Собирались семьей или компанией поехать в Европу, а цены на билеты влетают в копеечку? Не спешите расстраиваться – рассмотрите автотуризм. Он имеет множество плюсов.

Во-первых, на автомобиле вы можете перемещаться по любой траектории и не ограничены во времени. Во-вторых, если вас хотя бы двое, бензин выйдет намного дешевле билетов (соответственно, чем вас больше – тем выгоднее!). И, в-третьих, вам не надо беспокоиться о перевесе багажа.

А если вы все еще сомневаетесь, читайте ниже реальную историю о том, как мы отправились путешествовать по Прибалтике.

Для первого раза мы решили начать с малого и отправиться на несколько дней в Прибалтику – Латвию и Эстонию. Здесь надо сказать, что в нашем распоряжении были машины только на шипованной резине, а далеко не во всех странах Евросоюза можно ездить на таких покрышках – уточняйте этот момент при составлении маршрута.

Для путешествия в Европу на машине вам понадобится...

1. Надежный автомобиль.

2. Зеленая карта на авто (вроде нашего ОСАГО) – стоит порядка 2500 рублей, можно оформить как заранее, в любой страховой в вашем городе, так и непосредственно перед выездом из РФ. По мере приближения к границе вам то и дело начнут встречаться пункты с соответствующими вывесками, также карты оформляют и на некоторых приграничных заправках.

3. Шенгенская виза. Тут нас ждала неожиданность. Оказывается, сейчас почти все посольства переходят к работе с посредниками. То есть вы, конечно, можете обойтись и без них, но тогда вам придется записываться в консульство на подачу документов недели за две-три и плюс 10 дней на изготовление визы, зато сэкономите 25 евро на услугах Pony Express.

4. Навигатор. У нас был скачан Sygic, который провел нас от дома до дома, то есть до арендованных квартир. Помимо основных функций его можно использовать в режиме пешехода – покажет ближайшие достопримечательности и даст краткую информацию о них.

5. Хорошая компания. Ведь вам придется много времени проводить нос к носу: если в городе еще можно разбежаться по разным местам, а в самолете сесть в разные концы, то в машине никуда вам друг от друга не деться. И еще лучше, если в этой компании найдется второй водитель, которому вы доверяете, – дорога проходит гораздо легче, если меняться за рулем каждые два-три часа.

Кстати, о дороге. Есть несколько вариантов, как выехать в Европу: выбор зависит от конкретного маршрута. У нас первым пунктом назначения стояла Рига, поэтому мы выбрали Новорижское шоссе с прохождением границы в пункте Бурачки (Россия) – Терехово (Латвия). Судя по отзывам знакомых и интернетблогам, шоссе было реконструировано всего пару лет назад. У нас не возникло ни одного нарекания: ни к качеству покрытия, ни к разметке, ни к указателям. Был всего один неидеальный, но и недолгий участок в Псковской области, никаких серьезных неудобств он не доставил.

Выехав из Москвы в 4 утра, уже в 11 мы были на пропускном пункте. В пути было ощущение, что мы одни на трассе. Только в зеркале заднего вида иногда виднелись чьи-то фары, да раз в пять минут встречные автомобили проносились. В очереди на границе мы были третьими, однако минут через десять за нами стоял уже приличный хвост из машин – даже непонятно, откуда взялись все эти люди. При прохождении контроля приходится суетиться в основном водителю: он и все паспорта относит, и машину показывает, и оформляет документы. Пассажиров максимум могут попросить выйти из машины, да и то не всегда. Уладив формальности примерно за час, мы отправились дальше.

По другую сторону границы асфальт стал заметно хуже, но все же приемлемого качества. Кстати, перед границей залейте полный бак – литр 95-го бензина в Латвии стоит примерно 1,8 евро. Следующие 300 км до столицы Латвии заняли у нас около 5 часов – много населенных пунктов на трассе и скорость снижается до 50, а иногда и до 30 км/ч. То есть вся дорога, с учетом прохождения границы, остановок на заправках и обеда, заняла около 13 часов. Для сравнения поезд Москва – Рига идет 16,5 часов.

Парковка в центре европейских городов платная, так что заранее продумайте вопрос, где хранить автомобиль. У нас была договоренность с хозяевами арендованной квартиры о том, что нам дадут ключи от внутреннего двора дома, что помогло нам неплохо сэкономить и не переживать за сохранность транспорта. Кстати, сама квартира со всеми удобствами на четырех человек в 10 минутах ходьбы от Старого города обошлась примерно в 50 евро за ночь.

Конечно же мы сразу отправились в Старый город. Добежав до церкви Святого Петра и оценив ее масштаб, мы поняли, что с дороги порядком проголодались. Оглядевшись, зашли в кафе местной кухни – какая там была рулька! Честно скажу, что это был самый вкусный ужин за всю поездку. Я хотела заказать глинтвейн, но официант предложил попробовать горячий напиток на основе Рижского бальзама и черносмородинового сока – вкуснотища! Счет за ужин в ресторанчике в центре около 20 евро на человека – это мясо с гарниром и напиток. В некоторых, но не во всех заведениях автоматически включают сервисный сбор – 10%.

На еде можно сильно сэкономить, если питаться дома или в заведениях аналогичных нашему «Му-му», например. В последнем случае очень плотный ужин обойдется примерно в 10 евро. Но мы рассудили, что потеряем часть колорита, не исследовав местную кухню.

Погуляв еще немного по вечернему центру и тщательно продегустировав глинтвейн на центральной площади, отправились отдыхать.

Наутро мы, оставив автомобиль, отправились в Юрмалу на электричке. Дело в том, что вокзал находится прямо рядом со Старым городом, электричка идет всего 20 минут, и мы решили не заморачиваться. Да и цена на бензин опять же… Юрмала – это курорт на побережье Рижского залива. В самом центре располагается станция Майори, на которой мы и вышли. Раньше именно тут проходили «Новая волна», КВН и прочие фестивали. Очень уютный городок с красивой архитектурой и соснами. На пляже зимой ветер, конечно, сбивает с ног, но на самих улочках тихо и ничто не мешает прогулке. Представляю, как здесь здорово летом! Особенно хорошо это место подходит для семейного отдыха.

Вернувшись в Ригу и вооружившись путеводителем, мы снова направились в Старый город. Если есть желание, то на площади у Дома Черноголовых можно нанять личного экскурсовода, который проведет по городу и все подробно расскажет. К сожалению, нам не удалось подняться на смотровую площадку церкви Святого Петра: из-за сильного снегопада это не имело смысла. Следующим утром мы хотели сходить на 20-минутный органный концерт в Домском соборе. Поэтому зашли купить билеты. Как позже оказалось, это было очень верное решение – непосредственно перед концертом в кассу стоит огромная очередь. Пройдя дальше и заглянув в собор Святого Иакова, мы попали на окончание службы и как раз играл орган. «Эх, плакали мои 10 евро, зря потратилась», – подумала я. Правда, оказалось все же, что орган Домского собора звучит намного чище, даже на мой дилетантский взгляд. Но если вы хотите сэкономить, это вполне себе вариант.

