Капелла - это небольшая церковь, предназначенная для членов одного семейства, жителей одного замка или дворца. На русский язык слово «капелла» иногда переводится как «часовня», но это не совсем верно. В часовнях отсутствует алтарь, там не могут быть проведены некоторые церковные таинства. Тогда как капелла является полноценной церковью со всем набором атрибутов. Сикстинская капелла в Ватикане - самое известное сооружение этого типа.

История создания

Сикстинская капелла была построена в 1475-1483 годах по приказу папы Сикста IV, чье имя она носит по сей день. был фигурой неоднозначной. С одной стороны, во времена его правления процветали коррупция и взяточничество, именно при нем была введена инквизиция, и состоялись первые публичные

С другой стороны, он прославился тем, что поощрял развитие науки и искусства. Он перенес папскую резиденцию в Ватикан и многое сделал для восстановления и благоустройства Рима. По его инициативе были открыты библиотека и первый в мире публичный музей, а также построена Сикстинская капелла, для проведения наиболее значительных церемоний католической церкви. В этом месте и теперь собирается конклав священнослужителей для

Архитектурное решение

В XV веке полномочия между религиозным и мирским правительством были не окончательно разделены, периодически происходили вооруженные столкновения. Да и обычные прихожане, доведенные до крайности непомерно высокими налогами, иногда решались на открытое выражение своего гнева. В связи с этим Папы Римские хотели иметь в Ватикане специальное убежище, где бы они могли укрыться со своим двором в неспокойные и смутные времена.

Таким убежищем по желанию Сикста IV и стала Сикстинская капелла. снаружи должно было иметь вид крепости, а внутренним декором подчеркивать величие и могущество папской власти.

Для решения этих задач был приглашен молодой архитектор из Флоренции Джованни де Дольчи. Он построил здание, внешним видом напоминающее бастион, и руководил проведением внутренних работ по нанесению росписей.

Сикстинская капелла - это сравнительно небольшое здание (его площадь всего 520 м²), прямоугольное по форме, с высоким (высота 21 м) сводчатым потолком. Его пропорции, по замыслу Сикста IV, напоминают пропорции легендарного храма Соломона, первого иерусалимского храма.

Внутреннее убранство

В 1480 году Сикст IV пригласил самых известных живописцев того времени для создания росписей. В работе приняли участие Сандро Боттичелли, Доменико Гирлондайо, Лука Синьорелли, и молодой Пинтурикьо.

Два года понадобилось художникам, чтобы расписать стены капеллы. Средний ярус заняли изображения сцен из жизни Моисея и Иисуса Христа. В верхнем ярусе, в простенках между окнами, были помещены портреты первых пап, от Святого Петра до Марцелла I. Нижний ярус по традиции был оставлен для вывешивания регалий понтифика.

Над алтарем находилась фреска работы Перуджино «Вознесение Девы Марии». Потолок украшало усыпанное звездами небо. Эти элементы известны нам только в описаниях, т. к. спустя несколько десятилетий после открытия капеллы, они были заменены фресками Микеланджело.

Плафон Сикстинской капеллы работы Микеланджело

В начале XVI века на полотке Сикстинской капеллы появилась трещина, проходящая по всей его длине. Папа Юлий II распорядился замазать ее и велел Микеланджело, работавшему в это самое время над статуями для будущей усыпальницы понтифика, покрыть потолок фресками.

Микеладжело Буонарроти, родившийся в год закладки Сикстинской капеллы (1475 г.), в 1508-м был уже достаточно известным скульптором. А вот была для него незнакомым делом. Он всячески пытался уклониться от этой работы, но Юлий II сумел настоять на своем. Так, получила свой законченный вид известная Сикстинская капелла. Описание, история создания фресок стали предметом исследования многих поколений искусствоведов.

Центральную часть плафона занимают 9 последовательных сюжетов Ветхого завета, среди них «Потоп», «Грехопадение», сцены сотворения первых людей (Адама и Евы) и другие. По периметру этих фресок автор изобразил пророков и сивилл, а на боковых частях свода - предшественников Иисуса Христа. Всего было изображено более 300 персонажей, которые и сегодня покоряют своей мощью и физической красотой.

Исследователи до сих пор не могут прийти к однозначной трактовке этих образов. Одни видят в них особое толкование Библии, другие - новое осмысление героев дантевской «Божественной комедии», третьи убеждены, что Микеланджело представил этапы восхождения человека от греховного первобытного состояния до стадии татанизма и божественного совершенства.

Фреска «Страшный суд»

22 года спустя Микеланджело вновь был приглашен для работ по оформлению Сикстинской капеллы. В 1534 году папа Климент VII заказал ему расписать стену над алтарем. В результате была создана фреска «Страшный суд», которую искусствоведы называют одной из самых грандиозных во всей истории мировой живописи.

На этот раз художник изобразил человека слабым и беспомощным перед лицом неминуемой беды. От былой веры в величие и красоту людей не осталось и следа. В сцене «Страшного суда» нет ни одного жизнеутверждающего или вызывающего восхищение персонажа.

В центре помещен сам Иисус. Но его лицо грозное и непроницаемое. Его руки замерли в карающем жесте. Лица апостолов, обступающих Христа со всех сторон, тоже исполнены гнева. В руках они держат орудия пыток, которые не предвещают ничего хорошего для распластавшихся перед ними грешников.

Поздние дорисовки росписей и реставрационные работы

Сикстинская капелла - это величайший памятник монументальной живописи эпохи Возрождения. Но и более поздние поправки и дорисовки являются важным историческим свидетельством.

