Трагические события 16 века

После длительной обороны, которая длилась ровно 41 день, второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Историки называют эту оборону героической, так как огромному 150-тысячному московскому войску под предводительством Ивана Грозного противостояло не более 30 тысяч воинов и конница. Глава духовенства и царь Казани на протяжении всего боя продолжали вдохновлять и воодушевлять казанцев, никто не думал даже о сдаче Казани. В то время в Казани правил Едигер-Хан. Но новейшие технические вооружения Ивана Грозного жестоко пробились в горящий город.

Во Время обороны Казани сеид Кул Шариф был главным руководителем. Его ученики оказывали упорное сопротивление, но после штурма все они героически погибли. Погиб и сам Кул Шариф. Мечеть была разрушена и сожжена. Прекрасная многоминаретная мечеть Казани больше не возвышалась на холме.

Пожар охватил весь город. Многобашенная мечеть, у стен которой отчаянно защищались и оборонялись казанцы под предводительством сеида Кул-Шарифа , почти полностью сгорела. Последняя схватка погубила всех защитников города. Перед царем Иваном Грозным предстал поверженный город. Он с удивлением осматривал красивейшие дворцы, которые смогли уцелеть, и укрепление города. Царь праздновал победу и в честь этого, приказал построить памятный храм. В Москве возродили красивейший собор Василия Блаженного с девятью башнями. А центральная мечеть Казани была почти полностью разрушена. После взятия города, Казань имела печальный вид. Все защитники погибли, город почти полностью сгорел. Столице ханства лежала в руинах, пожары не прекращались.

Намного позже татарский философ, ученый и просветитель Ш. Марджани провел исследование, в котором он выяснил, что в Кремле когда-то находилась соборная мечеть, а во главе ее стоял сеид Шарифкол. Шарифкол пользовался уважением и почетом среди религиозных деятелей. Это был не только ученый, но и поэт. Четыреста лет назад великолепная и изящная мечеть украшала Казань. Библиотека мечети была богата, а красота - неописуема. В своем исследовании Марджани также отметил, что мечеть являлась центром развития наук и религиозного просвещения всего Среднего Поволжья 16 века. Назвали мечеть в честь имама сеида Кул Шарифа.

Восстановление мечети Кул-Шариф

В те годы, когда демократия была развернута во всей своей красе, общественность стала поднимать вопрос о том, чтобы восстановить знаменитую мечеть Кул Шариф. Татарский народ веками мечтал об этом, и вот, наконец, президент Республики Татарстан пошел им навстречу. М.Ш. Шаймиев осенью 1995 года решил подписать Указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф. Место для постройки здания было определено там, где раньше располагалось Юнкерское училище. Здесь торжественно заложили памятный знак, а весной 1996 года конкурс был завершен. Летом президент России Борис Ельцин посетил это место, где должна была строиться новая мечеть, и даже пообещал выделить на строительство некоторое количество денег. И с тех пор народ живет представлениями о легендарном образе мечети и ее руководителе, Кул Шарифе.


Новая мечеть – это не просто самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Кул-Шариф является символом Казани и Татарстана, является притягательным центром для всех татар мира, одним из национальных образов. В памяти народа еще сохранено воспоминание о той главной мечети, которая когда-то оборонялась, и в итоге сгорела дотла. Архитекторы восстанавливали конструкцию комплекса, представляя себе всю красоту и величие храма, пытаясь возвратить его в родную культуру. Основная идея реконструкции лежала в архитектуре, и имела большое историческое значение. Ведь это главная мечеть Татарстана и всего татарского народа, который возродил свою государственность. Еще одна идея была заложена в реконструкции. Это память о защитниках отечества. Такую же роль, например, играют собор Василия Блаженного, который находится в Москве, и мечеть Мухаммеда-Али, которая располагается в Каире. Оба эти здания появились в переломный период стран. Они символичны и имеют нетрадиционные формы, архитектура – уникальна. Этими качествами обладает и новая Соборная мечеть Казани. Недаром эта мечеть находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Символичность мечети Кул-Шариф

Самым главным символом является место, которое выбрали для постройки новой мечети. Эта территория была выбрана с помощью опроса экспертов. Двор бывшего Юнкерского училища, казалось бы, подсказал сам Всевышний. Впоследствии оказалось, что мечеть каким-то непонятным образом обошла все многочисленные геологические провалы, разломы и оползни, которыми изобилует остальная часть Кремля. Комплекс ориентирован на Мекку с самой высокой точностью. Проект четырех архитекторов не зря победил. Училище, казарма и воинский плац символизируют многовековую военную силу, которая вытеснила татар. И именно здесь теперь построен культовый комплекс, который олицетворяет смену разных эпох.

Художественный образ целого комплекса имеет заложенные в себе смысловые элементы, которые приблизили архитектуру мечети именно к татарским традициям. Композиция в основе та же, но здесь символически отразилась легенда о трагической судьбе мечети Кул-Шариф. Архитекторы также ввели дополнительные башни, приблизив тем самым мечеть к легендарному образу. А купол имеет форму, которая ассоциируется с образом короны ханов Казани. Президент республики Татарстан неоднократно говорил о мечети Кул-Шариф, как о символе возрождения.

