Китай представляет собой уникальную страну с древними обычаями, которые почитаются и передаются из поколения в поколение. Одна из национальных традиций – это китайская чайная церемония. Она представляет собой не просто процедуру употребления чая, а включает строгую последовательность определенных действий. Церемония таит в себе глубокий смысл, дарит наслаждение от чайного напитка для каждого ее участника. История этого обычая берет свое начало с 618 года из провинций Гуандун и Фуцзянь.

Таинство чаепития в Китае

Национальное название ритуала употребления чайного напитка — Гунфу-Ча. Во второй части четырнадцатого века, во время правления древней , только император мог наслаждаться чаем, приготовленным из цельных чайных листьев. Этот чай специально выращивался и собирался для императорской семьи. Простой народ в то время довольствовался мелколистовыми и недорогими сортами чая.

Обстановка для проведения церемонии

Традиционная чайная церемония в Китае, согласно негласным правилам, проводится в чайном домике. Это специальное помещение не имеющее яркого освещения. Для оформления используются мягкие пастельные тона с использованием природных оттенков цвета. Сама атмосфера чайного домика должна расслаблять и успокаивать. Основным условием является низкий стол для размещения всех гостей и необходимой посуды. На полу размещаются мягкие коврики или подушки для удобства гостей. Сегодня чайные домики представляют собой место встречи, где можно пообщаться в спокойной и непринужденной обстановке. Традиционные коврики заменились на шезлонги. Каждый гость может расслабиться и выпить любимый чайный напиток.

«Китайское чаепитие – обряд, предназначение которого заключается в насыщении души человека и успокоении тела».

Требования к воде

Культура Гунфу-Ча имеет строгие условия при выборе воды. Чайные мастера тысячелетиями передавали друг другу знания при работе с водой для чая. И со временем это мастерство превратило набор некоторых правил в настоящую инструкцию для правильного приготовления напитка. Выбор воды – это основная особенность, с которой следует начинать подготовку. Она не должна иметь посторонних запахов или обладать какими-либо вкусовыми оттенками. Предполагается для правильного чая не подходит мягкая вода, так как имеют малое количество земельного духа – это минералы и соли, которые делают напиток стойким и уверенным.

Походящей водой для Гунфу-Ча традиционно признается родниковая, которая черпает свою силу от самого центра земли, насыщая и отдавая ему частичку своей души. Вода, которая будет использоваться для заваривания, должна кипятиться в отдельном чайнике из глины. Размер чайника зависит от количества гостей. Вода для заваривания, нагревается только один раз до оптимальной температуры.

Чайный мастер определяет оптимальную температуру нагрева, учитывая завариваемый сорт чая. При заваривании чая улун оптимальная температура это 95 градусов по Цельсию, а для чая пуэр – 100 градусов. Специалисты чайного дела определяли температуру закипающей воды без термометра:

  • 76-86 — образуются пузырьки в диаметре 3 мм – их китайцы называют «крабьими глазами»,
  • 90-96 — возникают пузыри большего размера – 8 мм, носящие название «глаза рыбы».

Музыка для церемонии

Традиция чаепития представляет собой не только саму процедуру заваривания и употребления чая. Национальный ритуал включает также и прослушивание колоритной китайской музыки.

Провести настоящий ритуал чаепития нельзя без музыки. Подбор ее – настоящая культура чаепития. Она должна быть спокойной и ненавязчивой, а по звучанию напоминать национальные инструменты. Можно встретить оригинальный вариант, когда в музыкальную композицию вписывается щебет певчих птиц, журчание лесного ручья, шелест опавших листьев в лесу.