Сцена «Страшного суда» с десятками обнаженных тел с самого начала была неоднозначно воспринята церковнослужителями. Известно, что папа Павел IV приказал ученику Микеладжело - де Вольтерру прикрыть интимные места изображенных фигур драпировками, а Климент VIII и вовсе приказал уничтожить фреску. Спасти ее удалось только благодаря заступничеству художников. Попытки дорисовать одежды предпринимались также в XVII-XVIII веках.

В результате, когда в конце XX века группа специалистов приступила к перед ними встала серьезная проблема - какой вариант росписи следует восстановить. Было принято решение - оставить драпировки, дорисованные де Вольтером в конце XVI века, а остальные правки удалить.

После очистки фресок от копоти и пыли, они вновь засияли яркими красками. Это дало возможность увидеть изображения в том виде, в каком они были написаны великими мастерами эпохи Возрождения.

Отвечая на вопрос, что такое капелла, следует упомянуть, что это слово используется не только для обозначения религиозного сооружения. Капеллой называют место в соборе, где находятся певчие, музыкальный или певческий ансамбль, исполняющий духовную музыку, или даже профессиональное музыкальное учреждение, такое как Академическая капелла (Петербург, набережная Мойки, 20).

Обзор об истории Сикстинской капелле, ее фресках.

А также, о том, как в капелле проходят главные выборы Папского государства и Римско-католической церкви - конклав.

Сикстинская капелла: основные факты:

Сикстинская капелла, похожая на прямоугольную шкатулку и примыкающая с Собору Св. Петра, внешне выглядит как крепостное сооружение.

Несмотря на внутреннее великолепие, построенная при Сиксте IV в качестве Папской часовни как часть Апостольского дворца, Сикстинская капелла изначально сохраняла и сохраняет снаружи черты типичного крепостного сооружения .

В наше время Сикстинская капелла является одной из составных частей Ватиканских музеев, приносящих весомую часть доходов в бюджет государства-града Ватикан. В тоже время она продолжает является частью Апостольского (Папского дворца). В капелле проходят голосования по выборам Пап — конклав .

Суровый внешний вид капеллы контрастирует с внутренним интерьером, украшенным роскошными фресками.

Стоп-кадр из официального ватиканского фильма «Град Ватикан».

Что такое капелла

Что такое капелла в смысле строения? Капелла — это помещение (обычно прямоугольной формы) для собраний христиан, но формально не имеющее статуса церкви . Обычно в капелле служит священник, который также служит в другой, основной для него, церкви. В русском языке синонимом капеллы является термин часовня. Однако, в отличие от капеллы, в часовне может не быть алтаря.

Вид с птичьего полета на Сикстинскую капеллу и Ватикан.

Стоп-кадр из фильма «Град Ватикан».

Чем прославилась Сикстинская капелла

На иллюстрации из журнала «Шпигель»:

Сикстинская капелла подготавливается к проведению конклава (выбора Папы) в 2005 году.

Видна алтарная стена с фреской «Страшный суд» и потолочные фрески по мотивам Ветхого и Нового завета.

1. Фрески. Как архитектурное сооружение Сикстинская капелла прославилась своими фресками Микеланджело . Эти фрески представлены как на потолке, так и на алтарной стене. Фрески на потолке был расписаны Микеланджело по заданию Папы Юлия II в 1508 −1512 гг., а фрески «Страшный суд» спустя два с лишним десятилетия по заданию Папы Павла III. И в том, и другом случае фрески Микеланджело заменили собой работы более старых мастеров.

Интересно, что на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле присутствуют как персонажи из христианских, так и из первоначально языческих источников. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд»); и предсказательниц — сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима), и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» — греком Плутархом.

Позднее христианские авторы стали видеть в сохранившихся записанных пересказах сивилл пророчества о пришествии Христа. Благодаря последнему обстоятельству сивиллы оказались и на фресках в Ватикане. Что же касается лодочника Харона, то Микеланджело, как считается, вспомнил о нем под впечатлением произведения Данте. Но об этом несколько ниже, также ниже и том, что некоторые фрески Сикстинской капеллы потрясли ватиканскую мораль.

Чуть ниже мы поговорим и об истории Сикстинской капеллы. А пока отметим, что сооружение было построено в 1475 — 1481 гг., в эпоху правления папы Сикста IV делла Ровере, в стиле крепостного сооружения как часть (ныне его старая часть) Апостольского (Папского) дворца .

Сикстинская капелла была сооружена на месте существовавшей ранее на том же месте Cappella Maggiore («Большой капеллы»), снесенной для строительства ныне существующего строения. Сикстинская капелла всегда служила Папской капеллой и местом для проведения собраний; ее внутреннее убранство, за исключением фресок, также отличается скромным видом .

2. Место конклава . Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап, или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом») , на которые собираются кардиналы. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. (Квиринальский дворец в Риме — ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства .

Как проходят конклавы в Сикстинской капелле? Бенедикт XVI в 2007 году своим Proprio motu (папское постановление, название от лат. фразы «по собственной инициативе») внес изменения в Апостольскую конституцию Universi Dominici Gregis. Теперь Папа избирается только большинством в 2/3 (Бенедикт XVI отменил существовавшее ранее правило выбора Папы в исключительном случае простым большинством). В остальном выборы Папы происходят по правилам, утвержденным Иоанном Павлом II.

Радио Ватикана сформулировало в своей передаче от 18/04/2005 описание процедуры конклава , проходящей в Сикстинской капелле, следующим образом:

Труба печи в Сикстинской капелле.