Хронология строительства мечети Кул-Шариф

1990-е Общественность Татарстана поднимает вопрос о реконструкции мечети. 1995 - Осень. Президент республики Татарстан издает указ о воссоздании Кул-Шарифа на территории Кремля Казани. 1995 - Зима. Для воссоздания мечети был объявлен конкурс среди архитекторов, которые должны были представить лучший проект. 1996 - Зима. Для строительства была выбрана территория бывшего Юнкерского училища. Этой зимой был торжественно заложен памятный знак. 1996 - Весна. Конкурс среди архитекторов завершен, определены победители. 1997 - Закладывается фундамент мечети. 1998 - Архитекторы начинают проектировать интерьер храма. Проектирование закончилось в 2001 году. 1998 - Весна. Цокольный этаж практически завершен. Создается монолитный бетонный каркас. 1999 - Изготавливаются металлические конструкции шпилей минаретов, а также купола. Все металлические конструкции были произведены местным авиационным училищем и организацией "Вакуумаш". 2001 - На мечети были установлены шпили и купола. 2005 - Торжественное открытие мечети Кул-Шариф

Основные моменты

Внутри мечети Кул Шариф одновременно может находиться полторы тысячи человек, а на примыкающей к ней площади и того больше – 10 тысяч. И даже если предположить, что по каким-то причинам не сможете попасть внутрь, разочарованными вы отсюда не уйдете. Это культовое сооружение настолько красивое и выразительное, что, увидев его хотя бы раз, никогда больше не забудете.

Мечеть представляет собой симметричную композицию. В центре двора находится собственно здание Кул Шариф, а по бокам – два павильона. Они связывают между собой комплекс мечети и здание, в котором когда-то находилось юнкерское училище, придавая всему ансамблю общегородскую значимость и, тем самым, обогащают панораму историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль».

В Кул Шариф проводятся некоторые обряды религиозного характера. Здесь можно проконсультироваться и по богословским вопросам, но при этом следует помнить, что имамы практически не располагают свободным временем, поэтому не всегда могут уделить верующим должное внимание. Многих это обстоятельство огорчает, но отчаиваться все же не стоит. В мечети Кул Шариф время от времени проводятся встречи-лекции, охватывающие различные сферы ислама, на которых вполне можно получить ответы на вопросы, которые вы хотели бы задать имаму на личной консультации.

Тут ежегодно организуются встречи с известными деятелями ислама, представляющими разные страны. Такие мероприятия обычно имеют широкий резонанс и собирают большое количество участников не только из числа мусульман. Это удивительное место, в котором бьется духовное сердце татарского народа, может посетить любой человек, записавшись на индивидуальную или групповую экскурсию.

История мечети Кул Шариф

2 октября 1552 года хорошо вооруженные отряды Русского царства под командованием Ивана Грозного ворвались в Казань. Этому событию предшествовала длительная оборона, названная историками героической. И не случайно: ведь огромной 150-тысячной московской армаде противостояли только 30 тысяч воинов, а также конница. Казанский правитель Едигер-Хан и глава местного духовенства всеми силами вдохновляли и воодушевляли горожан, даже не допуская мысли о сдаче своей столицы. Однако царь Иван Васильевич, который в популярном советском фильме «меняет профессию», в те далекие годы оставался верным своей наступательной стратегии, используя новейшее на то время техническое оснащение. Благодаря этому русские воины смогли пробиться в горящий город.

Огнем было охвачено всё и вся. Полностью сгорела и мечеть столицы Казанского ханства. Она являлась центром религиозного просвещения и научного прогресса Среднего Поволжья в XVI веке и также была известна своими величественными минаретами. У ее стен отчаянно сопротивлялись казанцы, предводителем которых был Сеид Кул Шариф. В последней схватке погибли все защитники города, включая самого предводителя, и Казань предстала перед Иваном Грозным полностью поверженной. В жестокой осаде уцелели городские укрепления и многие красивейшие дворцы, которые московский правитель рассматривал с удивлением и восхищением. Однако прекрасная многобашенная мечеть уже больше не возвышалась на холме.

Прошли годы, десятилетия, столетия. Не стало Русского царства, а затем и Российской империи. В Советском Союзе, образованном после распада последней, во второй половине 80-х годов прошлого века развернулись демократические процессы, и общественность стала поднимать вопрос восстановления легендарной мечети Кул Шариф. Тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиевич Шаймиев не мог оставить без внимания такие настроения, ведь о возрождении мечети татарский народ мечтал на протяжении долгих столетий. И вот осенью 1995 года глава республики издал указ, которым предписывалось восстановить знаменитую обитель – буквально с нуля.

Конкурс на лучший проект был объявлен уже зимой, в качестве места, где будет находиться святыня, определили территорию бывшего юнкерского училища. Затем был заложен памятный знак, и весной 1996 года власти объявили о завершении конкурса. Летом того же года место строительства мечети посетил российский президент Борис Ельцин, пообещав выделить некоторые средства из федерального бюджета. С того самого времени и казанцы, и весь татарский народ прониклись легендарным образом этой обители и личностью героического предводителя защитников города Сеида Кул Шарифа.

Фундамент мечети Кул Шариф был заложен весной 1997 года. Проектирование интерьеров храма было начато архитекторами И. Сайфуллиным, Ш. Латыйповым, С. Шакуровым, А. Саттаровым и другими в 1998 году, и все работы по нему финишировали в 2001 г. В том же 1998 году был отстроен цокольный этаж и отлит из бетона монолитный каркас. В 1999 году были изготовлены купола и металлические конструкции башен (минаретов). И к лету 2001 года шпили и купола наконец-то установили. В общей сложности на строительство было затрачено около 400 миллионов рублей, пожертвованных 40 тысячами граждан и многими организациями.