Благодарность чаю

Чайная китайская культура не только богата древними легендами. Существует обычай, который дошел до наших дней из династии Цинь. Как-то император оделся в простые одежды и отправился странствовать по стране, чтобы узнать, что о нем думает народ. Он зашел в таверну и увидел, что два человека пьют чай. Он присел к двум посетителям и завел непринужденную беседу. Но они сразу поняли, что перед ними не обычный странник. Они должны были преклонить колени, но в таком случае их бы тут же казнили, так как правитель являлся священным и с ним нельзя разговаривать простым людям. Тогда один собеседник после беседы за чаем встал и положил на стол средний и указательный пальцы, согнув их. Этим он сказал императору следующее: «Мы поняли, кто вы и знаем, что нам грозит смерть за общение с вами. Но мы хотим выразить вам свою признательность от лица нашего народа. Этим жестом мы даем понять, что мы обожествляем и любим вас». Теперь, за чаем в Китае, собеседники показывают уважение аналогичным знаком.

В Поднебесной заваривают, и пьют чай в любой семье. Иногда этот обычай становится частью совершенно другого. Во время свадьбы родители жениха или невесты дарят им набор для проведения чайной церемонии. Они в свою очередь подносят чай родителям как знак уважения старшим. Во время застолья молодожены знакомят гостей, подавая им чай и называя их по имени.

Какой чай пьют в Поднебесной

Китайцы редко пользуются заварками импортного чая. Это и не нужно когда внутренний рынок богат свежими собственными сортами:

  • Тэ Гуань Инь,
  • Пуэр,
  • жасминовый
  • хризантемовый
  • Жэнь Шэнь Улун,
  • шу/шэн пуэр,
  • Лунцзинь
  • Би Ло Чунь.

Это самые распространенные сорта, которые употребляют в любой семье, заваривают в недорогих кафе. В дорогих ресторанах можно встретить элитные сорта:

  • Тэ Гуань Ин,
  • Бей Хао Инь Чжен
  • Фэн Хуань Дань Цунь,
  • Цзинь Цзуй Мэй
  • Мао Фэнь

Нужно обязательно отметить то, что китайцы не любят ароматизированные чаи. Заваривается в основном натуральные фруктовые или без добавок с оригинальным составом. Мест, где можно выпить чайного напитка в Китае гораздо больше, чем пивных в Чехии. Причем даже в обычных закусочных и кафе можно встретить очень хороший выбор чая.

Набор для чайной церемонии

В переводе на китайский он звучит как Чацуй – чайный инструмент. Его использование вошло в активную фазу примерно в 1981 года и позже разошлось по всем странам, где и получила популярность. Долгое время китайцы не использовали его, но сейчас трудно представить весь процесс без его использования. Включение в набор дополнительных предметов имеет своеобразный смысл. Почитатели даосизма и буддизма уверены, что действия, проводимые этими предметами, помогают расслабить ум, и настроится на чаепитие.

Современный чайный набор может состоять из разного количества предметов. Основные из них видны на фото – это гайвани, чахай и пиалы.

  1. Гайвани – глиняный чайник для заваривания. Недорогой вариант исполнения – из стекла.
  2. Чахай – небольшой чайничек или кувшинчик для переливания заваренного чая по пиалам.
  3. Пиала – емкость для употребления чая. Изготавливается в основном из глины или фарфора.

Дальнейшие предметы могут исключаться или дополняться в зависимости от объема проведения ритуала.

  1. Совок – для транспортировки сухого чая в чайник. До его применения листовой чай просто насыпали при помощи рук или щипцов.
  2. Щипцы – для мытья и других манипуляций с пиалами.
  3. Игла – для прочистки носика чайника для заваривания или ножа для разрезания брикетированного чая.
  4. Воронка – предохранительное приспособление для удержания листов чая. Принцип действия аналогичен обычному ситечку.
  5. Лопатка – инструмент для анализа качества чайного листа, в заваренном и сухом виде.
  6. Кисточка – применяется для удаления подтеков на посуде или полировки чайника.
  7. Подставка под пиалу – бывает квадратной, круглой или прямоугольной формы.

На фото представлен полный набор:

При изготовлении набора его покрывают каллиграфической росписью или обычными художественными рисунками. Наборы изготавливаются частными умельцами и заводами из разных материалов.