Временно устанавливаемая печь служит для сжигания бюллетеней по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а дым для оповещения публики и журналистов.

«(В период конклава) производится четыре голосования в день: два утром и два после обеда. Через каждые семь голосований будет объявлен перерыв для молитвы и свободных коллоквиумов продолжительностью максимум 24 часа. Во время этих перерывов будут предложены наставления... (читаемые одним из кардиналов).

Надпись в верхней части избирательных карточек, имеющих прямоугольную форму, гласит «ligo in summum Pontificem». В нижней части каждый из кардиналов должен указать, кому отдает предпочтение — «тайным образом», как подчеркивает Universi Dominici Gregis, и «ясным почерком», «по возможности неузнаваемым».

Затем кардинал складывает вдвое карточку и, держа ее на весу, относит к алтарю, где, перед вложением ее в (избирательную) урну, должен произнести: «Призываю в свидетели Христа Господа, моего судьи, что отдаю свой голос за того, кого считаю достойным быть избранным, по Богу». Потом, как известно, происходит подсчет голосов, и проколотые и нанизанные на бечевку карточки сжигаются в чугунной печи. Когда Папа будет избран, традиционный дымок... будет сопровождаться звоном колоколов базилики Св. Петра».

В сообщении упоминается печь. Эта чугунная печь, с длинной трубой, уходящей под потолок, на период конклава устанавливается в Сикстинской капелле. В 2005 году, кроме традиционной печи, была установлена современная вытяжка.

На иллюстрации из архива и из журнала «Шпигель»: Здесь показана печь, в которой сжигают бюллетени по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а также момент установления трубы для этой печи на крыше капеллы перед конклавом 2005 года.

На иллюстрации из архива и из журнала «Шпигель»:

Здесь показана печь, в которой сжигают бюллетени по результатам голосований конклава в Сикстинской капелле, а также момент установления трубы для этой печи на крыше капеллы перед конклавом 2005 года.

По дыму из этой трубы публика и журналисты на площади Св. Петра узнают о результатах голосований кардиналов в Сикстинской капелле в период конклава.

Если никто из кардиналов во время тура голосования не получает большинства, достаточного для его избрания Папы, к горящим бюллетеням подкладывают сырую солому и паклю, и тогда из трубы валит чёрный дым — сигнал для собравшихся на площади перед собором святого Петра, что Папа ещё не избран. После же успешного голосования бюллетени сжигаются вместе с сухой белой соломой, и тогда из трубы валит белый дым, сигнализирующий, что новый Папа избран.

Отметим, что начиная с конклава 2005 года, кардиналы не запираются для ночевки после голосований все вместе в одном помещении, примыкающем к Сикстинской капелле, в которое раньше для целей кардинальских ночевок в период конклава специально привозили кровати из одной римской семинарии . Радио Ватикана отмечало в апреле 2005 года:

«Кардиналы отныне не будут физически «закрыты» в одном помещении; вплоть до конклава, на коем был избран Иоанн-Павел II (в 1978- м году), когда ситуация буквально оставалась таковой — «cum clave», то есть под ключом.

Впервые кардиналы-выборщики будут занимать разные помещения (Domus Sancthe Marthae, Сикстинская капелла и места проведения литургических Богослужений). Им предстоит перемещаться из одного места в другое, но — без контактов с внешней средой.

(Domus Sancthe Marthae — Дом Св. Марты — построенная в Ватикане в 1996-м году, при Папе Иоанне Павле II, гостиница для кардиналов и гостей Св. Престола с отдельными номерами, где в период конклава в отдельных номерах, отключаемых от средств медиа и связи, теперь пребывают кардиналы конклава . Прим. сайт).

Перед началом первого заседания конклава кардиналы колонной — крестным ходом, после мессы «pro eligendo papa е» в Соборе Св. Петра, отправляются, распевая религиозные песнопения, в Сикстинскую Капелл у.

Перед тем, как запереть на ключ двери Сикстинской капеллы, ватиканский церемониймейстер, обращаясь ко всем, не входящим в число избирателей, восклицает «extra omnes! — «выйдите все!».

После избрания новоизбранный Папа приносит краткую клятву. Тот, кто будет избран новым Папой, обязуется верно исполнять munus Petrinum — Петрово служение Верховного пастыря Католической Церкви.

Таково краткое описание церемонии конклава, проводимого в Сикстинской капелле.

Сикстинская капелла: история создания и фрески

Путеводитель по Риму и Ватикану, изданный итальянским издательством «Bonechi», отмечает:

«Самая знаменитая капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино де Дольни по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 гг., в эпоху правления папы Сикста IV делла Ровере .

Сикстинская капелла — это обширный прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравные части прекрасной мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Они же являются авторами Кафедры хоров .

Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело которые по праву считаются вершиной ренессансного искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 гг. при Папе Сиксте IV .

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино, Пинтуриккио, Лукой Синьорелли, Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Боттичелли. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим Папой Юлием II для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 гг.

Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл (предсказательниц, Прим. сайт), размешенных в боковых поясах между треугольниками распалубок.

Средний пояс свода украшают Девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека в обрамлении необычайно пластичных фигур обнаженных юношей Ignudi .

Четверть века спустя, между 1536-1541 гг., Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при Папе Павле III Фарнезе. Его новая огромная фреска «Страшный суд» занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна» .