Выбор места строительства оказался без преувеличения удачным: верующие даже не сомневаются, что его подсказал сам Всевышний. Если принять во внимание, что Кул Шариф каким-то необычным образом оказался в стороне от геологических разломов, провалов и оползней, которыми в большом количестве изобилует остальная часть Казанского кремля, невольно начинаешь верить в такое предположение. А еще комплекс мечети, благодаря спутнику, с потрясающе высокой точностью ориентирован на Мекку.

Архитектура и внутреннее убранство

Мечеть Кул Шариф, облицованная гранитом и мрамором, возводилась на протяжении долгих девяти лет, с 1996 по 2005 год. Архитектурный облик святыни повторяет соборную мечеть XIII века Аль-Кабир – символ мусульман Поволжья. Она находилась в городе Булгар и много столетий назад оказалась разрушенной. В архитектурный облик мечети Кул Шариф органично вплетается такой художественный элемент, как тюльпан. Этот цветок, в форме которого выполнены окна на куполе, в средневековой Волжской Булгарии символизировал возрождение и процветание.

План пятиэтажного здания, в отделке которого также применялись мраморный оникс и серпентин (змеевик), имеет вид двух квадратов 22 на 22 метра. Они пересекаются под углом 45 градусов в виде «Благословения Аллаха» – так называется один из знаков в исламе, широко известный не только последователям этой религии. Вестибюль главного входа в мечеть находится недалеко от помещений, которые занимает имам. Молельный зал и балкон-галерея для женщин тоже находятся поблизости. Стилобат здания образуется центральным этажом, где сосредоточены комнаты для омовения, отдельный вестибюль для представительниц прекрасного пола и гардеробная. Отдельно следует сказать о Музее ислама: он находится на этом же этаже, однако был открыт несколько позже, 21 февраля 2006 года. Под музей отведено два зала, их общая площадь – 566 квадратных метров.

Мечеть Кул Шариф украшена восемью полумесяцами – по количеству минаретов в старинной обители-предшественнице, датированной XVI веком. Очень красиво смотрится купол мечети, находящийся на высоте 36 метров и напоминающий шапку-корону – она больше известна как «Казанская шапка». Ее диаметр – 17,5 метров. Такое сходство не является случайным, подобные головные уборы в свое время носили казанские ханы. Нечто похожее можно увидеть и в Москве, а именно на знаменитом соборе Василия Блаженного: его, как известно, Иван Грозный построил в честь взятия Казани. Корону средневековых правителей города можно видеть на экспозиции Оружейной палаты. По одной из версий, она подлинная и была вывезена в Первопрестольную после падения столицы ханства. По другой теории, это копия, изготовленная по приказу царя Ивана Васильевича восточными мастерами уже после того, как непокорный татарский город был взят.

В купольном здании Кул Шариф можно видеть четыре главных минарета, расположенных по углам – всё это великолепие является сердцем задуманной архитекторами композиции. Наличие минаретов имеет глубокий символический смысл: они показывают, что строилась не просто мечеть, а восстанавливался упомянутый выше Аль-Кабир – старинный поволжский символ мусульманской религии. Высота каждого основного минарета составляет примерно 57 метров, и в столице Татарстана убеждены, что их мечеть является самой высокой в Европе. Благодаря тому, что они выкрашены в бирюзовый цвет, образ обители предстаёт светлым, возвышенным, радующим взор и побуждающим к чистоте помыслов и дел.

К основной части примыкает полуцилиндр, имеющий два этажа, где находятся псевдоминареты. Они подчеркивают вход, над которым находится второй этаж. Последний словно нависает, опираясь на несколько круглых колонн. Здание пожарной части располагается к югу от мечети, однако она является составной частью ее комплекса, так как оба здания между собой связаны единым стилем. Он, например, просматривается в форме и цвете купола, отделке обоих зданий мрамором.

Архитекторы мечети Кул Шариф – они, к слову, представляли фирму «Татинвестгражданпроект» – поставили перед собой задачу отразить посредством современных методов традиции татарского зодчества, насчитывающие целое тысячелетие. Идея воплотилась в очень красивых, эксклюзивных конструкциях стрельчатых арок. Они обрамлены уникальным орнаментом – косичками и аятами из Корана. Обращает на себя внимание сходство арок с конструкцией юрт. И это тоже не случайно, ведь они очень давно были для турок-кочевников «переносными мечетями». Кстати, мечеть возводилась строителями из Турции.

Внутреннее убранство Кул Шариф по своей отделке также является уникальным. И роспись, и панно из керамики выполнены мастерами по технологиям четырехсотлетней давности. Интерьер также украшают резной ганч и ручная резьба по дереву и камню, элементы мозаики в римском стиле, а также изготовленные по технологии запекания цветные стекла и, конечно, уникальные витражи. Немало внутри золотого шитья и других позолотных работ. А ещё мечеть Кул Шариф пестрит роскошными коврами, которые были подарены правительством Ирана. Восхищает посетителей и чешская цветная люстра из хрусталя: она просто огромна, ее диаметр – 5 метров, а вес около 2 тонн.