  1. Глиняный – самый дорогой материал. Иногда предметы набора иметь дизайнерское исполнение и его формы могут быть очень причудливыми: животные, люди, сказочные персонажи.
  2. Деревянный – лучший вариант для домашнего использования. Он долговечен и стоит не очень дорого.
  3. Бамбуковый – самый дешевый материал. Подходит для походов и чаепития на природе.

При покупке набора следует проверять его на возможное наличие трещин и сколов. Такие недостатки, по мнению китайцев, приносят неудачу. Следует учитывать, что дерево и бамбук не переносят сильную жару, поэтому не следует надолго оставлять набор на открытом солнце. После использования необходимо протереть предметы смоченной тряпочкой и вытереть насухо.

Итоги

Чайная традиция Китая имеет немаловажное значение для китайцев. Она успокаивает душу и расслабляет тело, исцеляет и сближает людей. Правильно проведенная церемония позволит отвлечься от повседневных суетных дней, зарядится внутренней энергетикой.

Китайцы верят, что во время чаепития можно сблизиться с предками, окунуться в сакральный мир элементов стихий. Настоящий чай очищает тело от вредных токсинов, а голову от ненужных и суетных мыслей.

Гунфу Ча (Кунг Фу) является одной из национальных традиций, зародившихся в древнем Китае. Ее можно назвать родоначальницей чайного ритуала, который потом распространился по всему миру. Эта церемония представляет собой высшее мастерство приготовления чая и чаепития. Смысл древнего ритуала - оценить глубину вкуса, богатство аромата чайного напитка, насладиться им, почувствовать тонкости послевкусия.


История возникновения Гунфу Ча

Впервые упоминания о встречаются в 1-2 веках до нашей эры. Буддийские монахи использовали для заваривания и пития чая особую церемонию. Позже народы Чаочжоу и Миньнань возродили традицию, определили главные правила заваривания чая. Появилась посуда, которая стала неотъемлемой частью ритуала.

Во времена правления династии Мин, в 14 веке, чайная церемония Гунфу Ча полностью сформировалась. Были разработаны важные аспекты: процесс церемонии, содержание, речь, пространство. Неоценимый вклад в развитие искусства чаепития внес чайный мастер Фэн Янь. При императоре Цянь Лун чаепития стали ежедневными, поскольку он считал, что государь ни дня не может обойтись без чая. Изысканные чайные церемония устраивали для важных гостей, послов, так о Гунфу Ча узнали в других странах мира.

Посуда для чайной церемонии

Настоящие ценители чая знают, что посуда играет очень важную роль в культуре чаепития. Каждому предмету отведена своя, особая роль.

  • Чайник или гайвань. Лучше всего использовать керамический чайник, изготовленный из исинской глины. Он долго сохраняет тепло, которое крайне необходимо для заваривания всех видов улунов и полного раскрытия аромата чая. Гайвань для этой церемонии тоже подходит.
  • Ча Хэ. Это небольшая чаша, которая используется для знакомства с чаем.
  • Чайные пары Пин Мин Бэй и Вян Сян Бэй. Первая чаша - низкая, она используется для чаепития. Вторая - высокая, из нее нужно вдыхать аромат свежезаваренного улуна, наслаждаясь им. Объединяет чайные пары специальная подставка - Ча Тоу.
  • Гундаобэй или Ча Хай. Чаши предназначены для переливания чая из чайника, чтобы крепость настоя распределилась равномерно. Название «гундаобэй» в переводе означает «чаша справедливости».
  • Ча Люй. Небольшое ситечко, его используют для процеживания, чтобы не допустить попадания мелких чаинок в напиток.
  • Чайные инструменты Ча Цзюй. Их используют только настоящие мастера из Китая. Для пересыпания чая в чайник используется воронка Часяньло. Для чистки носика чайника - специальная игла Чацзань. Есть еще чайный совок Чачи.
  • Чачуань или Чачи. Так называют сосуд для питания чайника или гайвани горячей водой.
  • Чайная кисточка Ян Ху Би.
  • Чабань. Китайский поднос-столик, который необходим для размещения на нем посуды и утвари для заваривания чая.
  • Термос с горячей водой.