Вот как описывает фреску «Страшный суд» современный автор книги о Ватикане «Тайны Ватикана» Сайрус Шахрад:

«Полагают, что мрачность этого творения отражают депрессивное состояние Микеланджело, на которого повлияли события того времени — особенно усиление протестантизма и разрушительное действие Реформации, Души, которые возносятся на небо, либо отправляются в ад, то изображены красочно и живо, то вызывают чувство омерзения. При этом мрачное лицо самого Микеланджело проглядывает из складок куска человеческой кожи в руках св. Варфоломея (На фреске Св. Варфоломей держит кусок собственной кожи в знак того, что язычники при его казни живьем ее с него содрали . Прим. сайт).

И все же не страдание, пронизывающее это творение, а его «откровенность» раздражала цензоров того времени. Они потребовали пагубного вмешательства, дабы прикрыть интимные части тела фиговыми листками и набедренными повязками, как повелел Папа Пий IV в 1565 г. (Художник, которому поручили выполнить эту неблагодарную задачу, Даниеле да Вольтера, до конца своих дней носил неблагозвучное прозвище Порточник — il Braghettone.)», — указывает Сайрус Шахрад.

Отметим, что сайт Ватиканских музеев, указывает, что Даниеле да Вольтера «одел» только часть фресок, остальные были «одеты» позднее другими художниками. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. часть фресок были вновь раздеты, когда убирали позднее наслоения и очищали фрески от копоти, используя новейшие технологии. Правда, некоторые исследователи считают, что не всю копоть надо было удалять, т.к., по некоторым оценкам, Микеланджело сам использовал сажу для более рельефного наведения светотени . Как бы то ни было, после реставрации фрески Микеланджело поразили публику и исследователей своей яркостью и насыщенностью цветов. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.

Мы вернемся к вопросу реставрации и «откровенности» фресок, а также рассмотрим их подробнее в следующем разделе.

Фрески Сикстинской капеллы

Самая популярная потолочная фреска «Сикстинской капеллы»: фреска «Сотворение Адама», изображающая Адама и Бога в качестве почти равноправных партнеров.

Изображение с открытки, предлагаемой для многочисленных туристов и паломников монашками в ватиканском сувенирном магазине в соборе Св. Петра.

На иллюстрации - страница из брошюры Ватиканского радио.

Здесь (слева) показан логотип радиоканала ватиканского радиовещания 105 LIVE, использующий мотивы фрески «Сотворение Адама» из Сикстинской капеллы.

Вот как, в частности, описывается в брошюре символика этого логотипа: «Микеланджело изображает на потолочной фреске момент касания Богом протянутых пальцев руки еще безжизненной, вялой фигуры Адама. Рука человека, и рука Бога... Есть контакт. Жизнь. Энергия. Коммуникации.

Человек встречает Бога. Через Церковь. Но слова являются символами тоже.

Такие слова, как информация, вдохновение и участие. Информация - это то, что мы ищем…Вдохновение - это то, что мы ожидаем найти, имея дело с католическим содержанием.

Участие - это, что удовлетворяет нашу потребность взаимодействовать с тем, что мы только что обнаружили. Если информация соответствует уму...

И вдохновение соответствует сердцу... Участие в наших руках…

Все так просто, как раз, два, три. Все в ваших руках».

Самая растиражированная в наше время во множестве красочных календарей, открыток и альбомов часть потолочных фресок Микеланджело — это фреска «Сотворение Адама» .

Она очень популярна в современной Римско-католической церкви, т.к. подчеркивает как бы партнерский характер Бога и человека, что созвучно настроениям католической церкви в XX-XXI веке .

Фреска «Сотворение Адама» является частью эмблемы и канала 105 LIVE ватиканского радиовещания. Этот FM- канал, запущенный для аудитории в Риме, является самой динамичной частью ватиканского радио, которое традиционно специализировалось на иновещании для заграницы. ).

Говоря об истории потолочных фесок Сикстинской капеллы в связи проведением конклава 2005 года, немецкий журнал «Шпигель» меланхолично отмечал:

«Микеланджело работая над этими потолочными фресками в 1508 −1512 гг., наполовину ослеп, т.к. краска постоянно капала ему в глаза . Художнику было 33 лет, когда он начал свой шедевр».

Рассмотрим фрески Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы подробнее.

Потолок Сикстинской капеллы

Центральную часть потолочного покрытия занимают девять картин по тематике Бытия:

Если смотреть от стены, противоположной алтарной, то это картины по темам:

Опьянение Ноя; Всемирный Потоп; Жертвоприношение Ноя; Грехопадение и изгнание Адама и Евы из рая; Сотворение Евы; Сотворение Адама; Отделение вод от земли; Сотворение Солнца и Луны; Отделение света от тени. (Эти картины вы можете посмотреть на нашей иллюстрации справа, для вашего удобства на иллюстрации они снабжены подписями).

Также на потолочной части представлены Сцены из Ветхого Завета (расположены на потолке по четырем углам помещения):

Наказание Амана; Моисей и Медный змий; Давид и Голиаф; Юдифь и Олоферн;

На нашей иллюстрации: Потолок Сикстинской капеллы, центральная часть, где на фресках Микеланджело изобразил сцены на темы Бытия.