  • Кул Шариф представляет собой «содружество» трех зданий, место для возведения которых выбирали 86 (!) экспертов, пока не остановились на территории бывшего юнкерского училища.
  • Комплекс собственно зданий мечети раскинулся на 18946,8 м², а общая площадь отведённого под нее участка составляет 19 тысяч квадратных метров.
  • Открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 года, когда Казань отмечала юбилейный День рождения – 1000-летие со дня основания. Из всех объектов, когда-либо построенных к круглым датам в истории города, этот является самым крупным.
  • Несмотря на то, что духовный символ Казани и всего Татарстана позиционируется как самая крупная мечеть на Старом континенте (об этом было объявлено даже на церемонии открытия), на самом деле она таковой не является ни по площади, ни по высоте минаретов, ни по другим показателям.
  • Главный зал Кул Шариф одновременно является хранилищем книг, в которые вписаны фамилии всех жертвователей на строительство. Здесь же можно увидеть подарочные экземпляры Корана, изданные на различных языках мира.
  • Оформлением потолка занимались мастера из Государственного художественного фонда Татарстана. Технология была следующая: рисунки сначала выполнялись на холстах, а затем их поднимали на потолок.
  • Не только самая большая люстра, но и остальные приборы освещения внутри мечети сделаны в Чехии, но по эскизам татарских художников. Помимо цветного стекла в их изготовлении использовались хрусталь и позолота.
  • Внутренняя облицовка мечети Кул Шариф мраморная, этот природный материал доставляли из Челябинской области. А вот все без исключения двери мусульманской обители изготовили на месте, но из краснодарского дуба.
  • В Музее ислама посетители могут видеть интересный и познавательный стенд. Он посвящен пяти столпам мусульманской религии: вере в Аллаха и тому, что Мухаммад – его посланник, обязательности совершать намаз (молитву) пять раз в день, необходимости соблюдать пост в месяц Рамадан, обязательности Закята – годового налога в пользу нуждающихся и бедных и на распространение мусульманства, а также паломничеству в Мекку, больше известному как Хадж.
  • На внутренней части купола начертана арабской вязью «Ихлас» – одна из сур Корана. Имена Аллаха, а их ни много ни мало 99, повторены на стенах мечети. Имена пророков ислама можно прочитать на шамаилях.

Как добраться

Мечеть Кул Шариф расположена по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Казанский Кремль, 13.

Пешим ходом можно добраться от вокзала Казань-1, направляясь по улице Бурхана Шахиди. Дойдя до улицы Чернышевского, сворачиваете налево. На улице Кремлевской делаете ещё один поворот, и тоже налево. Весь путь займет у вас примерно 25 минут.

От столичного вокзала №2 и Северного автовокзала можно доехать на метро. Остановку делаете на станции «Кремлёвская».

Также до мечети Кул Шариф можно добраться на автобусе. От Центрального автовокзала отправляется автобус №6, едете до остановки «Центральный стадион». На автобусе №22, отъезжающим от Южного автовокзала, доезжаете до остановки «ул. Батурина», а номером 37 едете до остановки «Центральный стадион».

А вот от восточного автовокзала придётся добираться с пересадкой. Сначала садитесь на автобус №63 или №71, доезжаете и до остановки «Абжалилова» и пересаживаетесь на автобус №83, которым едете до остановки «ул. Батурина».

Можете назвать символ исторического «ядра» в Казани? Мечеть Кул-Шариф – этот ответ единственно правильный. А ниже мы расскажем вам почему. Читайте внимательно.

«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).

3D-панорама Голубой мечети

В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.

Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети. Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.

Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.

В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.

Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.

Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.

Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.

Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся . 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Какие экскурсии проводятся в мечети Кул-Шариф?

Сегодня на представленной культурной территории местными гидами и экскурсоводами-партнерами проводятся несколько тематических экскурсий. Они имеют следующие названия:

  • «Исламская цивилизация Поволжья: от Булгара до Казани»;
  • «Казань от эпохи реформаторства до современности»;
  • «Листающийся Коран»;
  • «Жизнь и смерть имама Кул Шарифа»;
  • «Урок в старинном медресе»;
  • «Вид старого Кремля» (компьютерная инсталляция);
  • «Поющий Шамаиль (компьютерная инсталляция)».

Правила посещения

Если вы желаете зайти внутрь, то оставляйте обувь у входа (разрешается использовать бахилы). Одежда посетителя должна быть закрытой. Головные уборы обязаны присутствовать на голове как женщин, так и мужчин.

Представительницы слабого пола не могут заходить на мужскую половину и наоборот. Ни в коем случае тут нельзя громко шуметь, что-то жевать, распивать какие-либо напитки (особенно спиртные) или курить.

Во время намаза турист не должен отвлекать молящегося (вообще не рекомендуется покидать смотровые балкончики – они присутствуют и внутри). Щелканье затворов фотоаппаратов и вспышки также не приветствуются. Они оскорбляют чувства верующих.

  • В конце 90-х годов строящаяся Кул-Шариф была признана высочайшей мечетью в Европе. Но сейчас она проигрывает по росту уже нескольким европейским религиозным постройкам.
  • В библиотеке, устроенной на одном из уровней, есть книга, где вписаны имена каждого, кто пожертвовал средства на строительство указанной джумы. И это тысячи человек.
  • На втором этаже главного строения в 2006 г. был открыт Музей распространения ислама в Поволжье. Как раз его сотрудники проводят туры, описанные выше. Здесь вам расскажут намного подробнее по той теме, которая затронута в самом начале обзора.
  • Потолок (внутренняя часть купола) был оформлен сначала на холстах. Их крепили наверх. Диаметр люстры – 5 метров. Она выполнена в виде распустившегося цветка. Ее вес составляет почти две тонны. Разумеется, конструкцию доставляли по мелким частям.