Специфика чайной церемонии

Чайная церемония Гунфу Ча подходит для заваривания высокогорных улунов, редко - пуэра. Можно использовать такие виды улунов, как Дун Дин, Те Гуань Инь, Фэн Хуан Дань Цун, Да Хун Пао и другие. Главное требование - отсутствие добавок и ароматизаторов. Для тех, кто решит провести чайную церемонию самостоятельно, нужно позаботиться о том, чтобы чай был самым лучшим. Чем выше сорт чая, тем он полезнее. Сырье для элитных сортов чая выращивается высоко в горах, оно собирается и заготавливается вручную профессиональными сборщиками.

Особые требования китайцы предъявляют к воде. Мастерство подбора воды передавалось мастерами из поколения в поколение. Вода должна быть без посторонних запахов, чтобы не испортить вкус удивительного напитка. Мягкая вода не подходит для церемонии, в ней мало духа земли, как считают китайцы. Родниковая вода - идеальный вариант, она добывается из самого сердца земли, поэтому способна оживить и одухотворить чайный напиток.

Воду можно кипятить только один раз, при повторном нагреве все полезные свойства убиваются. Определить достаточный нагрев воды может только опытный мастер. При заваривании улуна температура воды должна быть 95°С, для пуэра - 100°С. Китайцы не используют термометр, определяя температуру визуально. Считается, что если вода образовывает пузырьки размером 3 мм, температура достигла 75-85°. Это состояние воды называется «глаза краба». Если пузырьки стали больше (до 8 мм) и появились приглушенные звуки кипения (шум ветра в соснах), температура поднялась до состояния «рыбьи глаза», то есть до 90-95°С.


Процесс церемонии Гунфу Ча

Церемония проходит в несколько этапов, каждый из которых очень важен. Соблюдение всех правил позволит получить божественный напиток.

Приготовление

Необходимо подготовить всю необходимую для ритуала посуду. Вскипятить воду и перелить в хорошо прогретый термос. Объем воды должен соответствовать количеству участников чаепития. Всю посуду нужно прогреть, налив в нее кипяток и оставив на 15 секунд.

Заваривание

Чайный мастер, который проводит церемонию, демонстрирует чайные листья гостям, затем засыпает их в чайник или гайвань, закрывает и встряхивает. После этого можно открыть крышку, чтобы почувствовать тонкий аромат увлажненных листьев. После этого наливается кипяток, и чайник снова закрывается. Это делается для промывки листьев. Вода будет стекать в поддон чабани или в специальный сосуд. Удаляется пыль и мелкие примеси, чаинки омываются и слегка набухают.

Для дополнительного обогрева чайника на него сливается горячая вода из пиал. После того, как чаинки промылись, нужно сразу же заварить чай снова. Это не занимает много времени, через 30 секунд заваренный настой сливается в Вян Сян Бэй и накрывается Пин Мин Бэй. Обе чашки переворачиваются и ставятся на Ча Тоу. Насладившись ароматом чая из высокой чашки, можно испить маленькими глотками напиток из низкой чаши. При правильной заварке и использовании качественного чая во рту должно остаться глубокое обволакивающее послевкусие.

Завершение

Мастер, открыв чайник, позволяет гостям почувствовать аромат чайных листьев. Достаточно понюхать крышечку, которая впитала в себя нежный сладковатый аромат улуна. Таким образом, подтверждается качество чая. Процесс заваривания можно продолжить, увеличивая с каждым разом время настаивания. Китайский улун выдерживает до 8 заварок, каждый раз раскрываясь новым вкусом и ароматом. В конце чайной церемонии мастер достает чайные листья из чайника, демонстрируя присутствующим величину раскрывшихся листьев, их аромат. Это еще и своеобразная дань уважения самому чаю и чайному мастеру. Посуда тщательно промывается, сушится до следующей церемонии.

Китайская чайная церемония проходит в неспешной обстановке, она помогает забыть о повседневной суете, расслабиться, найти гармонию. Регулярные чаепития, проходящие в кругу людей разного возраста, способствуют сохранению традиций, составляющих великое китайское наследие.