На следующий день после концерта мы отправились в Таллин. Между городами около 300 км, и этот путь занял около пяти часов. Пересечение границы чисто формальное: проезжаете, не останавливаясь, на небольшой скорости КПП, и все – вы в Эстонии. Трасса сразу ощутимо меняется – дорожное покрытие становится лучше, камер гораздо больше, а бензин дешевле (около 1 евро за литр). В Таллине мы так же припарковались в закрытом дворе дома с предварительного разрешения хозяев. Цена квартиры сопоставима с рижским жильем – 50 евро за просторную квартиру в пешей доступности от исторического центра.

На Ратушной площади, последовав за очень вкусным запахом, мы оказались в средневековой таверне «Три дракона». На полном серьезе, никакого электричества и столовых приборов – суп надо пить из чашки-миски! Выбор блюд ограничивается одним видом супа, кабаньими ребрами и сосисками на горячее, также есть пирожки с различными начинками и напитки. Цены демократичные для туристического центра: ужин с сосисками – 12 евро, с ребрами – 20 евро. Конечно, хотелось попробовать необычное, и я выбрала кабаньи ребра. Порция о-о-очень большая и ее вполне хватит на двух барышень. Объективно мясо приготовлено хорошо – не жесткое, очень сочное. Но уж очень у него специфический маринад, отдает сладостью. А сладкое мясо – это… не мое в общем. Хотя окружающие мужчины под пиво уплетали с удовольствием.

Утром мы решили наверстать упущенное и отправились на смотровую площадку, что в башне Толстая Маргарита в Старом городе. Чтобы попасть наверх, надо купить билет в Морской музей за 6 евро. Хорошие новости – если вы путешествуете семьей, для вас билет будет стоить 12 евро на всех. Перспектива гулять по скучному профильному музею нас совсем не обрадовала, но каково же было удивление, когда он оказался на редкость увлекательным. Тут и интерактивные экспозиции, и настоящие мачты с парусами с затонувших судов, и модели кораблей. В общем, интересно будет и большим и маленьким, для мальчишек – вообще рай. А еще можно отправиться в Гидрогавань, вторую часть музея, и полазить там по настоящей подводной лодке!

В принципе пары дней достаточно, чтобы осмотреть историческую часть обеих столиц. Если хочется съездить за город или более подробно углубиться в изучение музеев, конечно, лучше выделить побольше времени.

Обратный путь в Москву занял у нас примерно те же 13 часов через пропускной пункт Лухамаа (Эстония) – Шумилкино (Россия). Пара отличий от латвийской границы: лучше бронировать время прохождения границы заранее – потратите около часа. Сколько придется стоять в живой очереди, неизвестно. И еще надо заплатить сервисный сбор около 5 евро с машины.

Итого:

Всего на дорогу у нас ушло около 12 тысяч рублей на бензин для седана с движком 1,6 на автомате. Для троих человек получилось намного дешевле билетов.

Зеленая карта (страховка) – 2500 рублей.

Сервисный сбор на эстонской границе – 5 евро.

Решили отправиться по странам Балтии. Отпуск был всего двухнедельным, поэтому тщательно подбирали, где остановиться и в каких гостиницах заночевать. Приходилось делать заказ напрямую. Бронь с Букинга на визу не приложишь. Выезжать мы собрались через Эстонию, поэтому в ее консульство и подавали бумаги на оформление визового стикера. Самим не было желания заниматься оформлением визовой наклейки в паспорт, поэтому решили сделать все через Пони Экспресс. Конечно, удовольствие - не бесплатное, но зато не нужно в очереди киснуть и переживать. Визой обзавелись без проблем.

Выехали из Москвы ранним утром. Отправились в путешествие вчетвером: мы с супругой и наши дети. Ехали по Минке. Конечно, это какой-никакой крюк, но зато дорога - просто супер. Вот только камер везде понаставлено, но мы не нарушали, держали нормальную скорость. В Белоруссию въехали около 10.30, у Орши повернули на Витебск. Через пару часов вновь въехали в РФ и заехали посетить могилу А.С. Пушкина в Пушкинских горах. Потом поехали к Пскову. Там мы заночевали. С утра прогулялись по Псковскому кремлю. Вечером отправились в сторону Эстонии. Посетили Изборск, Псково-Печерскую лавру.

Путешествие по Эстонии

Границу пересекали в пункте «Куничина гора/Койдула». Народу немного. Контроль прошли быстро и даже в Дьюти фри заскочили. Двинулись в сторону Тарту, в который приехали к вечеру. Здесь остановились в гостинице Aleksandri. Отправились по достопримечательностям. Вечером прогулялись по Старому городу. На следующий день запланировали посещение обсерватории и ботанического сада. Целый день провели в прекрасном городке, а потом отправились в Таллинн. Добрались благополучно и заехали в гостиницу «GoHotels Shnelli». В Таллинне провели несколько дней. Успели побывать в этнографической деревне и зоопарке, а также морском музее. Любовались Балтийским морем. Через три дня поехали в Виртсу на паром, с помощью которого переправились на о.Муху. Оттуда по дамбе добрались до о.Сааремаа. Осмотрели лютеранскую церковь, город Курессааре, Епископский Замок и скалу Панга. Особенно впечатлили ветряные мельницы (Англа). Тем же паромом добрались обратно в Виртсу.

Поздним вечером были в Пярну, где заночевали в Aisa Hotell. Надо сказать, гостиница - так себе. Чем-то напоминает советские гостиницы, а мебель так, по-моему, еще с тех времен и осталась.

Путешествие по Латвии

На следующее утро покинули гостеприимный Пярну и добрались до границы с Латвией. К полудню добрались до Цесиса. Немного передохнули, погуляли, подкрепились и двинулись в сторону Сигулду, где оказались к вечеру а оттуда и до Риги было рукой подать.

Конечно, в Риге больше всего нас интересовал Старый город.

Достопримечательности описывать не буду, о них и без нас много написано. А вот атмосфера города требует особого внимания - кафешки кругом, музыка живая отовсюду льется, персонал радушный. Мы нашли время посетить Юрмалу. Тоже замечательный город.

Путешествие по Литве

Пробыв в Латвии три дня, отправились в Литву в Клайпеду, где остановились в Memel Hotel. Утром следующего дня поехали на Куршскую косу. Зашли в морской музей, прошлись по косе. Виды на море и Куршский залив поразили до глубины души. Видели серых цапель.

На следующий день приехали в Палангу. Этот город понравился даже больше Юрмалы. А на следующий день отправились в сторону Вильнюса.

В Каунасе осмотрели замок.

В Вильнюсе отдыхали в гостинице Каролина, прекрасном месте в самом центре. В номерах шикарные ковры, светлая мебель, а на завтрак - шведский стол. В ресторане отеля отведали блюда национальной кухни. Вдоволь нагулялись по городу, причем, так, что к вечеру ноги просто отнимались.

В Литве есть очень интересная особенность - карты принимают не везде, так что наличку лучше иметь при себе, особенно, если отправляетесь в музей, например. Отдохнув в Литве, отправились в обратный путь. До границы с Белоруссией доехали быстро, так как расстояние - небольшое. Границу прошли за полчаса, и это еще с оформлением такс-фри. Минск обогнули по кольцевой. А дальше уже по трассе Минск – Москва долетели до дома.

Немного о мобильной связи

В прошлом году в Прибалтике пользовались симкой Cellhire (Селлхаер). Карта - международная. 200MB Интернета обошлись в 1350 руб. За саму карту заплатили - 750. Симка работала во всех нужных нам странах, но качество связи, увы, подкачало: нам нужна была связь постоянно, а сеть несколько раз терялась при пересечении границ (в Польше ее вообще два дня не было, еле «выехали» на оффлайн картах). Так что в этот раз почитали отзывы и купили симку от итальянского Водафон, тариф назывался . Она, как оказалось, значительно выигрывает по сравнению с Cellhire. За €3 в день мы получили по 25 минут входящих и исходящих, а также 50 SMS плюс 500 МБ трафика. Качество связи очень порадовало: нигде ни разу не пропала сеть, скорость стабильно 3G. Так что во время путешествия по Прибалтике были всегда на связи, а вечером еще и в сеть выходили. Без Интернета путешествовать не слишком комфортно - без гугл-карт иногда бывает не разобраться, как добраться до той или иной достопримечательности, да и вообще экскурсии планировать проще. Времени сидеть в Интернете у нас особо не было, так что трафика вполне хватало.

В пять часов утра 3 января Москва провожала нас маленьким плюсом, дождём и шоссейной грязью. Если верить обещаниям придорожных стендов, ремонт на Новорижском закончился еще в ноябре. Но на деле оказалось, продолжался и в январе. Там, где когда-то можно было ехать 110 км/ч, мы тащились 60, иногда меньше. Предупреждающих знаков минимум, освещение местами нулевое, в асфальте выбоины и трещины. Так начиналась поездка из Москвы в Прибалтику.

    Ехали на Renault Sandero 1.6 16v, комплектация стандартная. Добавок для дальней дороги вроде подлокотника или чего-то еще такого, по сути, никаких. Колеса обуты в Nokian Hakkapeliitta 8 со 190 шипами на каждое. Шум выше, чем у обычных 90-120 шипов, но безопасность приоритетнее акустического комфорта.

    Маршрут: Москва - МАПП Бурачки - Рига - Таллин - Тарту - МАПП Куничина Гора - хренова туча километров по проселкам Псковской области - Москва. Протяженность в обе стороны - 2500 км. Расходы на дорогу, включая гринкарту, бензин, платную стоянку в Таллине, пару платных участков дороги - 10500 рублей. Сумма из расчета курса евро на начало января 2014, примерно по 48 рублей за штуку.

После Волоколамска дорога стала лучше, ремонты закончились. Начался снег. Наконец, январь, зима! Ни черта не видно только. Но в районе Ржева рассвело и повеселело. Снег сменился дождем, с которого всё начиналось, а потом вовсе прояснилось. Однако радость от хорошей видимости тут же заменила собой Псковская область. Раньше я честно считал, что нет у нас дорог хуже, чем в Воронеже. Только тогда я еще не был во Пскове. Прости, шестидесятый регион, лучше убрать все твои дороги с карт. Стереть. При ограничении в 90 мы ехали по федеральной трассе 60 км/час, иногда не больше 50. Растрясли так, что бибика еще долго дребезжала.

Внезапно хорошая дорога километров за 50 до границы. Обрадовались. Думали, всё, началось как за Выборгом перед Финляндией. Но вдруг - снова дыры, в лучших традициях. Тряслись, ехали и повторяли «вот сейчас, пересечем границу, въедем в Европу, уж там оторвемся на широком ровном полотне, еще чуть-чуть потерпеть». Да вот уже !

Русские ребята еще на нашей стороне выпускать никого не спешили. По-настоящему работать начали только когда из большого здания вышел большой дядя в форме с большими звездами на погонах, посмотрел на очередь, повернулся к своим и что-то крикнул. После этого, да, - беготня и обвинения проходящих границу в медлительности. То есть, создав очередь и дав всем расслабиться, они внезапно подскочили как ужаленные и стали обвинять в медлительности всех кроме себя. При этом нигде никаких инструкций, побуждений к действию. Ни-че-го. Граница устроена поганейшим образом. Напишите где-нибудь на въезде порядок или хотя бы свод советов, буду исполнять. Но я не каждый день с таможенниками общаюсь - раз за разом тупо забываю, что надо делать и куда какие документы подавать.

Латышская сторона скоростью оформления тоже не отличилась. Перед выездом я прочитал кучу отзывов. Везде было написано «перед нами была всего одна машина» или «граница пустая, прошли таможню за 15 минут». Между нами и Латвией в тот день оказалось машин двадцать и мы промариновались в очередях в общей сложности два часа.

Но в итоге все-таки въехали. Дорога, мягко говоря, - не Европа. Ну то есть, уже не Псков, но еще не более суровая Финляндия. Даже не то, что начинается после Выборга, если ехать к оленям и лосяшам на сноуборде-лыжах кататься. Проехали одну кольцевую развязку, вторую. Уверенно шли по навигатору на Ригу, смеясь над указателями, манившими на Зилупе. Вдруг дорога закончилась. Под колесами оказались глина, утоптанный песок и гравий, подскакивавший и отстукивавший какой-то трэш на днище. Избежать этого можно было, повернув раньше на смешной Зилупе, но мы доверились установленному на айфон Sygic. Поэтому километров 30-40 ехали по бездорожью как раз на скорости 30-40 км/ч. Зато по указателям на Ригу.

Лучше стало после Резекне. Еще полегчало - в районе Екабпилс. Ну а после Огре вообще Европа настала - с долгожданным широким полотном без выбоин.

Все время до этого мы разглядывали царившую на обочинах разруху. Всерьез опасались остановиться перекусить, отдохнуть и даже в туалет, шутили на тему бродяг-людоедов, что еще живут в этом раздолбанном «некогда великолепии». Въезд из России в Латвию разве что природой красив. Старые же дома брошены и кажутся разграбленными. Разбитые коровники, ржавые остовы техники, откровенно старые иномарки и возможность заправиться относительно недорогим газом вместо самого дешевого бензина.

Ближе к Риге пейзаж улучшился, мы даже решились на остановку на одной из заправок вездесущего Лукойла. Кофе по одному евро, недорогие конфеты, закуски, бензин, газ, не очень удобный туалет.

Кстати, о заправках. На Новой Риге, еще в России, прям-таки куча заправок с нормально оцененным бензином. Не по 60-80 рублей за литр, а в 2-2,5 раза дешевле. Мы залили полный, и в следующий раз заливались только покидая Таллин. Поэтому на дорожные расходы и ушло всего десять с половиной тыщ рублей.

Залиться топливом перед выездом из России стоит еще потому, что следующая заправка может оказаться через сотни километров. Дороги в Латвии развиты не так сильно, как в Центральной России, можно ехать очень долго, прежде чем попадется хоть что-то.

Хотите кофе - запасайтесь тоже в России. В туалет сходите сразу после таможни. По дороге из Москвы в Ригу на латышской стороне с этим как-то особенно неважно дела обстоят. Кафе, заправку, просто ларёк со стоянкой для дальнобойщиков здесь можно встретить раз в 50-100 километров. И то в большинстве случаев придется совершить неудобный съезд с шоссе налево. А если направо, то все равно придется отъехать далеко от главой дороги. Прямо на дороге кафе тут не строят. Часто нужно повернуть и удалиться на километр-полтора. Местным, похоже, лень с утра идти на работу, а вечером возвращаться, поэтому они открывают кафе на первых этажах своих домов на окраинах еще «живых» деревень.

Рига

Столица Латвии встретила холодным ветром, вечерними огнями и огромной Даугавой, которую у нас еще Западной Двиной называют. Я, наверное, с детства не видел ничего настолько впечатляющего. Ну то есть, море то видел, много морей. Но то огромные соленые озера. Смотришь в них, туда, где вода сливается с небом, и понимаешь, что так должно быть. А река - это совсем другое дело. Например, Москва-река маленькая, ничем не впечатляющая. Воронежское водохранилище? Побольше, но тоже не то, тем более, слишком уж искусственное. Последний раз меня так впечатлил Дон в районе Ростова. Еще раньше, пожалуй, череповецкая Шексна. Даугава настолько широкая и глубокая, что в ней без проблем помещаются причаливающие прямо в Риге паромы. Огромные многопалубные суда, перевозящие за один рейс сотни автомобилей, автобусов и тысячи людей.

На стоянке гостиницы нас встретил истинно русский охранник. Вместо того, чтобы указать, где нам припарковаться, он даже не указал на то, где парковаться нельзя. Чуви просто по-нашему спросил «А вы не видели здесь конус?» «Не, прости, братиш, не заметили, тем более мы его даже не задели. 1100 километров за сегодня откатали, много что уже не видим». То есть вот я был бы не против, если б он указал на то, что именно здесь парковаться нельзя. Но этот гад задал уточняющий вопрос тоном русской бабули.

Ну например, в Москве часто можно услышать «Молодой человек, не хотите ли уступить мне место?» вместо «Уступите мне место, пожалуйста». Или раздраженное «Вы не хотите ли подвинуться?» вместо нормального «Подвиньтесь, пожалуйста, мне тесно». Ненавижу уточняющие вопросы с подковыркой. Бесят, сука. Ну говорите нормально, что нужно сделать вместо того, чтоб напрягать окружающих и заставлять их думать. Оставляйте меньше свободы для действий, когда хотите добиться чего-то наверняка.

Зато парни на ресепшне порадовали. Два ярких прибалта, похожие как братья, но, видно, просто давно коллеги и друзья. Смирили наше лингвистическое бешенство и подарили десятки улыбок всего за пять минут общения.

В Риге мы жили в Islande Hotel. Хорошая гостиница с бесконечной массой преимуществ. Кому нужен хороший номер, это есть. До старого города близко, всего-то через мост перейти. Если приспичит погулять по жилой Риге, то и это без проблем - стоит пойти в другую от исторического центра сторону. Только там почти ничего интересного нет. Обычные серые улицы любого провинциального российского города. Поэтому мы каждый день, как на работу, ходили через мост.

Мы не очень-то любим музеи, они обычно про давнюю или недалекую историю. Часто скучные. Иногда интересные. В Риге в январе in-door’а в принципе нет. Не проходят выставки, не приезжают артисты. В афише, которую мы открыли буквально на пять минут перед выездом из Москвы, значились только полуцерковный перфоманс с применением органа, да работающий 365 дней в году музей оккупации. Во втором добрые гиды рассказывают о том, как латышей зажимал железный кулак империи зла СССР. Поэтому мы предпочли узкие улочки старого города и поэтому попали на ежегодный парад Шерлоков Холмсов, который случился 4 января.

Это было удивительно. Мы шли в толпе людей той эпохи. Бродяги, полицейские, сыщики, пара Лестрейдов, просто несколько приодевшихся в твид хипстеров, дамы в пышных платьях, дети в смешных козырьках, теплых пальтишках, полосатых гольфах и лакированных башмачках. Смешались все.

Всё это под ритм барабанов, по центральным улицам, с предупреждающим перекрытием движения. И никто не жаловался, все, буквально все люди вокруг выглядывали из окон и приветствовали поклонников знаменитого, пускай выдуманного сыщика. За нами смотрели из домов, из машин, кто-то выходил и присоединялся, чтобы вместе дойти до площади, на которой участники шествия дали концерт. Там мы решили не оставаться и пошли дальше.

Маленькая уютная Рига прекрасна. Центр хорош для прогулок. Нет любимого Старбакса, но это не беда, потому что есть масса хороших кофеен, заменяющих его в Латвии. Везде есть кофе на вынос, с собой, - даже в любом киоске вроде нашей «Союзпечати». Или «Роспечати», кому как удобнее.

Национальных блюд в Латвии, как мы поняли, особо нет. Ну то есть, они есть, только напоминают скорее нечто среднее между более богатыми Эстонской и Литовской кухнями. Чуть оттуда, чуть отсюда. Понять это легко, стоит зайти в Piejura. В меню ресторана с прибалтийской куней полно эстонских и литовских блюд, но в нем почти нет латышских.

А после случилось дикое побережье Юрмалы, что всего в 12 километрах от центра Риги. Спокойное зимнее море прекрасно. Балтика с нависающими над ней тучами вызывает только восхищение, желание сесть жопой в песок и смотреть на горизонт. Сзади и спереди будут пробегать местные жители или приехавшие подышать едва солоноватым воздухом туристы, люди с собаками, с детьми, просто дети. Лёгкий прибой будет неспешно гонять волны вперед-назад, а ты будешь сидеть, вглядываясь в тонкую полосу, соединяющую неглубокое море и тяжелое небо.

Центральная прогулочная улица Юрмалы не вызвала даже близких эмоций. Обычная российская деревня с деревянными одно- и двухэтажками и построенной посреди нее огромной гостиницей с казино. Пугачевой не было. Киркоров в те дни, говорят, в Абу-Даби зажигал. Променад дождливой зимой оказался не очень. Обратно в Ригу!

    Да, вода Балтики совсем не соленая. Я пробовал.

Ну а по позвращению случились сразу три достопримечательности. Во-первых, мы дошли до пары домов, которые вместе играли роль 221B по Бейкер стрит в знаменитом российском сериале. Интересно, что входную дверь играла дверь одного дома, он находится чуть-чуть в глубине, в переулке рядом с другим домом, который был использован в качестве жилища Холмса и Ватсона.

Третий дом и, по совместительству, вторая рижская архитектурная знаменитость - тот самый, на Цветочной улице, из «17 мгновений весны». Окна как окна, без цветов и даже анекдотичных утюгов.

Ну и на сладкое - памятник бременским музыкантам:

В последний вечер в Риге с нами случилось еще одно прекрасное - мы таки сумели записаться в Wood Religion Barber Shop. Это вроде московских «Щегла» и «ChopChop», только душевнее и интересней. Да вот сами посмотрите, что они делают, на их странице в фейсбуке . Я стригся у Дианы Пэйтон, она иногда и в Москве бывает, приезжает с гастролями. До знакомства с ней я честно даже не представлял, что парикмахеры ездят стричь под заказ в другие города. Я слышал, что так делают татуировщики, но не думал, что явление распространяется на людей других профессий.

Кстати, о людях. Все встретившиеся нам в поездке латыши оказались приятными и приветливыми. Не было такого, чтоб дорогу не подсказали, не улыбнулись или вовсе послали на хер. Все говорят по-русски. Да, в самом начале охранник стоянки нашей гостиницы попытался, было, испортить впечатление, но то был всего один случай. Исключение.

Правда, Диана говорила, что такое отношение к русским туристам теперь из-за уехавших на заработки в Англию и Ирландию радикалов. Или как их там, быдло по-нашему. Они свое право жить и работать в любой стране Евросоюза отстояли, после чего на свою страну плюнули и полетели драить туалеты Западной Европы. В Латвии теперь остались только адекватные люди, которые понимают - чтобы что-то получить, нужно как-то поработать. Чтобы получить больше, нужно работать головой. Прилично заработать и хорошо жить можно везде. «Мы ж открыли бизнес», - говорила Диана, имея ввиду свой салон.

Таллин, детка!

Таллин начался с дороги в Таллин. Почти сразу после Риги есть замечательное место, которое называется Саулкрасты. Там охрененно красиво, туда ездят отдыхать летом рижане. Не в промасленную директором КВН и опошленную мешковатыми нарядами примадонной всея Руси Юрмалу, а в тихий Саулкрасты, где я даже захотел остаться пожить месяца на два-три.

Границу между Латвией и Эстонией в районе Айнажи границей назвать нельзя. Она вроде как есть, даже домики пограничников где-то в стороне от дороги стоят. Только все они запущены и поросли густым высоким буреломом. Ни одного человека, ни лишнего знака. Езжай, не снижая скорости. Только помни, что за этой вот воображаемой чертой начинается другое государство с чуть-чуть другими людьми, но той же валютой, таким же ценником на бензин и всякие вольности, за которые можно понести наказание.

После, уже в Эстонии, были побережье, лес, лес и побережье за редкими деревьями, поля, огромные предметы мебели, стоявшие прямо посреди этих полей. То есть, едешь и с удивлением наблюдаешь установленный кем-то в поле стул высотой метров под пять. Объехали стороной город Пярну, снова лес, тьма на дороге, только вежливый ближний свет ехавших на юг машин.

Таллин. Город с дождем, неважными дорогами, глубокими лужами на обочинах и недостаточным уличным освещением. Так встретила нас вторая запланированная на пути столица.

Гостиница такая же четырехзвездная, номер скромнее. Подземная стоянка платная, на ней - исключительно питерские номера. При въезде потребовали 15 евро за ночь за машину, на что получили ответ «в нашей брони прописано 10 евро». Заплатили как бронировали, но осадок остался неприятный. Тем более что прямо напротив гостиницы оказалась открытая парковка за 2 евро в сутки, а чуть подальше, через дорогу, многоярусная закрытая всего за 5 евро. В Таллине за всё, всегда и везде надо платить. Город заметно дороже Риги.

Euroopa находится между портом и старым городом, но все ж ближе к причалам. Окна номера могут оказаться на море и причаленные паромы, а могут - на неасфальтированную дешевую стоянку или одноэтажный торговый центр.

Эстонский завтрак много скромнее в сравнении с Ригой. Но больше рыбы, что очень порадовало. Мы любим заправляться с утра и идти гулять на весь день. Так лучше узнаешь город. Не шатаясь по музеям, не засиживаясь в ресторанах, изображая из себя гурмана, а просто рассматривая улицы и обсуждая идущих навстречу тебе людей.

С последними в Эстонии неважно. Открытого неуважения не заметили, но некую неприязнь часто ощущали. Видели даже презрение коренных эстонцев к русским, решившим остаться в стране после развала СССР и так и не выучившим эстонский до приличного уровня.

Представьте ситуацию - стоит русская тётя на выдаче развесной пиццы. К ней подходит пара эстонцев, мамаша с сыном великовозрастным. Говорят что-то ей, неопределенно крутя пальцами вокруг то одного куска, то другого. Неспешные коренные смотрят, как сотрудница магазина бережно укладывает куски в пакеты, взвешивает, лепит ценники. Потом они повышают тон и начинают втирать ей, что она дала им не то, что они просили. При том всё время, пока она складывала их заказ в пакеты, пока взвешивала, упаковывала и клеила стикеры, всё это время мамаша со взрослым сыном, которому давно пора самому ходить по магазинам, явно обсуждали действия продавщицы. Видели, что она делает и даже не подумали ее остановить. Наверное, у местных всё же слишком много свободного времени.

По отношению к туристам вроде ничего такого нет, или мы особо не замечали. Но всё равно что-то чувствуется. Холодность какая-то. Я увидел эстонцев неприветливыми. Такими серьезными, сосредоточенными и часто даже стремительными ребятами, которые до сих пор, кажется, пытаются побороть еще советский стереотип «таллеко лли то Таллинна?» Эстонцы вроде русских. Только они - такие русские, знаете, вроде московской лимиты, которой не всё равно. Без времени на улыбку и любезность. Грустные принципы действовали даже в нашей гостинице.

В старом центре, который логично заточен под туристов, обстановка оказалась чуть веселее. Русской речи полно. Кажется, жителям Псковской и Ленинградской областей в принципе все равно, куда ехать на пару дней - за город на шашлык или в Таллин за какой-нибудь надобностью. По магазинам или просто по городу пошататься.

Старый город, стоит признать, интереснее Риги. Но, одновременно, непонятнее, запутаннее и меньше. При желании можно увидеть его весь за несколько минут, забравшись на одну из башен или пройдясь по многочисленным смотровым площадкам. Есть, кстати, такие площадки, что дадут фору некоторым всегда платным и не в любое время года открытым башням. Зимой работают, кажется, всего две, в старых церквях. Доступ к площадкам круглосуточный и бесплатный.

В центре есть пара мест, куда обязательно нужно заглянуть всем гостям столицы Эстонии.

Во-первых, это старая Ратушная аптека, первое упоминание о которой относится к 1422 году, когда ею владел уже третий хозяин. То есть, аптека работала и до него.

После стоит перекусить в III Draakon, что совсем рядом с первой достопримечательностью. То ли ресторан, то ли харчевня имеет исключительно свечное, скудное освещение. Меню нам предложили простейшее - похлебка, пирожки, кофе. Стены каменной кладки, столы и лавки грубые, сбитые из массивных досок. Хоть всё это и в центре города, в Трёх драконах дешево. А кому надо больше комфорта, за углом, в том же здании городской ратуши, есть более культурный ресторан. Те же владельцы, только более барские условия.

Жилой, настоящий Таллин, который нам посчастливилось увидеть, начинается за старым городом, как раз если прочертить линию от порта на юго-запад. Малоэтажный город намного ниже центра, который расположен традиционно на холме.

Здесь почти не слышно русского языка. Да вообще здесь проблема с любым языком кроме эстонского. Северные прибалты меньше латышей парятся насчет того, чтобы понимать кого-то и чтобы кто-то понял их. Хочешь спросить дорогу у эстонца - сделай это на эстонском. Не можешь - возьми в поездку навигатор с детализированной картой Эстонии или хотя бы конкретного города.

Мы не были в таллинском Выхино или Строгино, не заглянули и в Северное Бутово. Район, который начинается от старого города, похож сразу на все российские города. Он как низкожтажный Воронеж, некоторые кварталы которого когда-то отстраивали небогатые помещики. Поэтому дома всего в два уровня, плюс сырой холодный подвал со скромно выглядывающими на тротуар окошками.

Но в Таллине эти дома не готовят к сносу. Не доводят до состояния, при котором их сначала закроют на год-другой зеленой сеткой, а после - сравняют с землей. В каждом установлены стилизованные под старину пластиковые стеклопакеты, каждый подлатан и покрашен. В этих домах живут люди. Гулять в таком окружении много приятнее, чем в обветшалых российских городах. Попадаются ровно заляпанные серой штукатуркой квадратные советские уродины, но это редкость.

Много в Таллине и ломают. Однако это относится, скорее, к ненужной больше промышленной зоне. Например, у владельца такой между портом и старым городом нашлись деньги на полный снос неугодных цехов-складов и строительство на их месте прекрасного современного квартала с магазинами на ground floor, офисами на средних этажах и квартирами на верхних. Выглядит это так:

Следующим утром пришло время ехать домой. Расставаться с Таллином было нетрудно. Порядком надоевшая брусчатка, минимум точек с кофе на вынос, непрекращавшийся дождь, по-русски угрюмые люди и по-московски неоправданно высокие цены на всё сделали свое дело. Покидать Ригу, направляясь не в Эстонию, а обратно в Россию, было бы намного сложнее. Там хотелось бы остаться. Но не в эстонской столице.

По дороге в Москву мы проезжали Тарту и очень пожалели о том, что провели в Таллице целых три дня. Пары было бы за глаза, просто посмотреть город. Осталось бы еще время не просто заглянуть, а разглядеть прекрасный город на реке Эмайыги (или Омовжа по-русски).

Недолгий обратный переход границы, чуть затянутый эстонской стороной, которая отказалась говорить по-русски и едва говорила по-английски. Платный въезд в Россию, полкилометра хорошей дороги и… здрасьте, псковские проселки. Нас снова трясло, кидало из стороны в сторону, мы крыли дорогу вслух и про себя. Но знаете что? Почти в каждой деревне, где еще живут люди, почти везде, где мы встречали кого-то, нам махали и улыбались. А мы улыбались в ответ. Говорят, Россия - угрюмая страна. Но она, оказалось, не вся такая. И когда понимаешь это, когда видишь стоящего на обочине паренька лет двенадцати, а у него за спиной - еще пару-тройку приветливых ребят постарше, и все они рады тебе, незнакомцу, становится приятнее возвращаться домой.

Прибалтикой называют три балтийские республики «советской заграницы»: Латвию, Литву и Эстонию. Эти европейские страны расположены в непосредственной близости к России и тем самым привлекают ежегодно тысячи туристов из нашего отечества. Разнообразная культурная и ночная жизнь, множество архитектурных памятников под охраной ЮНЕСКО, замечательный климат – все это делает Прибалтику настоящим туристическим раем. Гостеприимство и добродушие тамошних жителей не знает границ, а вторым неофициальным языком здесь считается, безусловно, русский. Поэтому, если вы все еще в раздумьях, где провести отпуск, смело пакуйте чемоданы и отправляйтесь в путешествие по странам Прибалтики. Здесь вам будут всегда рады!

Визовый режим

Близкое соседство с прибалтийскими странами, к сожалению, омрачает тот факт, что для их посещения гражданам России необходимо получить визу. Подать документы на ее получение можно в консульстве, Посольстве и визовых центрах посещаемых стран в городах РФ. Требования к пакету документов стандартные «общешенгенские». Анкету на получение визы нужно заполнить онлайн, а сам прием документов будет вестись по предварительной записи. Визу сделают быстро, за 6 рабочих дней и у вас будет возможность посетить не только страны Прибалтики, но и заглянуть на денек-другой к их европейским соседям.

Как добраться до Латвии, Литвы и Эстонии на автомобиле

Существует несколько недорогих, быстрых и удобных способов попасть в Прибалтийские страны. Преодолеть путь из России до Латвии, Литвы и Эстонии можно на поезде, самолете, автобусе и автомобиле.

Рассмотрим самый интересный и незабываемый способ путешествия – автопробег.

Латвия

Итак, чтобы доехать до Риги, вам нужно следовать по автотрассе Москва-Рига Е22*М9 (Новорижское шоссе). Вы преодолеете расстояние от Москвы до Риги – 918 км и если вы едете от Санкт-Петербурга – 641 км.

Чтобы совершить путешествие на личном автотранспорте, вам понадобятся:

  • Регистрационный знак нового образца;
  • Водительское удостоверение нового образца;
  • Страховой полис на авто «Грин-карта» (туристы занимаются самостоятельным оформлением и предъявляют оригинал).

Эстония

Чтобы добраться до Эстонии, вам необходимо следовать маршруту Санкт-Петербург – Талин по европейскому участку трассы Е20, также обозначенным, как федеральная дорога общего пользования А-180. Расстояние от Таллина по автомагистрали: Москва — 995 километров, Санкт-Петербург — 362 километра (чуть меньше 8 часов) через КПП Нарвы, Печоры и Лухамаа. Однако имейте в виду, что на границе может быть большая очередь, поэтому лучше заранее забронировать время пересечения границы через интернет. Автотуристам полезно будет запомнить следующую информацию о пропускных пограничных пунктах: Пярну расположен на равноудаленном расстоянии от Нарвы и Куничной Горы (под Псковом), но, как правило, очередь гораздо меньше именно у Куничной Горы. Когда соберетесь в обратный путь заблаговременно займите место в очереди на сайте GoSwift. Бронирование можно осуществить за 90 дней до поездки за 1 евро. Далее все элементарно: подъезжайте к Нарве, едете в «отстойник» (при въезде в город поворот направо сразу после первой заправки), ищите на бетонном заборе по левой стороне вывеску и как только высвечивается номер брони – подходите к окошку, проходите все нужные процедуры, и после этого следуете непосредственно на КПП.

Литва

Доехать до Литвы можно через Белоруссию или Латвию. Удобнее всего добираться трассой через Белоруссию, поездка по которой займет всего лишь день.

Вниманию туристов, пересекающих таможенную границу Республики Беларусь!!! Если вы проезжаете по территории Беларуси на автомобиле транзитом, то виза вам не нужна! Достаточно лишь заплатить транзитный сбор и проезд по платной автодороге.

Проехать в Литву можно через следующие пограничные пункты: Из Белоруссии – через Лаворишкес (автомагистраль 103), Мядининкай (трасса А3), Райгардас (шоссе А4) и Шальчининкай (автомагистраль 104).

Из России (Калининградская область) – через Ниду (автомагистраль 167), Панямуне (автотрасса А12) и Кибартай (шоссе А7), Обяляй (трасса А122) и Смелине (шоссе А6).

Из Польши: Калварийский (трасса A5), Лаздийский (магистраль 135).

Расстояние Вильнюс-Москва по автотрассе составляет 902 км, а по прямой дороге — 791 км.

Как арендовать автомобиль в странах Прибалтики

Если вы не любите долгие автомобильные поездки, то можете арендовать машину сразу по прилету в Прибалтику. Взять здесь машину напрокат удобно и быстро. Автомобиль доставят вам в то место, куда вы пожелаете, а оставить его можно в любом другом городе, включая соседние страны Европы, и даже Португалию.

Воспользуйтесь комфортабельным вариантом путешествия – арендой кемпера (дома на колесах).