  • В одном из помещений проводится никах – скромное бракосочетание по законам шариата. Свадьба выдает себя лишь нарядами. Ритуал набирает в татарской среде все большую популярность. В настоящий момент молодожены бронируют комнаты уже за три месяца!
  • Осветительные приборы расположены на пяти разных уровнях сооружения. В итоге ночью оно как бы выплывает из темноты, воспринимаясь намного ярче, чем на солнце.
  • Всего в Кремле (до взятия города войсками Ивана Грозного) было целых пять мечетей.

Мечеть Кул Шариф в Казани является главной для мусульман Татарстана. Такое необычное название появилось в честь духовного лидера и великого деятеля Кула Шарифа. Он жил еще во времена ханства, в 16 столетии. Данный человек являлся государственным советником хана. Это был потомок Мухаммеда. Личность уважали и почитали. На территории крепости хана всего было 5 обителей. Кул Шариф являлся имамом мечети хана, которая славилась богатой библиотекой.

Как добраться

Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы

Посещение может выполнено самостоятельно так и в рамках групповой экскурсии. Для осмотра территории потребуется несколько часов. Удобно добираться на метро. Выход — станция «Кремлевская». На автобусе необходимо ехать до остановки «ЦУМ» (номера 22 и 89).

История

В 1552 году началось осаждение Казани Иваном Грозным. Оборону по защите крепости возглавил Кул Шариф. Войска царя безжалостно атаковали стены. Духовный лидер погиб вместе со своими бойцами. С того момента, как приняли решение построить на территории мечеть, прошло около 400 лет. Только в 1995 году началось строительство святыни на территории Казанского Кремля. Известно, что примерно на этом же месте находилась ханская мечеть. Однако точные координаты являются неизвестными. Прошлое строение отличалось величественностью и восхищало своим великолепием. Но описания являются скудными. Поэтому, полностью воссоздать общую картину было проблематично. Тогда в 1995 году объявили конкурс проектов. В нем принимали участие не только российские архитекторы, но и специалисты со всего мира. Задача была непростая, желающих проявить свое мастерство было много.

Будущая обитель должна была объединять в себе несколько символов. Предполагалось ее возвести в форме шатра. Такой тип строения был характерен для кочевых народов. Купол должен быть небесно-голубого цвета и напоминать по внешнему виду Корону Великого Хана. Сегодня головной убор хранится в столице, в Оружейной палате.

Результат превзошел все ожидания. Облицовку здания выполнили с использованием белого мрамора, его привезли из Челябинской области. На строительном материале высекли суры. Так называли специальные надписи из Корана.

Архитектура

Святыня получилась многоминаретной. Она состояла из четырех крупных минаретов и двух небольших. Также присутствовало 2 псевдоминарета. Самые высокие минареты в высоту достигали 57 метров. Само здание делилось на несколько частей. Нижний ярус был выделен под музей Исламской Культуры. Также тут же были предусмотрены помещения для омовения. На втором этаже был вход в обитель и раздевалка для посетителей. Третий ярус – зал для молитв. Четвертый этаж был предназначен для женского посещения. А пятый был отдан под смотровую площадку. Также тут находятся красивые балконы, которые пользуются у туристов повышенным спросом.

Внутреннее убранство

Попадая в вестибюль, вы сразу видите перед собой макет обители. Он изготовлен из серебра и драгоценных камней.

Это достаточно просторное помещение и светлое. Потолки имеют эффектный растительный и геометрический орнамент. Благодаря этому зал смотрится достаточно динамично. На стенах много интересных надписей на арабском языке. Много букв, которые выполнены в форме какого-то предмета.

Само здание стоит в направлении Мекки. В вестибюле много символичных мозаичных панно, отражающих данную тематику. На них изображается два города. На первой картине присутствует Мечеть Аль-Харам из Мекки. В ее центральной части есть Кааба. Так называли самую великую мусульманскую святыню. В переводе данное слово обозначает куб. Он накрыт покрывалом (кисва) темного цвета. На покрывале четко прослеживаются узоры из Карана. Каждый год кисва заменяется на новую. Части старого покрывала по частицам передаются верующим людям. Один из фрагментов кисвы находится у Шаймиева. Панно с двух сторон имеют символичные надписи — Аллах и Мухаммед.

Изображение города Мекка неслучайно. Именно в этом городе родился пророк Мухаммед. Из этого поселения еще в 7 веке пошло распространение Ислама. В 922 году религия дошла и до Волжской Булгарии. Изображение города представлено схематически. Святыня со всех сторон обнесена каменными постройками. На тот момент город считался развитым, инфраструктура необходимая для жизни была налажена. Была своя армия, народ занимался различными ремеслами. Экономика процветала. Сегодня в поисках достоверной исторической информации ученые проводят археологические раскопки. Находятся многие архитектурные памятники древних Булгар, которые по крупицам восстанавливаются. С 2014 годы все находки внесены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Отдельного внимания заслуживают своды ниши здания. Их отличает красивый небесно-голубой цвет. Выбор данной цветовой гаммы неслучаен. Он обозначает небо, место, куда обращаются молитвы мусульман. Одна из них выполнена в другой палитре. Она отличается наличием броского и яркого орнамента. Эту нишу называют Михраб. Она указывает верующим направление на Мекку. Примечательно, что мусульманами поклон совершается именно в данном направлении. Под стеклом у основания лежит небольшая часть кисвы. Она была подарена королем Саудовской Аравии в 2008 году. Если вы поднимите взор еще немного выше, то увидите надписи, выполненные в виде открытой книги. Так дизайнеры изобразили суры. Над текстом установлены медальоны.