Юлия Верн 43 286 1

Китайская чайная церемония - Гунфу-Ча или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая, одна из многих, исторически сложившихся, китайских традиций, зародившихся несколько тысяч лет назад в древнем Китае. Китайская Гунфу-Ча - родоначальница всех чайных традиций, распространившихся по всему миру, представляющая собой отдельный ритуал восхищения вкусом чайного напитка, берущий свое начало из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун.

Приготовлению чая в Китае всегда уделялось высокое внимание, что является неотъемлемой частью традиционных китайских чаепитий, независимо от форм сухого чайного сырья. К концу XIV века, в эпоху династии Мин, излюбленным чайным напитком семьи императора был чай, приготовленный из цельных сухих листьев, в то время как народ попроще мог позволить себе только брикетированное и мелколистовое чайное сырье.

Со временем изменялась посуда, в которой заваривали и из которой наслаждались чайными напитками. Так, к середине XV века появляется специальная чашка - гайвань, которая служит и заварником и чашкой одновременно. Гайвань - одна из немногих представительниц чайной утвари, которая используется в традиционном китайском чаепитии и по сей день. Посуда напоминает собой обычную чашку, объем которой может колебаться от 100 до 350 мл, без ручки, но с обязательным присутствием крышки и блюдца. Еще одно обязательное условие - наличие идентичного расписного узора на всех трех элементах посуды, которым, в средние века обозначали принадлежность к определенному статусу при дворе, а в последующем и - к семейному очагу.

Гайвань — традиционная китайская чайная утварь

Классическая гайвань представляет собой модель мира, где блюдце - символизирует основу (землю), крышка - защиту (небо), а сама чашка - человека, уверенно стоящего на земле под защитой неба.

Крышка обязательно прилегает к чашке неплотно - образуя щель, через которую пьется чай или разливается по чашкам в кругу семьи.

Почти одновременно с гайванью появляется еще один представитель посудных китайских изысков - глиняный чайник исинь, получивший свое название благодаря китайскому городу Исин (иногда произносится Исинь), в пригороде которого - Диншучжэне на берегу озера Тай, находятся залежи фиолетовой глины с примесями песка, собственно из которого и изготовлен чайник.

Исинская фиолетовая глина обладает особыми качествами при обжиге - материал приобретает блеск и пористую жесткую структуру, которая обуславливает медленное остывание чайника и дает возможность «дышать» содержащемуся в нем чаю.

Требования к воде

Чаепитие Гунфу-Ча - процесс, который должен удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, обладая, при этом богатым, насыщенным вкусом и ароматом, чего невозможно без правильно подобранной воды для заваривания, ее подготовки и непосредственного использования. Мастерство работы с водой передавалось китайскими чайными мастерами из тысячелетия в тысячелетие, постоянно совершенствуясь и оттачиваясь.

Процесс подготовки воды начинается с ее подбора. Вода с примесью посторонних запахов или обладающая плохим вкусом не подходит для использования в чаепитии. Слишком мягкая вода также отвергается - в ней слишком мало духа земли: природных минеральных солей, которые придают готовому напитку особую уверенность. Лучшей водой для приготовления чая считается родниковая вода, которые берет свои истоки из самого сердца земли, одухотворяя и оживляя чайный напиток.

Воду для заваривания хорошо кипятить в отдельном котле, такой емкости, которой будет достаточно для всех участников чаепития. Нагревание проводится единожды - от холодной родниковой до необходимой температуры. Не допускается остывание и повторный нагрев - это повышает мягкость воды и убивает ее живые свойства.

Только опытный чайный мастер может определить достаточный нагрев воды, а зависимости от сорта используемого чая, коих немного - для Гунфу-Ча используются всего два сорта чая: улун и пуэр. Для заваривания улуна температура воды должна достичь уровня 95 градусов, а для пуэра - 100.

Определить готовность нагретой воды можно и самостоятельно, если нет под рукой термометра. Вода температурой 75-85 градусов образует пузырьки, как их называют китайцы - «глаза краба», размером около 3 мм, создавая при этом громкий, резкий, шипящий звук.