На нашей иллюстрации:

Потолок Сикстинской капеллы, центральная часть, где на фресках Микеланджело изобразил сцены на темы Бытия. Изображения на илл. расположены, начиная от входа в капеллу:

1. Опьянение Ноя;

2. Великий Потоп;

3. Жертвоприношение Ноя;

4. Грехопадение и изгнание из рая;

5. Сотворение Евы;

6. Сотворение Адама;

7. Отделение вод от земли;

8. Сотворение Солнца и Луны;

9. Отделение света от тени;

По периметру потолка чередуются фигуры Фигуры Пророков и предсказательниц — сивилл:

Иона и кит; Иеремия; Иезекииль; Иоиль; Захария; Исайя; Даниил; Ливийская Сивилла; Персидская Сивилла; Эритрейская Сивилла; Дельфийская Сивилла; Куманская Сивилла; а также Предки Христа: Соломон с матерью; Родители Иессея; Ровоам с матерью; Аса с родителями; Осия с родителями; Езекия с родителями; Зоровавель с родителями; Иосия с родителями.

Фреска «Страшный суд»

А теперь о фреске «Страшный суд», расположенной на алтарной стене Сикстинской капеллы, и ее персонажах (также см. иллюстрацию ниже, с подписанными персонажами).

Верхняя часть фрески — это летящие ангелы (люнеты), с атрибутами Страстей Христовых (слева — крест, гвозди и терновый венец, а на правой стороне фрески — столб бичевания, лестницы и копье с губкой, пропитанной уксусом).

Ангелы изображены без крыльев. Современник Микеланджело Джорджо Вазари первым дал им своем труде простое наименование «игнудии» (ignudi, «обнаженный»). (Эти же ignudi «летают» и на потолке капеллы поддерживая гирлянды и медальоны, в которые вписаны ряд картин);

Центральная часть фрески «Страшный суд» — Христос и Дева Мария между святыми Церкви.

Фреска сосредоточена вокруг доминирующей фигуры Христа в момент, предшествующий оглашению приговора Страшного суда (Сцена взята из Матфея, Глава 25, стихи 31-46).

Христос делает успокоительный жест окружающим. Хотя некоторые исследователи считают, что Христос на фреске изображен с жестом, не успокаивающим святых и избранных, стоящих вокруг, а напротив, изображен с проклинающим жестом.

Богородица безучастно отвернула голову, она спокойно ждет приговора.

Святые и избранные, расположенные вокруг Христа и Богородицы, с тревогой ждут вердикта. Некоторые из них могут быть легко узнаваемы:

Святой Петр с двумя ключами (Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19);

Святой Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи;

Святой Варфоломей с куском его собственной кожи, которую, по легенде, содрали с него язычники при казни святого на территории современной Армении или Азербайджана. На куске изображен автопортрет Микеланджело;

Святая Екатерина Александрийская с зубчатым колесом (между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет);

Коленопреклоненный Святой Себастьян со стрелами в руке. По легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы -язычники (Согласно жизнеописаниям, до того как его схватили по приказу монарха и в наказание за приверженность христианству, Себастьян был начальником императорских гвардейцев в правлении двух императоров);

Фреска «Страшный суд» и ее персонажи.

Ангелы люнеты и игнудии (1.) Верхняя часть фрески - это летящие ангелы (люнеты), с атрибутами Страстей Христовых (слева - крест, гвозди и терновый венец, а на правой стороне фрески - столб бичевания, лестницы и копье с губкой, пропитанной уксусом)

Ангелы изображены без крыльев. Современник Микеланджело Джорджо Вазари первым дал им своем труде простое наименование «игнудии» (от ignudi, «обнаженный»);

Центральная часть фрески «Страшный суд» - Христос и Дева Мария (2.) между святыми Церкви (3.):

Святой Петр (4.) с двумя ключами; образ ключей - это символ Петра как руководителя-основателя христианской церкви на земле; этот символ взят из библейской фразы Иисуса Христа: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19);

Святой Лаврентий (5.) с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме;

Святой Варфоломей (6.) с куском его собственной кожи, которую, по легенде, содрали с него язычники при казни святого на территории современной Армении или Азербайджана. На куске (7.) изображен автопортрет Микеланджело;

Святая Екатерина Александрийская (8.) с зубчатым колесом (между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии);

Коленопреклоненный Святой Себастьян (9.) со стрелами в руке. По легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники. До того Себастьян был начальником императорских гвардейцев в правлении двух императоров);

Рядом с Себастьяном, на фреске «Страшный суд» изображен Св. Андрей (10.) с крестом;

Тут же, в красной накидке, изображен Св. Павел (11.);

С левой стороны фрески «Страшный суд» персонажи олицетворяют девственниц, сивилл (предсказательниц) и героинь Ветхого Завета (12.);

Среди других фигур выделяются две женщины (13.): одна с обнаженной грудью и другая, склонившаяся перед первой на коленях. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия;

В центре нижней части фресок изображены Ангелы Апокалипсиса (14.), которые пробуждают усопших звуками длинных труб;

На левой стороне внизу показано как тела воскресших поднимаются к небу (15.);

Справа внизу ангелы и дьяволы отправляют грешников (16.) в ад;

В нижней части фрески изображен в окружении созданий ада лодочник Харон (17.), замахивающийся на грешников веслом, и отправляя последних к адскому судье Миносу (18.). Судью можно узнать по змеям, обвивающим его тело. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд»;

На фреске мы видим и фигуры созданий (19.) из подземного мира, из ада;

Слева, рядом с Себастьяном, на фреске «Страшный суд» изображен Св. Андрей (с крестом); Тут же, в красной накидке, Св. Павел. Также изображены и некоторые другие Апостолы;

С левой стороны фрески «Страшный суд» персонажи олицетворяют девственниц, сивилл (предсказательниц) и героинь Ветхого Завета. Среди других фигур выделяются две женщины: одна с обнаженной грудью и другая, склонившаяся перед первой на коленях. Они считаются олицетворениями милосердия Церкви и благочестия.

В центре нижней части фресок изображены Ангелы Апокалипсиса, которые пробуждают усопших звуками длинных труб.

На левой стороне внизу показано как тела воскресших поднимаются к небу.

Справа внизу ангелы и дьяволы отправляют грешников в ад;

Наконец, в нижней части фрески изображен в окружении созданий ада лодочник Харон, замахивающийся на грешников веслом, и отправляя последних к адскому судье Миносу (судью можно узнать по змеям, обвивающим его тело).

Перемежение христианских и античных образов (вроде лодочника Харона) на фреске, как считается, вызвано влиянием историй из «Божественной комедии» Данте.

Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы . Об этом факте упоминает и официальный сайт Ватиканских музеев, управляемых губернаторством Ватикана, отмечая что споры относительно наготы персонажей фресок продолжались в течении многих лет, до 1564 года, когда на заседании Конгрегации принято решение удалить некоторые художественные решения Микеланджело, которые считались «непристойными». Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.

Однако, как отмечает ватиканский сайт, Даниеле да Вольтера (получивший, как уже говорилось выше, в истории за изменение фресок презрительное прозвище «порточник») только начал эту работу, а многие другие драпировки были добавлены в последующие века. Напомним, что ряд драпировок был удален в ходе реставрации 1981-1994 гг.

Выступая на открытии фресок Микеланджело после реставрации в 1994 году, Папа Иоанн Павел II сказал, что одновременно с уничижением человеческого тела перед Богом, человеческое тело также является отражением божественного замысла. Таким образом, Папа Иоанн Павел II одобрил спорные моменты творчества Микеланджело .

На : история создания фресок Микеланджело .

Лишь малая толика сокровищ католической церкви доступна сегодня для публичного осмотра в музеях Ватикана. Но каждый экспонат из этой коллекции бесценен. Не имеет себе равных и внутреннее убранство дворцов, галерей и двориков, где выставлены шедевры искусства нескольких тысячелетий. А Сикстинская капелла – это, без ложного пафоса, апофеоз творения рук человеческих на пути служения высокому искусству.

Билеты в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу

Единственная проблема, которая может возникнуть у туриста, решившего увидеть бесценные экспонаты из папской сокровищницы и всемирно известную роспись Сикстинской капеллы – длиннющие очереди из желающих купить билеты в музеи Ватикана .

С учетом того, что доступ открывается в 9 утра, а посетителей на территорию впускают, в зависимости от дня недели, до 13:00-16:00 (за 1-2 часа до закрытия), удовольствие потерять драгоценные 3-4 часа, продвигаясь к кассе, представляется весьма сомнительным. К тому же сил на осмотр музеев, после стояния в очередях уже может не хватить. Про то, как очередь выглядит в живую и как ее обойти, BlogoItaliano снял в Ватикане отдельное видео:

В последнее воскресенье каждого месяца вход в музеи бесплатный. Но расслабляться не стоит. Во-первых, чтобы настолько удачно спланировать поездку в Рим, нужно очень постараться. Во-вторых, очередь из жаждущих пройти внутрь даром раза в три длиннее обычной. В-третьих, музеи в этот день работают по сокращенному графику, и посетителей перестают запускать внутрь уже в 12:30.

Если «воскресник» совпадет с большим церковным праздником, бесплатный поход по ватиканским музеям можно смело отменять.

Сегодня билеты в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу можно купить онлайн

Но если уж сам Папа Римский активно пользуется твиттером, было бы удивительно, если бы билеты в музеи Ватикана не распространялись онлайн. Уточнить актуальную стоимость и забронировать их на любой удобный день.

Кстати, через интернет можно купить билеты не только в Сикстинскую капеллу и музеи Ватикана, но и на другие популярные достопримечательности Рима. Больше об этом – в нашей статье .

Photos by: detroitstylz, arnabg, vgm8383, xiquinhosilva

Адрес: Ватикан
Строительство: 1473 - 1481 годы
Архитектор: Баччо Понтелли
Строитель: Джордже де Дольчи
Координаты: 41°54"10.7"N 12°27"15.8"E

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана ? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра . А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Ватикан - самая богатая державой в мире по количеству памятников. И одним из знаменитейших музеев Святого Престола является небольшая часовня, уже не одно столетие известная под названием «Сикстинская капелла».

Если подсчитать количество музеев и памятников архитектуры на квадратный километр площади, то Ватикан, несомненно, окажется самой богатой державой в мире. И одним из знаменитейших музеев Святого Престола является небольшая часовня, уже не одно столетие известная под названием «Сикстинская капелла». Знаменита она по двум причинам: во-первых, в этой часовне епископы проводят тайные совещания, а, во-вторых, именно здешние стены являются хранилищем самого известного творения Микеланджело.

Виртуальный тур по Сикстинской капелле

Совершить виртуальную экскурсию по Сикстинской капелле можно с помощью интерактивного 3D тура на сайте Ватикана по ссылке — www.vatican.va/various/cappelle/sistina_vr/index.html

Страницы истории

Ещё в средневековье рядом с постоянно перестраивающимся было строение, в котором регулярно собирался двор понтифика. Насчитывал он не много, не мало – 200 кардиналов, выходцев из знатных семейств, представляющих различные религиозные ордены. Вмещала папский двор Cappella Maggiore или Великая капелла. Именно на её месте в конце XV века и появилась, внешне ничем не примечательная, Сикстинская капелла.

Возможно, не задумайся папа Сикст IV об угрозе своей, несомненно, ценной для державы жизни, мы так никогда бы и не увидели шедевр Микеланджело Буонаротти. Но отношения понтифика с флорентийскими Медичи и османским Магометом Завоевателем трудно было назвать дружественными. Вот и решено было укрепить строение. Разработкой проекта занимался Баччо Понтелли, но самими работами руководил де Дольчи. Названа же возведённая часовня была в честь Сикста IV.

С точки зрения архитектуры, Сикстинская капелла в – сооружение внешне неприглядное. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений? Это сейчас из часовни сделали музей, а в XV веке её стены должны были защищать римских пап… Построенное трёхуровневое здание своими размерами полостью соответствовало Ветхозаветному Храму Соломона: длина – 40, 94м, ширина – 13,41м, высота – 20,7. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а поэтому стал самым мощным. Главным был второй ярус. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Третий этаж предназначался для дозора: здесь имеется караульня, а вокруг всего здания проходит галерея для обхода. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Поэтому со временем над галереей была возведена крыша. Освящение капеллы и первая служба состоялась 14 августа 1483 года в день празднования Вознесения Богоматери.


Через два года после заговора Пацци в 1481 году Сикст IV сблизился с Лоренцо Медичи, и группа лучших художников из Флоренции была направлена в Рим для росписи часовни. С 1481 по 1483 года представители умбрийской и флорентийской школ живописи украшали стены Сикстинской капеллы. Часовня до наших дней сохранила неповторимые творения Боттичелли, Гирландайо, Перужино, Россели, Пинтуриккио, Синьорелли и Бартоломео делла Гатта. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни.

Сразу два цикла опоясывают стены часовни. Первый (с правой стороны) «История Христа» включает следующие сюжеты:

  • Крещение Иисуса – творение Перуджино.
  • Призвание апостолов – работа Гирландайо.
  • Искушение Христа (Боттичелли).
  • Нагорная проповедь и Тайная вечеря кисти Россели.
  • Вручение ключей апостолу Петру – фреска Перуджино.

Второй цикл (левая сторона) «История Моисея» отображает следующие события:

  • Избиение младенцев в Египте и призвание Моисея – работа Боттичелли.
  • Обрезание сына Моисея (Перуджино).
  • Переход через Красное море, Дарование заповедей кисти Россели.
  • Возмущение против законов Моисея (Боттичелли).
  • Смерть и завещание Моисея — работа Синьорелли.

Свод капеллы при Сиксте IV украшали фрески Пьер Маттео ди Амелия, это было небо, усеянное звёздами. Правда, уже в 1504 году Сикстинская капелла, призванная защищать, угрожала рухнуть прямо на голову понтифика и кардиналов. Браманте укрепил южную стену часовни, чем спас всё здание от обрушения. Но трещину в потолке грубо заделали кирпичами и известковым раствором. Внешний блеск был потерян, и папа Юлий II возжелал, чтобы свод был расписан снова. Работы по повторной росписи потолка взял на себя Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело и Сикстинская капелла

История шедевральных фресок на своде Сикстинской капеллы, как ни странно, начинается с обустройства гробницы Юлия II делла Ровера. Ещё в 1505 году понтифик призвал Микеланджело, дабы обсудить с ним проект собственной гробницы. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Неоднократные призывы папы всё же вернули художника в столицу, но продолжение работ над гробницей даже не обсуждалось.

Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Браманте, будучи не прочь сам заняться гробницей Юлия II, очень опасался, что проект Микеланджело превзойдёт его собственный. Сначала Браманте убедил понтифика в том, что обустройство гробницы – дурной знак, который может ускорить уход в мир иной. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Многие годы историки утверждали, что таким образом Браманте пытался навсегда дискредитировать художника, ранее не занимавшегося живописью. Но письмо Россели к Микеланджело от 10 мая 1506 года свидетельствует об обратном: именно папе пришла идея предложить работу флорентийцу, а Браманте утверждал, что тот не справится.

Как бы там ни было, а Микеланджело, ранее не занимавшийся фреской, без особого сопротивления принял предложение расписать потолок Сикстинской капеллы. В 1487 – 1488 годах художник имел возможность ознакомиться с техникой работы над фреской в мастерской Гирландайо, работавшим в тот период над часовней церкви Санта-Марии Новеллы. Микеланджело даже соревновался с Леонардо да Винчи: оба художника получили предложение расписать зал во флорентийском дворце Сеньории. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Вот только к росписи зала Большого совета Микеланджело так и не приступил, продолжая творить скульптуры.

Поручение понтифика Микеланджело, скорее всего, принял как вызов, желая доказать своё мастерство не только в области скульптуры. В районе марта – апреля 1508 года между понтификом и художником был заключён договор, а уже 10 мая Буонарроти получил задаток. На протяжении первого месяца мастер готовил картоны и рисунки, оборудовал леса, а Россели обрабатывал поверхность под роспись. Можно с уверенностью утверждать, что 10 июня 1508 года работы в часовне уже велись, поскольку церемониймейстер папы Парис де Грассис отметил падение раствора для оштукатуривания во время литургии.

Поскольку понтифик не собирался отменять службы в Сикстинской капелле во время росписи свода, Микеланджело необходимо было оборудовать леса, которые не мешали бы делу служения Господу. Сначала за проектирование лесов взялся Браманте. Он предложил подвесить настил на тросе к потолку. Но в этом случае в своде появились бы дыры, которые вряд ли получилось бы заделать по окончанию росписи. Микеланджело пришлось оборудовать «летящие леса», крепления которых были установлены в отверстиях над окнами. Такой настил позволял художнику вести работы сразу по всей ширине поверхности потолка. Подобная конструкция не препятствовала проведению службы в часовне и экономила древесину, поскольку не нуждалась в опорах снизу. Кроме того, чуть ниже лесов был натянут экран, препятствующий падению краски и раствора вниз. До наших дней у основания люнетов остались незакрашенные зоны в местах крепления лесов. Эти же отверстия использовались при реставрационных работах 1980 – 1994 годов.

Бытует мнение, что роспись свода Сикстинской капеллы Микеланджело производил лёжа на спине. В действительности же, художник работал стоя с запрокинутой назад головой. Четыре года, проведённые под потолком, привели к тому, что Микеланджело ещё долгое время мог читать, только держа текст над головой. Неровный свет ламп и свечей тоже не улучшил здоровье творца, а ещё он «обзавёлся» артритом, сколиозом и инфекцией ушей из-за постоянно падающих сверху красок.

Уже в самом начале работы над фресками Микеланджело столкнулся с непредвиденным: сырой слой штукатурки, именуемый «интонако», на который наносят краски, из-за повышенной влажности начал покрываться плесенью. Помощник художника Якопо л’Индако предложил новый раствор для интонако, который впоследствии получит широкое распространение. Но сначала Микеланджело пришлось сбить готовый слой фрески и производить работы сызнова.

Буонарроти начал роспись Сикстинской капеллы со стены противоположной алтарю и продвигался к алтарной стене. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Сцена «Отделения света от тьмы» написана позже буквально за один день, но является центральной в цикле. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Но со временем Микеланджело решил сделать роспись исключительно своим творением, а его помощники только осуществляли подготовительные работы.

Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Далее, как сообщает Вазари, 1 ноября 1509 года леса были демонтированы, дабы их перенесли в другую половину часовни. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. А вот сам мастер оказался не очень довольным. Имея возможность рассмотреть свод снизу, он заметил, что на таком расстоянии детали невыразительны, а панели переполнены фигурами. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Хотя художественная манера и претерпела изменения, фрески капеллы смотрятся едино и гармонично.

Август 1510 года приостановил работы над росписью свода: казна понтифика была неспособна финансировать продолжение проекта. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Последние картины цикла не отмечаются большой детализацией, они более обобщённые, но смотрятся тоже эффектно. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. В конце концов, папа был не особо доволен незначительным количеством золотого и синего цветов на потолке. По его мнению, это обедняло роспись. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года.

Художественный замысел Микеланджело

С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. В 1508 году Микеланджело брал на себя обязанности написать Иисуса над парадным входом, его апостолов в двенадцати треугольниках по краям потолка, а центральную часть заполнить геометрическим орнаментом. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Второй подготовительный рисунок с композициями, которыми предполагалось декорировать ниши, находится в музее Детройта.

Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Со временем он получил разрешение понтифика расширить иконографию по своему желанию, избрав рассказ об истории мира. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Возможно, в вопросах богословия его консультировали проповедник Эджидио да Витебро и Марко Виджеро. Благодаря новой художественной программе была осуществлена связь между уже написанными фресками на стенах часовни и росписью на потолке: от историй о Моисее к жизни Иисуса Христа. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. А центральный пояс занимают картины из Книги Бытия, начинающиеся сотворением мира и заканчивающиеся опьянением Ноя. Главной темой цикла стала необходимость Спасения, даруемого Богом человечеству через Иисуса.

Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся? Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Но пройдёт двадцать пять лет, и другой папа снова призовёт Буонарроти в Сикстинскую капеллу. Скорее всего, новому понтифику Клименту VII не давали покоя лавры предшественников: ему тоже захотелось внести своё имя в список пап, занимавшихся украшением капеллы. Точно неизвестно когда престарелый Микеланджело получил контракт, но в Рим он прибыл в сентябре 1534 года, дабы заняться росписью алтарной стены. Правда, буквально через несколько дней Климент VII скончался, и художник, считая себя свободным, покинул столицу. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна, и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи.

Страшный суд

Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Уже в самом начале Микеланджело пришлось отстаивать своё желание работать в технике фрески. Его помощник дель Пьомбо и Павел III были убеждены, что 60-летний художник физически не справится с такой работой и предлагали выполнить роспись масляными красками. Однако Буонарроти заставил снять основу для масляной росписи и приступил работе над фреской после нанесения нового слоя. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Когда в 1540 году работы уже подходили к завершению, Микеланджело упал с лесов, и ему потребовалось время на выздоровление. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября.

Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Кардинал Караффа обвинил Буонарроти в непристойности, поскольку в главной церкви тот изобразил нагие тела с неприкрытыми гениталиями. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину… Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Узнав об этом, Микеланджело передал понтифику, что наготу на картине удалить несложно, а пусть он миру попробует придать пристойный вид. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Только Иоанн Павел II в 1994 году смог поставить точку в споре богословов и искусствоведов. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого».

Сикстинская капелла дня сегодняшнего

Внешне абсолютно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.

Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). 120 епископов и архиепископов запираются в стенах часовни и не покидают её, пока не готовы будут сообщить миру имя нового главы католической церкви. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Дымовой сигнал над капеллой сообщает о ходе голосования: белый дым свидетельствует о принятом решении, чёрный – о продолжении Конклава.

Сикстинская капелла сегодня – это не столько главная часовня католиков, сколько одно из знаменитейших достояний Италии, настоящий музей, открытый для посещения, и просто никем не превзойдённый памятник всей эпохе Возрождения и… одному скульптору.