С правой стороны от Михраба стоит кафедра со ступеньками. Отсюда зачитываются исповеди по пятницам и праздникам. Мусульмане отмечают два больших праздника — Курбан Байрам и Ураза-Байрам. Внутри минбара, прямо под куполом, вы заметите посох. Он выступает в роли символического напоминания о пророке Мухаммеде. При чтении исповеди пророк становился на определенную возвышенность. По традиции самой высокой точкой считается место Мухаммеда. Посох является своеобразным напоминанием этого. Имам произносит свою исповедь, становясь на один ярус ниже. Молитвы же произносятся на полу мужского молельного зала.

Пол в мечети имеет ковровое покрытие. Поэтому, как только вы заходите в зал молитв. Важно не забыть снять обувь. Напольное покрытие украшено дорогими персидскими коврами, которые сделаны вручную. Изделие было привезено в качестве подарка из Ирана для Республики.

Мужской молельный зал отличается богатым убранством. Стены украшены красивыми коричневыми медальонами, на которые написаны имена почитаемых Исламских пророков. А на стенах женского зала выбиты имена четырех праведных Халифов. В подкупольном пространстве красуется огромная люстра восхитительной красоты. Ее изготовили из высококачественного богемного стекла. Изделие создавалось по эскизам художников Казани. Светило укрепляется прямо под куполом. На нем есть надпись из Корана – Искренность.

В самом основании купола было сделано изображение сура из Корана. Данные слова по приданию произносили древние Булгары во время принятия ислама в 922 году. Так, в здании комбинируются корни духовного и мусульманского происхождения. Всего же в Исламе существует 99 имен Аллаха, которые раскрывают религию с разных сторон. Все имена золотыми буквами написаны на стенах. Они есть на витражах, куполе, окнах.

Музей исламской культуры открылся в 2006 году. Он является частью подразделения «Казанский Кремль». Для того чтобы попасть вовнутрь, необходимо воспользоваться цокольным этажом. Это единственный музей в России, который собрал в себя всю информацию об истории и культуре Ислама. Здесь вы сможете поближе познакомиться с тем, как жил тюрко-татарский народ Поволжья. Татары внесли большой вклад в ислам. Религия является источником культуры, образования, традиций. Экспозиция музея включает в себя три больших раздела. Они раскрывают особенности книжной культуры, эпоху реформаторства, цивилизацию всего Поволжья. Экспонаты дополняются различными мультимедийными вставками. Отдельного внимания заслуживает компьютерная инсталляция «Поющий шамаиль».

Экскурсия по выставочным залам будет интересна, как взрослым, так и детям. Все информация представлена в доступной и познавательной форме. Главным экспонатом выступает интерактивный «Листающийся Коран». Он рассказывает о «Казанском издании» Корана, которое прославилось тем, что стало первой публикацией, сделанной мусульманами. Здесь вы сможете услышать сур Корана, узнать много интересных современных книг, рассмотреть поближе уникальные рукописи. Складывается ощущение, что вы на мгновение попадаете в прошлое, пронизанное тайнами и загадками.

Расположение музея символично. Оно находится прямо на территории Кремля, в главной обители Татарстана. Сама мечеть также выступает в роли основного материала памяти людям, которые погибли, сражаясь за город. Кремль включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Место пользуется повышенным спросом у туристов. Каждый стремиться побывать тут, чтобы поближе познакомиться с культурой.

Мечеть 1996-2005 гг. возведения в плане выглядит как два квадрата, расположенных на пересечении под углом 45 градусов. Это известный во всем мире мусульманский знак, который обозначает благословение Аллаха. По углам монтированы четыре минарета.

Центральный вход осуществляется с главной молельной площади. Немного правее вы увидите цокольный этаж. Это и будет вход в музей. Возле двери будет висеть табличка.

Экспозиция музея поражает воображение. Общая площадь двух больших залов составляет 566 квадратных метров. Это единственный в мире крупный музей о тюрко-татарском народе. Основная цель работы музея заключается в распространении информации о религии, научно-исследовательской работе, в просвещении подрастающего поколения. Вся информация о культуре Поволжья и Исламе сгруппирована по темам. Процесс изучения покажется увлекательным. Раскрываются тонкости татарского восприятия религии. После экскурсии становится понятным, что татары внесли большой вклад в культуру и имеют богатую письменную традицию.

Музей работает каждый день, без выходных. Цена взрослого билета – 200 рублей. Дети, школьники и пенсионеры могут посетить выставку за 80 рублей. Для организованных групп стоимость ниже – 150 рублей для взрослых. Собираются группы по 15-20 человек.

Красотой культурного наследия хочется наслаждаться бесконечно долго. Мечеть стала главным украшением города. Здание уникально по своей архитектуре и имеет необычную архитектуру. Город хранит в себе многовековую историю — баталии, интернациональную дружбу, победы, потери, межконфессиональное единение. Все это соединяет в себе мечеть удивительным образом. Здание, действительно, является нечто особенным. Величие архитектуры трудно передать словами. Для того чтобы ее понять, необходимо все увидеть своими глазами.

Место поклонения и связи с Всевышним притягивает людей со всего мира. Народ до сих пор помнит героические подвиги хана и его вклад в историю. Архитекторам удалось воплотить всю полноту картины. Разрушенное когда-то здание вернули людям. Легендарное сооружение стало важнейшим для Татарстана, хранит память о защитниках Отечества. Символичная необычная форма сразу притягивает внимание. Мастерство татарских зодчих потрясло мир. Объект сумел объединить мусульманскую и православную общины. Внутреннее убранство полностью соответствует внешнему оформлению. Здесь есть мозаика, панно, росписи, ручная резьба, мрамор, дерево и т.д. Витражи и стекла создают ощущение тожественности. В концепцию украшения входит традиционный элемент — тюльпан.