При температуре 90-95 градусов, пузырьки размерами больше - около 8 мм, носят название «рыбьи глаза». Звуки кипения приглушенные, переливающейся тональности, звуки «шума ветра в соснах».

Необходимая утварь

Существуют некоторые различия между традициями Гунфу-Ча на территории материкового Китая и острове Тайвань, особенно это касается посуды, используемой в чаепитии. Поэтому набор приспособлений и посуды может несколько различаться, но это никак не отражается на качестве самого мероприятия.

Основная чайная утварь, без которой не обходится ни одна Гунфу-Ча в Китае:

  1. Чайник для заваривания исинь (Yixing) и комплект гайваней, которых должно равняться числу участников чаепития. Гайвани используются в материковой культуре чаепития;
  2. Чайный кувшин Ча-Хай - глиняная посуда, в которую сливается настоявшийся напиток, для согласования всех его разновидностей ароматов. Ча-Хай, в тайваньской культуре, служит основным источником розлива чая по чашкам;
  3. Котел с нагретой до необходимой температуры водой;
  4. Высокая узкая чашка Сян-Бэй и низкая широкая Пин-Бэй, которые неразлучно объединены в чайную пару и применяются только в тайваньской чайной культуре;
  5. Плоская фарфоровая подставка - Бэйнч-Жань, круглой или квадратной формы, которая визуально формирует единство чайной пары;
  6. Небольшой лоскут мягкой льняной материи темного цвета для вытирания пролившихся по посуде чайных капель;
  7. Чайная коробочка Ча-Хэ, в которую насыпают сухое чайное сырье и пускают по кругу участников с целью познакомить их с сортом, видом и ароматом будущего напитка;
  8. Фарфоровая ложка для очистки носика и краев посуды от мусора и плавающих чайных листков;
  9. Бамбуковая ложка для взвешивания и дозирования сухого чайного сырья;
  10. Фильтр-ситечко для носика исиня;
  11. Широкая деревянная доска - Ча-Пань - основная подставка под всю утварь;
  12. Широкие чайные щипцы для извлечения чайных листьев из исиня.

Процесс церемонии

Церемония китайского чаепития должна проходить в помещении, освещенном рассеянным солнечным светом, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы ни одна мелочь, включая яркий луч света, не помешала пропитаться духом чайного напитка.

Цветовая гамма в помещении предпочтительно пастельных тонов с преобладанием светло-зеленых или светло-коричневых оттенков. Обязательно наличие легкого движения воздуха, вольного духа ветра, который приносит дух Гунфу-Ча в каждый уголок самой закрытой души.

В воздухе витают легкие, ненавязчивые ароматы жасмина или лаванды, слышны пение птиц и легки звуки традиционной китайской музыки. Все окружение должно быть мирным, спокойным, способствовать расслаблению души и тела - дух чая не терпит суеты.

Стол, за которым проводится чаепитие, должен быть достаточно вместительным, чтобы не допускать перегруженности посудой и соответствующие неудобства вследствие этого.

Подготовка

Первый этап - Вэнь Ху Тан Бей - согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1,5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

Второй этап - Жань Шань Цзя Мин - оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

Третий этап - Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) - отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды - половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

Четвертый этап - Суан Ху Гао Чонг - «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой - один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

Пятый этап - Чун Фэн Фу Миан - «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

Шестой этап - Зай Чжу Цин Куан - «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты - не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая - для непосредственного заваривания. Низкий, а значит - близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап - Гуа Мом Лин Гай - поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

Обслуживание участников чаепития

В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей.

Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая.

Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

Благодарность аромату и чаепитие

Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда - чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» - это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян - «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих.

Переворот чашек - Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») - заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка.

Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй - основной, а третий - завершающий, который формирует послевкусие.

На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину - комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

Очистка посуды

Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем - кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью.

Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

Китайские традиции чаепития

Как известно, чай в Китае - традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус.

Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям: