 лет.

4. По национальным особенностям туристов. Туристы различных религий и вероисповеданий могут отдыхать и проходить лечение на теплоходе. На теплоходе можно обсудить меню в соответствии с программой лечения и обсудить все вопросы, возникшие у туриста. Обслуживающий персонал рад всем туристам, независимо от их религиозных и национальных особенностей.

Из крупных портовых центров, где развито круизное дело, следует указать Майами (США), Геную (Италия). В Индийском океане первенство держит Сингапур, но активно претендует на титул круизного центра ОАЭ, где активно строят новый порт с глубоководной гаванью. Если в 1993 г. в Дубай совершил заход один круизный лайнер, то в 2000 г. количество заходов составило 170, а в график 2001 г. планировался прием 340 рейсов (75 тыс. пассажиров). Дубай включен в программу гранд-туров и становится популярным круизным центром. В Канаде популярный порт для круизных судов - Ванкувер, в Тихом океане - Гавайские острова, а в России - Мурманск (основной порт атомного флота).

Виды круизов.

Развивая и совершенствуясь, круизный туризм, со временем, претерпевал изменения, ввиду чего появлялись различные виды круизов.

  • 1. Парусные круизные суда. Парусники не теряют свою привлекательность как круизные пассажирские суда и в наши дни. Активно функционирует компания «Star Clippers», осуществляющая на трех роскошных парусных судах «Royal Clipper», «Star Clipper» и «Star Flyer» круизы в Средиземноморье, Карибском бассейне, трансокеанские рейсы, плавание в районе Дальнего Востока. Судно «Royal Clipper» - 5000т, 120 м длина, пять мачт, 106 чел. экипаж, 226 чел. пассажиры, «Star Clipper» и «Star Flyer» - 107 м длина, четыре мачты, 70 чел. экипаж, 170 чел. пассажиры. Регионы плавания определяются сезонными погодными условиями. Продолжительность такого вида круизов от 7 и 14 суток. Стоимость от 2000 до 5000 USD. Каюты разделяются на шесть категорий (включая класс DeLux с двухспальной кроватью), с кроватями twin или двухъярусными койками, имеются трехместные каюты. Все каюты оборудованы душем и санузлом различной комфортности. Компания сотрудничает с British Airways и осуществляет подсадку пассажиров в промежуточных портах. Предлагаются специальные программы для молодоженов, организация конференций, праздников. Обслуживание пассажиров весьма элитное, питание - разнообразное и экзотическое, имеются салоны для некурящих и конечно же возможности для занятия водными видами спорта, интересные экскурсии и многое другое.
  • 2. Круизы на старинных и традиционных парусных судах. Этот вид туризма активно развивается в Европе и США. В частном владении и владении различных компаний сохранилось большое число парусных судов класса «В» (которые вмещают от 6 до 40 пассажиров), построенных в начале века, либо в наши дни, но по старинным чертежам и с соблюдением традиционных методов постройки. Существует два способа отправиться в путешествие: либо купить индивидуальный тур и присоединиться к спланированному маршруту, либо арендовать судно с капитаном и самостоятельно выбрать направление и тематику путешествия. Стоимость круиза варьируется в зависимости от судна, продолжительности плавания и предоставляемых услуг: участие в регате «Катти Сарк-2001» (один переход, 6 дней), например, стоит для взрослого - 551 USD, для молодежи (15-25 лет) - 420 USD. Если взять судно в полную аренду, например, стоимость суточной аренды 24-местной шхуны высокого класса «Najaden» в Стокгольмском архипелаге стоит 5700 USD.
  • 3. Круизный яхтенный туризм. Значительная часть парусных яхт - частные суда. Яхта - это дорогостоящее приобретение, сравнимое по стоимости с высококлассным автомобилем, и поэтому доступна людям состоятельного класса. Кроме того, обслуживание яхты - дело хлопотное, требует специальных знаний и навыков. Отдых на яхте имеет широкое распространение в большинстве развитых стран мира, особенно в Европе, Америке и Австралии. Профессиональных яхтсменов и любителей объединяют яхт-клубы, в которых организуют общение людей, устраивают соревнования, дальние и короткие круизные плавания. В различных странах Европы объединены в Круизные Ассоциации. Например, Шведская Круизная Ассоциация состоит из 150 000 яхтсменов. В России первый яхт-клуб - «Императорский» в Санкт-Петербурге (1846г.), ныне Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов. Яхтенные стоянки (марины) предоставляют услуги по хранению и ремонту яхт и катеров. Находящиеся в марине компании предлагают услуги обучения и совершенствования мастерства судовождения, чартера яхт и катеров, специального и текущего ремонта яхт и катеров, спасательные работы, бронирование услуг и фрахта, в том числе через компьютерные сети. Стоимость стоянки катера длиной 10-12 м обходится владельцу в 10-15 USD в сутки. Не всем достается место у причала, некоторые яхты и катера стоят в гавани на буе, с берега к ним добираются на небольшой лодке типа «Zodiak».

Подавляющее большинство частных яхт принадлежат семейным владельцам. Это и определяет специфику яхтенных путешествий. Для семейных яхтенных круизов характерны кратковременные плавания, на «weekend». Очень популярны круизы по внутренним водным путям тем, что можно посетить много интересных мест за короткий промежуток времени.

  • 4. Чартерный круиз на моторной яхте. Моторная яхта представляет собой небольшое частное круизное судно, где часто экипаж превышает число гостей. Владельцы круизеров используют свои суда в двух направлениях: отдыхают сами или сдают в чартер специальным брокерским чартерным компаниям. Такие типы компаний особо распространены в США, Великобритании и Австралии. Продолжительность круиза зависит от желания клиента и в среднем составляет 1-2 недели. Стоимость варьируется от типа и вместимости яхты, количества работающего экипажа и продолжительности плавания. Обычно представляется по схеме «все включено», хотя возможны и другие варианты. Маршрут круизера будет спланирован по желанию гостей. Чартерная компания может предложить ряд интересных идей: приключенческий чартер - круиз в экзотические уголки земли, кругосветный круиз, круизы на Аляску или по реке Амазонке; спортивный чартер - участие или наблюдение за соревнованиями, подводные фотосафари, океанская рыбалка; корпоративный чартер - использование моторных катеров как представительских яхт во время проведения крупных выставок, соревнований, фестивалей (Канский кинофестиваль, Монако Гран-при). Несмотря на высокую стоимость, чартер таких судов очень популярен, бронирование яхт, например на Рождество или новогодние праздники, происходит за 1-1,5 года.
  • 5. Круизы на паромах. В общем случае под паромом понимается специальные плавсредства и суда для регулярной перевозки транспортных средств (вагонов, локомотивов, автобусов, легковых автомашин) и больших потоков пассажиров на небольшие расстояния через водные пространства между береговыми пунктами по типу челноков. На крупных озерных и морских переправах активно используются крупные морские и трансокеанские паромы. Обычно железнодорожный паром водоизмещением от 2 до 6 тыс. т принимает на борт от 20 до 200 вагонов, 100 и более автомашин, 300-800 пассажиров или даже более. Паромы различаются по назначению и соответственно по конструкции - железнодорожные, автомобильные, автомобильно-пассажирские, пассажирские и смешанных типов. Паромы снабжаются откидывающимися аппарелями и устройствами по типу судов для быстрой погрузки-выгрузки транспортных средств. Для большей маневренности суда оборудуются эффективными подруливающими устройствами. На судах предусматриваются каюты для пассажиров, но если судно предназначено для коротких рейсов, то для пассажиров преимущественно предназначаются палубные пространства.

Транспортная характеристика судов.

Морские и речные средства перевозок имеют свои отличные характеристики и особенности, которые учитывают при выборе путей и способов перевозки. Транспортные характеристики судов многочисленны, главные - мореходность, технические характеристики корпуса, его размеры, массовые и объемные показатели, скорость и способность к данному району плавания. Рассмотрим основные транспортные характеристики судов:

  • 1. Мореходность - совокупность основных характеристик судна: плавучесть, устойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость, плавность качки. Важный показатель - прочность корпуса, способного противостоять воздействию массовых нагрузок, волн, льдов, выхода на волну и других. Главные размерные показатели - длина и ширина корпуса, высота борта и осадка. Эти показатели определяют способность судна к формированию пассажирских кают. Размеры судна учитываются при проходе через узкости, по мелководью и под мостами, при заходе в порты, бухты, гавани, при постановке к причальным стенкам и маневрировании.
  • 2. Массовые показатели: водоизмещение и полная грузоподъемность.
  • 3. Объемные показатели: грузовместимость (объем помещений для грузов в куб. м) и пассажировместимость (количество мест, предназначенных для перевозки пассажиров), а также валовая вместимость судна, которая показывает общий объем помещений судна.
  • 4. Показатели скорости: в практике эксплуатации судов различают техническую скорость и среднюю путевую эксплуатационную скорость. Техническая скорость - показатель, который задается заказчиком при проектировании и постройке судна - максимальная скорость движения. И эксплуатационная путевая скорость - достигаемая в процессе определенных условий плавания на маршруте за данный отрезок времени. Эта скорость зависит от условий плавания, включает задержки а шлюзах, портах, изменяется в зависимости от загрузки судна, погодных условий, направления ветра, волнения, ледовой обстановки, глубин.

Технические характеристики судна во многом определяют район плавания. Морские суда делятся на следующие категории:

  • 1. неограниченного морского (океанского) плавания. Это средне- и крупнотоннажные суда, с повышенной прочностью корпуса, высокими мореходными качествами, технические характеристик которых гарантируют безопасность плавания в океане в любых условиях;
  • 2. ограниченного плавания, обычно в пределах одного моря, в облегченных навигационных условиях, как правило, это малотоннажные суда маломерного флота;
  • 3. прибрежного (местного) и рейдового плавания, район плавания органичен рейдами или акваторией порта;
  • 4. смешанного «река-море», служат для выполнения работ на морских и речных путях и системах;
  • 5. суда ледового плавания, приспособлены для самостоятельного плавания в ледовых условиях или следуют за ледоколами. Они имеют повышенную прочность корпуса и защиту винтов от повреждений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды туризма. Круизная индустрия как быстро развивающийся сектор туристской индустрии. Классификация морских круизных судов. Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам). Особенности речных прогулок. Объемы перевозок туристов.

    реферат , добавлен 13.09.2014

    Правовые вопросы регулирования перевозок туристов морским и внутренним водным транспортом. Достоинства, недостатки и мотивация водных путешествий туристов. Круизный бизнес на мировом туристском рынке. Договорная документация теплоходного круиза, яхтинг.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Морские пути. Современные средства морских пассажирских перевозок. Линейные перевозки. Круизный туризм. Паромные линии и переправы через проливы. Парусные круизные суда. Круизы на старинных и традиционных парусных судах. Круизный яхтенный туризм.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Сущность морских круизов и путешествий с комплексным обслуживанием на борту судна. Туристический морской флот России; туристские, прогулочные, линейно-транспортные и специальные рейсы. Услуги на круизе, обязанности сторон при организации морских круизов.

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Анализ рынка круизного туризма. История морских путешествий в РФ. Специфика их организации и проведения, проблемы и перспективы развития. Состояние морского транспорта в стране. Страхование круизов. Разработка тура, рекламные меры его продвижения.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2016

    Теоретические основы формирования отрасли круизного туризма. Виды круизов, характеристика и подбор судов. Анализ состояния данной сферы в Байкальском регионе. Основные проблемы организации и перспективы развития водных путешествий в Прибайкалье.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Путешествия по рекам и озерам относится к наиболее излюбленным способам отдыха в странах с развитыми внутренними водными системами. Преимущество круизов, осуществляемых пo внутренним водным артериям, над морскими круизами. Внутренний водный транспорт.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2008

    Возникновение и развитие туризма. Формирование и продвижение туров. Услуги размещения и питания в туризме. Классификация гостиниц, основные службы и их назначение. Автомобильные и железнодорожные перевозки. Морские, речные и авиационные путешествия.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

Круизный туризм - перевозки людей водным транспортом.

Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма, таких как рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море.

Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы. В свою очередь, речные круизы делятся на транспортные (сообщение между двумя населенными пунктами, работают по графику), туристические (традиционный и специальный маршрут, не более суток), и экскурсионно-прогулочные (внутригородские и пригородные маршруты, продолжительностью до 24 часов). Речные круизы являются довольно популярной разновидностью водного туризма в России.

Круизный туризм в России имеет протяженную судоходную сеть. Основной базой круизного флота России является Новороссийск. Наиболее распространены круизы по Черному и Средиземному морям с заходами в порты Турции, Греции, Италии, Египта, Израиля и Испании. Так же круизный туризм в России предлагает туры по Северному и Балтийскому морям, отправляясь из Санкт-Петербурга и останавливаясь в портах Северной Европы. Среди уникальных российских маршрутов на Дальнем Востоке: круизы вокруг островов Северного Ледовитого океана - Земли Франца Иосифа и Новой Земли, на Северный полюс из Мурманска, вдоль Чукотского автономного округа с посещением острова Врангеля. Несмотря на высокую стоимость таких путешествий, эти круизы пользуются огромным спросом, и места на них заказываются заранее.

Большой популярностью пользуется морской тур вокруг Европы “Одесса - Санкт-Петербург”, который позволяет за одну поездку увидеть почти все основные страны Европы. Единственный минус этого круиза является дорогая стоимость, поэтому пока им пользуется мало Россиян.

Круизный туризм в России имеет хороший флот, который, к сожалению, на сегодня в большинстве фрахтуется иностранными туристическими кампаниями. Также круизный туризм в России нужно обеспечить нормальным портовым хозяйством. Из-за низкого уровня сервиса ограничивается посещение иностранными лайнерами портов России.

Речной круизный туризм в России, в отличие от морского, меньше подвержен погодному влиянию и имеет более информативный план. Наиболее популярные маршруты круизов проходят по Волге. Во времена советского правительства система каналов соединила Волгу и реки Дон, Нева и Ладожское и Онежское озера. На данный момент в нашей стране есть выход к пяти морям Белое, Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское. Огромное число маршрутов по этой крупной водной системе сделало Россию одним из лидеров круизного туризма в мире. В настоящее время в нашей стране полным ходом идет возрождение речных путешествий. Привлекательны путешествия, кроме Волги, по рекам Сибири в частности по Енисею, в последнее время растет интерес иностранных туристов к реке Амур.

В Санкт-Петербурге открылся крупнейший в Европе пассажирский порт, построенный по последнему слову техники. На выставке Seatrade Europe 2009 году в Гамбурге питерский порт «Морской фасад» победил в номинации «Лучший транзитный порт года». Большинство круизных компаний швартуют свои суда в Северной столице на 2 дня, а такой чести удостаиваются не более 10 городов мира. Богатейшее культурное наследие и исторические памятники Санкт-Петербурга привлекают не только зарубежных туристов, но и россиян со всех уголков страны. К 2013 году в нем будет закончено строительство 6 причалов. Длина причальной стенки составит около 600 метров, что позволит принимать до 15 больших судов одновременно.

Следующий этап становления круизной индустрии в России - подготовка порта в Сочи, который после реконструкции также сможет принимать круизные лайнеры. В будущем специализированными портами, способными принимать современные круизные суда, обзаведутся Приморье и Калининград.

Необходимость более динамичного развития круизного туризма в РФ ни у кого не вызывает сомнения. Страна обладает для этого уникальными возможностями: она омывается водами двух океанов и четырех морей и имеет самую протяженную береговую линию в мире - 37 653 км.

2.7.1. История развития круизного туризма

2.7.2. Классификация морских круизов

2.7.3. География круизного туризма

Круиз представляет собой туристскую поездку на борту специального пассажирского судна. Первоначально под круизом понимали морское путешествие на одном и том же судне по замкнутому маршруту с остановками в портах представляющих интерес, иногда с кратковременными радиальными экскурсиями во внутренние районы. Позже к категории круизов стали относить и путешествия по рекам.

2.7.1. История развития круизного туризма

Круизные путешествия появились в 50‑е гг. ХХ в. Но отдых в морских путешествиях был известен еще в Древнем Мире. Восточное Средиземноморье, изобилующее многочисленными островами и удобными бухтами для защиты ненадежных судов, представляло идеальное место для отдыха на воде. Эпоха великих географических открытий (XV‑XVI вв.) сделала привлекательными плавания в дальние страны. Богатые люди в поисках приключений и для отдыха снимали каюты судов, отправляющихся в дальние экспедиции, а иногда даже снаряжали в далекие страны и собственные корабли. ВXIX в. совершенствование морских судов, повышение безопасности плавания приводят к росту популярности морских путешествий. В это время, несмотря на появление пароходов, для круизов нередко использовались "чайные» клиперы. Эти самые быстроходные парусные суда курсировали на линиях из Китая, Индии и Австралии, перевозя чай и шерсть. Продолжительность таких рейсов составляла 100 и более суток. Между однотипными клиперами организовывались соревнования на скорость.

Активное развитие круизов происходит с середины XIX в. в эпоху становления туризма. Начало морскому отдыху было положено в Англии, здесь в 1835 г. были организованы регулярные прогулочные рейсы в Ирландию. В это время появляются специализированные круизные компании. Большую роль в организации первых круизных путешествий сыграл Томас Кук: из Англии в Америку через Атлантический океан, из Англии - в Черное море, по Средиземноморью, кругосветные путешествия. КонецXIX в. знаменуется быстрым прогрессом в области морского судоходства, обусловленным появлением пароходов и потребностью в массовых перевозках мигрантов из Европы в Америку. Конкурентная борьба заставляет судовладельцев строить все более крупные и быстроходные лайнеры: «Лузитания», «Титаник», «Олимпик», «Император», «Фатерланд», «Куин Мэри». Эти гигантские суда использовались для перевозки в Америку на нижних палубах бедных людей и одновременно - для круизных путешествий на верхней палубе обеспеченных особ. Круизный туризм в концеXIX- началеXX вв. стали модным и быстро развивающимся видом туризма. Но круизные маршруты были дороги и поэтому привлекали лишь состоятельные слои населения.

Трагические события начала ХХ в. привели к спаду в развитии круизов и судостроения: катастрофа «Титаника» при столкновении с айсбергом, гибель парохода «Лузитания» с туристами на борту, обстрелянной немецкой подводной лодкой в начале Первой мировой войны.

Истинный расцвет круизного туризма приходится на 70‑е годы ХХ в. В это время в США была реализована идея круизных путешествий, насыщенных развлечениями, относительно недорогих, ориентированных на средний класс. Стали строиться однотипные круизные суда, что упростило их эксплуатацию. Совершенствовалась технология наземного обслуживания, создавались портовые терминалы с высокой пропускной способностью.

Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые маршруты. Крупнейшие круизные лайнеры вмещают до 3000 туристов. Общий объем кают достиг 255 тыс. (прирост в 2000 г. 10,1 %). Большинством судов владеют крупные круизные компании. Например, компании Carnival Cruise Line принадлежит 11 круизных судов,Holland America Lain (8 круизных судов),Windstars Cruises (3 круизных судна). Современные круизные лайнеры обеспечивают комфортабельное проживание, качественное питание, организованный досуг. Они оборудованы бассейнами, спортплощадками, полем для гольфа, ресторанами, кинозалами, музыкальными салонами, помещениями для дискотек, вертолетными площадками и другими помещениями и сооружениями для разнообразного и комфортабельного отдыха. Крупные круизные лайнеры - дорогостоящие суда, средняя стоимость лайнера доходит до 90 млн долл. Самое дорогое судноQeen Odyssey - 235 млн долларов. В настоящее время самым большим пассажирским судном являетсяVoyager of the Seas , принадлежащее круизной компанииRoyal Caribbean . Его длина составляет 310 метров, водоизмещение 144 тыс. тонн.

В настоящее время не теряют своей привлекательности как круизные пассажирские суда парусники. В непродолжительных круизах для морских путешествий используются большие и малые яхты.

Круизный туризм превратился в один из самых динамичных секторов индустрии путешествий. В 2000 г. круизные поездки совершили 12 млн туристов, что на 12,6 % больше чем в 1999 г. (для сравнения прирост численности туристов в мире составил 7,4 %). Подавляющую часть круизных туристов дает Северная Америка, преимущественно США - 61 %. Доля Европы упала до 22 %, на все остальные регионы приходится всего 17 %. Один из молодых и быстро растущих рынков круизного туризма - Япония и другие страны АТР.

Круизный туризм

Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан - покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда типа река море, но они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути - все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав - Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американский изобретатель Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта.

Водные суда, относящиеся к морскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров и грузов за пределы и из-за пределов страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портами одной страны при пребывании морских судов в открытом море каботажные рейсы осуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы.

В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

Речные круизы Европы

Круизы по внутренним водным артериям (рекам, озерам, каналам) принято называть речными круизами. Путешествия по рекам и озерам наиболее развиты в государствах, богатых судоходными реками. Речные круизы могут проводиться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут. Речные круизные маршруты в зависимости от условий перевозок, их продолжительности и протяженности, качества предоставляемых услуг подразделяются на транспортные, туристские, экскурсионно-прогулочные. Транспортные маршруты обеспечивают транспортное сообщение между отдельными населенными пунктами и работают, как правило, по заранее опубликованному расписанию. Речные суда, эксплуатируемые на транспортных маршрутах, осуществляют транзитные (протяженностью более 400 км), местные (протяженностью менее 400 км), пригородные и внутригородские перевозки туристов. К транспортным маршрутам относятся также переправные и паромные линии. Туристские перевозки организуются по традиционным и специальным маршрутам продолжительностью более 24 часов. Экскурсионно-прогулочные маршруты представляют собой перевозки экскурсантов продолжительностью менее 24 часов, как правило, это внутригородские и пригородные речные маршруты.

Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах (Франция, Германия, Румыния, Венгрия, Италия). Популярны круизные маршруты по Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе.

Западная Европа имеет довольно протяженную судоходную сеть водных путей. По ее территории протекают: Сена, Эльба, Дунай, Рейн и другие реки. Все они соединены сложной системой каналов, что дает прекрасные возможности для роста популярности речных круизных путешествий. Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идут Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия. Наиболее популярны маршруты по Рейну и его притокам (Мозель, Майн, Неккар, Везер). В Европе большим спросом пользуются речные круизы по Дунаю через семь стран.

Суда, применяемые на речных маршрутах в Европе, относятся к премиум классу. Голландская круизная компания Sea Cloud эксплуатирует два речных круизных судна класса "люкс". Уровень комфорта - это критерий из нескольких составляющих: количество и расположение мест в каюте, месторасположение каюты по длине и высоте судна, площадь и форма каюты, наличие удобств и санитарно-технических помещений, вид освещения. На борту теплоходов к услугам туристов рестораны, кафе, бары, кинозал, магазины.

Зарубежные речные круизы распространены в тех странах, где есть крупные реки и многочисленные озера, а также развита система каналов. В государствах Западной Европы популярны круизы по Днепру, Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Кроме того, для прогулок в западных странах предлагается прокат маленьких корабликов, управлять которыми может сам пассажир без какой-либо лицензии, поскольку весь инструктаж по пользованию лодкой занимает 45 мин.

Как правило, кораблики (лодки, боты) идут со скоростью не более 15 км/ч, что позволяет насладиться окружающей природой или городским пейзажем. На Африканском континенте популярны круизы по Нилу, в Южной Америке - по Амазонке, в Северной Америке - по Великим Озерам, соединенным между собой системой каналов.

На Западе спрос на речные круизы повышается с каждым годом. Особым интересом пользуются кроткосрочные круизы до пяти дней. Это обусловлено тем, что большинство туристов предпочитают захватить в период поездки выходные дни, чтобы не пропускать рабочие. За это время туристы успевают посетить много мест, как бы ни разу не сменив гостиницы. Особенно привлекательны речные круизы для людей среднего и пожилого возраста: в отличие от морских путешествий земля видна все время, а морская болезнь отсутствует.

Теплоходы, выполняющие круизные программы по рекам Германии, Великобритании, Франции и Голландии, представляют собой однопалубные и двухпалубные теплоходы специальной постройки или, в некоторых случаях, переоборудованные самоходные баржи. Их особенность заключается в том, что все они имеют низкую осадку и надстройку. Это связано с тем, что большинство маршрутов пролегает по узким каналам и теплоходы вынуждены проходить под низкими створами мостов и по мелководным рекам. Соответственно вместимость таких судов очень маленькая. Однако владельцы теплоходов стараются как можно комфортнее и уютнее оформить свое судно, снабдить его самым необходимым. Среди них присутствуют как однозвездочные суда, так и комфортабельные теплоходы класса «люкс».

На судах, выполняющих круизы по рекам Европы, судовладельцы стараются увеличить площадь ресторанов, так как из-за недостатка места на некоторых туристских теплоходах приходится обедать и ужинать в две смены. Это зачастую вызывает неудовольствие туристов, так как первая смена чувствует себя ограниченной во времени, а второй приходится долго ждать. Руководители круизов на данный момент решили этот вопрос путем периодического изменения смен через несколько дней.

Данный туристский продукт имеет определенные трудности в завоевании широкого рынка. Главная из них - высокая цена. Но, тем не менее, этот продукт очень хорошо продвигается на европейском туристском рынке и спрос на него растет из года в год. Основными потребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, предпочитающие уют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии по памятным местам. Основную долю клиентов речных круизов составляют американцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы.

Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы, по местам виноделия и т. д.

Продажа речного круиза идет напрямую, когда фирмы-судовладельцы или фирмы-арендаторы реализуют турпродукт через собственную контору либо продают его через сеть специализированных агентств, в том числе через фирмы, организующие туры и автобусные поездки.