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось нашими современниками. День открытия приходится на 2005 год. В этот период состоялся тысячелетний юбилей знаменитого города Казани. В настоящее время обитель является действующей. Сюда каждый день приходит большое количество мусульман, а также приезжие. Для туристов специально организованы балконные зоны. Здесь можно остановиться для того, чтобы полюбоваться местными красотами и «ощутить размах».
Современное архитектурное творение отличается необычайной красотой. Мечеть расположилась на территории Древнего Казанского Кремля в республике Татарстан. Удивительным образом здесь переплетаются различные эпохи и культуры. Поблизости разместился Благовещенский собор и здание Губернаторского дворца — это советские постройки.

Общие сведения

Ранее тут концентрировались казармы и воинские плацы. Строительные мероприятия шли основательно и с размахом, а полученный результат оправдал все ожидания. Сегодня это самая крупная обитель в Республике и является ее символом.

Кул Шариф – это непростое название. Так, когда-то называли историческую личность, которая занималась общественной, преподавательской деятельностью, увлекалась поэзией. Кул Шариф с помощью своих учеников принимал участие в воинских сражениях против Ивана Грозного. Большая часть учеников погибла, некоторым даже не было 15 лет. Они доблестно сражались за защиту своего народа. Известная личность на многих картинах написана с книгами в руках. Подвижник мог похвастаться довольно неплохой библиотекой.

Красивое сооружение по форме похоже на тюльпан. В процессе возведения использовалась арочная система. Оконные проемы и двери красиво обрамлены полукругом, а арки имеют заостренную вершину. Большое количество полумесяцев выступают символом сложенные руки — молитвенный жест мусульман. Одна из арок обладает четырьмя минаретами, высота которых достигает 58 метров. Помещение внутри достаточно просторное. Оно способно вместить до 1500 человек, более того, на придворовой части могут поместиться еще 1000 верующих.

Отдельного внимания заслуживает основной купол. Он выступает в роли символа «Казанской шапки», которая у тартаров применялась в качестве короны. Впоследствии данная шапка оказалась в Москве и служила, как трофей. Внешний вид конструкции является тщательно продуманным. Он комбинирует в себе традиции ислама и обычаи татар. Сбор материалов для возведения святыни производился по частям. К примеру, мрамор и гранит был доставлен с Урала, а великолепные ковры привезены иранцами в роли презента. Центральная люстра, выполненная из хрусталя, изготовлена чешскими мастерами.
Внутреннее убранство завораживает с первого взгляда. Оно состоит из большого зала, предназначенного для молитв, музея, библиотеки, центра управления. Оно продумано до мельчайшей подробности, каждый штрих находится на своем месте. Величественная красавица в вечернее время подсвечивается специально иллюминацией. Она эффектно подчеркивает все выигрышные стороны проекта.

Как добраться?

Доехать до пункта назначения несложно. Конечный пункт прибытия Кремль. Для этого достаточно воспользоваться станцией «Кремлевская». Также можно воспользоваться автобусом. Ехать потребуется до остановки «Батурина». Ходят разнообразные маршрутки, и курсирует троллейбус под номером 2.

История создания

Здание, расположенное на площади Тысячелетия сразу приковывает к себе внимание. Оно несет в себе не только большое религиозное значение, но и является центром просвещения, содержит в себе памятные материалы национального характера. Монтаж конструкции выполнялся на участке старой церкви. В 1552 году она была разрушена вследствие атак Ивана Грозного. Оборону из последних сил держал Кул Шариф. В тот период погибло много невинных душ. В честь имени воина и была названа новая постройка.

Вскоре, в 1995 году, был подписан указ о воссоздании мечети. На тот момент президентом являлся М. Ш. Шаймиев. В этот период проходил конкурс на утверждение самого лучшего эскиза. Создатель одержал заслуженную победу. Его работа вызвала всеобщи восторг. В строительных — операциях принимало участие более 40 тысяч людей. Их имена занесены в книги, которые хранятся до настоящего времени. 24 июня 2005 года храм был открыт официально.

Особенности архитектуры

Невероятно удачно было подобрано место будущего строения. Оно расположилось в самой роскошной точке населенного пункта. Это был когда-то двор юнкерского училища. Сегодня впереди находятся только кремлевские стены и выполнен небольшой спуск с холма. Мечеть высоко возносится своими минаретами, словно доминируя над возвышенностью. Пропорции святыни гармонично вписываются в общую картину белокаменной цитадели, оригинально дополняя ее.
Огромная площадь перед церковью в праздник собирает многочисленную толпу молящихся людей. Процесс возведения преимущественно осуществлялся на добровольные пожертвования. В одном из залов хранится летопись, где описаны лица, внесшие свою лепту в зарождение обители.

Корпус самого здания направлен на Мекку. Он исполнен с помощью двух квадратов, которые установлены параллельно друг другу. Такое расположение является повторением символики – «благословение Аллаха». Купольная мечеть с восьмью лучами со всех сторон обрамлена эффектными минаретами в количестве 55 штук. Согласно задумке архитекторов основной свод должен выходить на первый план и представлять собой легенду казанских ханов – шапку.

Наружная облицовка выполнена уральскими плитами белоснежного цвета. Внешний вид конструкции отдаленно напоминает булгарский собор Аль-Кабир. Напомним, что он выступает символом поволжского ислама. Оконные и дверные проемы обрамлены по булгарским мотивам. Строение выполнено в виде изысканного тюльпана и олицетворяет возрождение и прогресс. Оконные арки отдаленно похожи на татарские юрты и смотрятся невероятно оригинально. Разноцветные витражи, арабская вязь удачно вписываются в данную картину, выступая завершающе нотой.

Постройка из пяти этажей включает в себя три наземных, технических и цокольных этажа. Сегодня для посещения туристов открыты наземные этажи. Здесь находится достаточно вместительная гардеробная и молельный зал. Также предусмотрены — музей, библиотека и ряд административных помещений.

Внутренняя отделка

Внутреннее убранство выполнено на основе использования керамики, росписи, резьбы по дереву. Также периодически прослеживаются элементы римской мозаики, Корана, полумесяцев. Все это гармонично соединяется в единый ансамбль. Многочисленные ковры умело дополняют общий интерьер, делая его по-особенному уютным. В центральной части пространства красуется величественная, хрустальная люстра. Она в высоту достигает 5 метров. Общий вес осветительного прибора – более 2 тонн.
При входе в святилище необходимо руководствоваться установленными правилами — при входе необходимо снимать обувь, а голова должна быть покрыта платком. Вход в сооружение открыт с северной части. Именно там и находится главная молитвенная площадь. Для посещения музея необходимо направится в южную часть.

Экспозиция музейной части непременно заслуживает вашего внимания. Здесь вы сможете более глубоко проникнуться мусульманской религией, узнать немало интересного и увлекательного о Поволжье. Очень примечательны религиозные мусульманские атрибуты. К примеру, здесь хранится немало предметов для проведения молитвенных обрядов. Потолок оформлен великими художниками татарской земли. Все изображения первоначально сделаны на холсте, а затем специальным образом подняты к потолку.

Достопримечательность создавалась умелыми руками. Олицетворение веры различных народных традиций построено основательно – арки с аятами, изящные орнаменты, косички, полумесяцы. Славный цветок — это отождествление восьми минаретов прошлого. Интерьер комбинирует в себе все типы работ и отделки. Его реализация выполнялась на основе использования технологий 16 века. Применяемые материалы (камень, дерево, алебастр) отбирались с особой тщательностью. Восхищает множество позолоченных деталей пространства. Они наполняют его светом и торжественностью. Лепнина и мозаика придают дополнительную гармонию.

Интересно, что данная постройка — это непросто перечень сооружений, а целый комплекс большого размера. Высота центрального купола достигает 39 метров. Большое количество гостей пребывает сюда, чтобы поближе познакомиться с местной культурой. Местный музей хранит в себе немало тан и массу интересного. Это популярное место для проведения обрядов бракосочетания. Венчание приходит по шариату. Запись на обряд должна осуществляться заранее, так как число желающих велико.

В процессе строительства перед архитекторами стояла достаточно непростая задача. Им требовалось на основе использования имеющихся архитектурных средств воссоздать традиции исламской культуры татарских земель. Следует отметить, что авторам полностью удалось раскрыть тему. Конструкции арок в форме стрелок полностью отражают задумку. Отдаленно возведение похоже на каркасные строения юрт. Они отличались мобильностью у кочевников.

Как известно, у древних булгар символом счастья выступал тюльпан. Именно он и взял на себя функцию главного художественного образа. Более того, перед архитекторами стояла задача выигрышно совместить мусульманскую и православную религию. Они являются ведущими в Республике. Художественный образ творения удивительным образом комбинирует в себе государственность, мемориальность, воспоминания о непростом военном периоде.

Святыня, появившись в поселении, несколько перевернула сознание местных жителей. Она привнесла определенные изменения в градостроительный уклад района. Здание дает возможность по-иному взглянуть на внутренний уклад страны, глубже понять ее материальное и духовное содержание.

Обитель была воссоздана заново, буквально по крупицам. Она стала своеобразным религиозным центром, заманивающим верующих со всех уголков планеты.

Где остановится на ночлег?

В Казани предусмотрено немало гостиниц и отелей, где можно организовать ночевку. Буквально в каждом районе имеются номера, которые вы можете забронировать заранее. Доступны решения на любой бюджет и вкус. Для экономии времени на дороге можно порекомендовать воспользоваться отелями, расположенными в центре. Повышенным спросом пользуются такие гостиницы, как «Островский», «Мираж», «Джузеппе», «Ногай», «Волга» и многие другие. Вы с легкостью найдете подходящее решение.

Выводы

Это самое высокое здание комплекса Кремля. Оно названо в честь национального героя и пользуется невероятно популярностью. Ранее, достопримечательность выглядела иначе. Сейчас она имеет другое обличие, так как была заново восстановлена после атак царя. Воссоздание святого места началось в 1996 году. Этот процесс шел до 2005г. Открытие было приурочено к юбилею города. Был организован большой праздник.
Ансамбль имеет глубокий художественный и духовный смысл, который помогает совместить два вероисповедания – ислам и православие. Композиция является симметричной и смотрится величаво. Мечеть находится в самой центральной точке комплекса. Она умело дополняет несколько сдержанный мемориальный комплекс.
Над интерьерами работал А.Г. Саттаров. Отделка произведена с применением гранита и мрамора. Люстра из роскошного цветного стекла подчеркивает презентабельность декора. Богатое оформление пространства поддерживает значимость и величие обители. В оформлении использовались уникальные материалы и технологии. Даже пожарная часть полностью гармонирует с общей стилистической задумкой.