Необходимые документы

Чтобы арендовать машину, вам при себе необходимо иметь:

  • водительское удостоверение, соответствующее международному образцу;
  • международную страховку («зеленую карту») или полис местного дорожного страхования, который можно оформить при пересечении границы;
  • банковскую кредитную карту.

Ваш водительский стаж должен быть не менее 1-2 лет, а возраст насчитывать от 21 года до 25 лет (в зависимости от условий прокатной компании).

Где получить машину?

Как правило, арендуемую машину можно взять со стоянки офиса прокатной фирмы. Международные компании автопроката имеют свои филиалы в аэропортах. В этом случае вы можете уехать на автомобиле прямо оттуда. Но даже и те фирмы, которые не имеют своих представительств при аэровокзалах, могут доставить машину на тот адрес, который вы укажете.

Где можно оставить машину?

Если вы планируете маршрут по одному направлению, то за дополнительную плату вы можете оставить авто в любом другом городе или даже стране. Как правило, большинство прокатных компаний разрешают осуществлять поездки на арендованном авто по всей территории Евросоюза.

Технические нюансы аренды

Автомобиль вы получаете в пользовании с полным бензобаком, соответственно, и вернуть вы ее должны в таком же состоянии, в противном случае с вас взыщут штраф. Все автомобили застрахованы по программе Обязательного страхования, однако перед поездкой будьте бдительны, осмотрите машину на предмет повреждений и ее технической исправности. С момента подписания акта технического состояния, вы несете ответственность за все последующие повреждения, если они не получены вследствие ДТП. Нелишне вам будет уточнить, какие меры предпринимаются при причинении материального ущерба или угона авто (какие существуют возможности дополнительного страхования), опоздании возврата в указанном месте по договору, а также возьмите контакты на случай поломки автотранспорта.

Стоимость аренды

Стоимость аренды варьируется в зависимости от автомобильного класса и срока аренды. Средняя цена составляет 30-70 евро/сутки (исключение представительский класс). Есть возможность сэкономить на аренде, если воспользоваться «Пакетом выходного дня»: забрать машину в пятницу и возвратить в понедельник не позднее утра. В этом случае вам гарантирована скидка 10-25% от обычного тарифа.

При оплате или резервировании банковской картой необходимая сумма сразу не списывается, а просто блокируется. Таким образом, прокатная фирма страхуется на случай непредвиденных расходов, которые прописаны в договоре аренды (задержка возврата автомобиля, возврат с неполным топливным баком и т.п). Полное списание средств будет произведено только после окончательного возврата машины.

Имейте в виду, что стоимость аренды и возврата автомобиля в аэропорту может быть выше, чем в городском офисе той же фирмы.

Дополнительные услуги

При необходимости вы также можете арендовать детское удерживающее устройство и навигатор, заранее оповестив об этом ренткар.

Правила дорожного движения

Ограничение скорости

Стандартные ограничения скорости в странах Прибалтики:

Автомобили и мотоциклы:

  • в населенном пункте — 50 км/ч
  • на загородной трассе — 90 км/ч
  • на автомагистрали — 110 км/ч

Алкоголь

Максимально допустимая доза алкоголя в крови — 0.2 ‰.

Если уровень алкоголя в крови 0.2 ‰-0.49 ‰, то штраф составит 400 евро и изъятие прав на полгода.

Если уровень алкоголя в крови 0.5 ‰-1.49 ‰, то штраф составит 1,200 евро и изъятие прав на год.

Ближний свет

Движение на автотранспорте разрешено только с использованием ближнего света. В светлое время суток вместо фар ближнего света можно включать дневные ходовые огни, которые могут работать без включения габаритных огней и освещения номерного знака. Передние «противотуманки» можно включать при движении совместно с передними фарами при недостаточной видимости, спровоцированной дождем или туманом

Штраф – до 200 евро.

Перевозка детей и ремни безопасности

Запрещено перевозить детей в возрасте до 3 лет на месте без ремня безопасности. Ребенка можно перевозить на переднем сидении автомобиля только тогда, когда он крепко пристегнут ремнем безопасности или хорошо зафиксирован в специальном детском автокресле.

Помимо детей должны быть пристегнуты также все остальные пассажиры на переднем и заднем сидениях, включая, естественно, водителя.

Штраф – до 400 евро

Разговор по мобильному телефону

Во время движения запрещены переговоры по мобильному телефону без специального устройства Hands Free, позволяющее не держать телефон в руках во время разговора.

Штраф - 16 евро.

Штрафы

Сотрудники дорожной полиции могут взимать штрафы на месте нарушения.

Штрафы за некоторые нарушения ПДД в странах Прибалтики:

При повторном нарушении штрафы за некоторые нарушения могут быть в несколько раз больше.

Превышение скорости Штраф (EUR)
до 20 км/ч 120
от 21 км/ч до 40 км/ч 400
от 41 км/ч до 60 км/ч 800
свыше 60 км/ч 1,200

Запрещено использование радар-детекторов. Штраф € 400 и конфискация самого устройства.

Обязательное оборудование

В автомобиле обязательно должны присутствовать:

  • Знак аварийной остановки
  • Автомобильная аптечка (для юридических лиц)
  • Огнетушитель
  • Два противооткатных башмака
  • Зимние шины - обязательны для автомобилей общей массой до 3.5 т с 1 декабря по 1 марта. Минимальная глубина протектора должна быть 3 мм. Эти сроки могут быть изменены в зависимости от погодных условий.

Платные автодороги

В странах Прибалтики плата за использование автотрасс не предусмотрена.

Парковки

Эстония

Парковка в центре крупных городов платная. Оплату парковки можно произвести с помощью специальной парковочной карты (парковочные часы), которую можно приобрести у сотрудников парковки или в магазинах и киосках.

В некоторых местах установлены парковочные автоматы, которые выдают талоны с разрешенным временем парковки. В столице Эстонии Таллине, чтобы оплатить парковку можно купить соскабливаемый парковочный билет, который стоит 0,26; 0,51; 1,15 и 2,30 евро. На талоне соскабливается время начала парковки на следующих полях: год, месяц, число, часы и минуты. Отмеченный парковочный талон следует поместить за ветровым стеклом своего транспортного средства. Если ничего больше не указано, то парковка является платной с 7 утра и до 7 вечера в будни, а также с 8 утра и до 3 часов дня в субботу. По воскресениям и праздничным дням парковка бесплатна. Стоимость парковки 1-2 евро в час. Неправильно припаркованные авто эвакуируют, а нарушителей наказывают штрафом в размере до 70 евро.

Латвия

В столице Латвии Риге все парковки, расположенные в центре, платные. Паркинги RP SIA Rigas satiksme работают с 8.00 до 20.00 по будням и с 9.00 до 17.00 по субботам. В остальные дни, включая воскресенья и праздники автостоянками можно пользоваться безвозмездно.

Цены на парковку варьируются в зависимости от зоны, в которой она расположена.

Стоимость автостоянки в Вецаки составляет 2.00 евро за весь период с 8 до 20 часов.

Литва

В столице Литвы Вильнюсе в центральной части все парковки платные. С понедельника по субботу с 8 утра и до 8 часов вечера за автостоянку нужно платить. В воскресенье стоянка бесплатна (за некоторым исключением).

Есть 4 зоны платной автостоянки: синяя, желтая, красная и зеленая.

Автостоянка в синей зоне разрешает парковать автомобиль и во всех остальных зонах тоже. Парковка в зеленой зоне разрешает стоянку только там, парковка в желтой зоне разрешает стоянку и в зеленой зоне. Оплата стоянки в красной зоне разрешает оставить машину также в желтой и зеленой зонах.

Минимальный взнос за парковку – 10 центов. Сбор денежных средств осуществляют паркоматы, которые принимают монеты в 10, 20, 50 центов, а также 1 и 2 евро.

Помимо автоматов можно оплатить парковку с помощью смс на сервисный номер.

Нарушение правил парковки карается штрафом от 23 до 40 евро. Сумма штрафа при оплате на месте может быть снижена до 11 евро.

Стоимость бензина

Латвия

В Латвии доступен неэтилированный бензин (98 и 95) и дизельное топливо. Далеко не на всех заправках имеется 92 бензин. Газовые заправки (LPG) имеются.

Согласно данным Statoil средние цены на все виды топлива по состоянию на 31.08.2015 следующие:

  • Bezsvina 95 - 106 евро
  • Bezsvina 98 - 1.161евро
  • Dizelis - 0.999 евро
  • Autogāze - 523евро

Эстония

В Эстонии на данный момент доступен бензин всех видов: ecto95, Е85, 95, 98. Также газ и дизельное топливо. Средняя цена колеблется приблизительно 17,4 ЕЕК, это примерно 42 рубля или 1,11 евро. Не самая высокая стоимость в расчете на всю Европу.

Самая распространённая автозаправочная компания — это LukOil , на сайте можно узнать стоимость бензина в любом из городов Эстонии.

http://www.lukoil.ee/rus/index.php?id=111

Цена бензина в Эстонии выше, чем в Латвии, но ниже чем в Литве, поэтому если вы собираетесь проехать Эстонию транзитом, целесообразно заправляться в Латвии.

Литва

В Литве можно заправиться неэтилированным 95 и 98 бензином, а также дизельным топливом и газом. Не на каждой заправке имеется в наличии 92 бензин.

Средние цены на все виды топлива согласно данным Lukoil по состоянию на 01.09.2015:

  • Benzinas 95 - 159 евро
  • Benzinas 98 - 208 евро
  • Dyzelinas - 037 евро
  • LPG - 494 евро

Достопримечательности и отели стран Прибалтики

Предлагаем вам следующий достаточно интересный маршрут по странам Прибалтики. Вы можете отправиться в путешествие на автомобиле, как во время длительных выходных, так и в праздничные дни, не говоря уже про отпуск. За одну поездку вы посетите три страны и осмотрите массу достопримечательностей. Ваше путешествие на автомобиле пройдет вполне комфортно, так как на территории Прибалтики вы встретите большое количество кемпингов, которые оптимизируют затраты на проживание.

Литва

Вильнюс

При въезде в Литву первая остановка столица – Вильнюс. Старый город Вильнюса – один из самых больших во всей Европе.

Столица Литвы – Вильнюс – это город ренессанса, барокко и готики:

Ренессанс представлен церковью Св. Михаила, Медининкскими воротами городской стены и университетскими дворами.

Барокко украшает костелы Св. Катарины, Св. Петра и Павла, Св. Казимира, Доминиканцев, Тринитариев, Августинцев, Св. Рафаила, Св. Иакова, Миссионеров.

Готика – это костелы Св. Анны, Св. Николая, Францисканцев и замок Гедемина.

В Вильнюсе вы можете становиться в отелях:

  • Конгресс 4*
  • Европа Рояль 4*
  • Экотель 2*+
  • Панорама 3*

Тракай

Путешествуя по Литве, не упустите возможность побывать в удивительном городе Тракай, древней столице Литовского княжества, расположенного всего в 30 км от Вильнюса.

Главная достопримечательность Тракая – это всемирноизвестный Тракайский замок, находящийся на острове посреди озера Гальве. Отметим, что это единственный замок на острове Восточной Европы.

Каунас

Далее ваш маршрут проходит в Каунас. Это удобно расположенный, прекрасно сохранившийся Старый город, где находится множество ценных архитектурных и культурных памятников: Каунасский замок, костелы Св. Гертруды и Витутаса Великого, готический Дом Пяркунаса, Каунасская ратуша – «Белая лебедь», музей Чюрлениса, дом музей Адама Мицкевича и др.

Клайпеда

Затем ваш путь лежит в Клайпеду, единственный портовый литовский город и самый северный незамерзающий порт Балтийского моря. Здесь вы можете сходить на экскурсию в морской музей-аквариум и посетить дельфинарий. Любители парусного спорта могут отправиться в яхт-клуб.

Паланга

Поблизости с Клайпедой расположена Паланга – крупнейший курорт побережья Литвы. За последние годы сильно развилась туристическая инфраструктура, в результате чего на курорте оборудовали множество хороших отелей и гостевых домов самых разных уровней, таких как:

  • Медуза;
  • Аланга;
  • Габия;
  • Раже.

Самый красивый уголок Паланги – это ботанический сад, где располагается дворец Тышкевичей, во дворе которого находится Музей янтаря.

Латвия

Лиепая

Прибрежный Лиепая – это «городок музыкантов» и любимое место отдыха членов царской семьи.

Здесь постоянно проходят различные музыкальные мероприятия, два раза в год проводится «Праздник цветов» и круглогодично работает зоопарк в Калвене.

Обязательно посетите Рундельский замок, откуда можете отправиться в Салдус.

Салдус

Пригород Салдуса славится парком Калнсетас, через который течет река Циецере. Это потрясающее место для водного туризма и рыболовства. Старинные усадьбы и другие памятники культуры хранят воспоминания о годах правления немецких баронов.

Рига

  • Гутенбергс 4*
  • Конвента сета 3*
  • Тиа 3*
  • Ливония 2* +

Юрмала

Затем мы вам рекомендуем хорошо отдохнуть на самом знаменитом курорте Прибалтики – Юрмале. Чистейший воздух, неповторимый аромат вековой хвои, изумительные припорошенные новогодним снегом домики из дерева создают живописную зимнюю атмосферу. Зимний климат Юрмалы хорошо успокаивает и тонизирует одновременно. Наш совет сделать остановку в самой известной гостинице легендарного курорта. В центре отдыха и спорта Wellness Oasis, вы можете полностью забыть о повседневной суете и получить максимальный заряд энергии, бьющей через край. Пять видов саун, джакузи, ультрасовременный солярий, бассейны с различным температурным режимом и водный бар в вашем распоряжении.

Можете также остановиться в отелях:

  • Юрмала спа
  • Лиелупе
  • Роза ветров
  • Дайна

Сигулда

Из Юрмалы вы можете направиться прямиком в Эстонию, но по пути все же заглянуть в город Сигулду. Всего какой-то час езды и вы уже знакомитесь со старинными замками города и гуляете по тропам берегов Гауи. Здесь вы можете осмотреть массивный каменный замок Ливонского ордена – Зегеволд, Турайский замок, городище ливов и огромную пещеру Гутмания.

Эстония

Тарту

Тарту мы знаем, как университетскую столицу Эстонии. Древний Тарту имеет тысячелетнею историю – это город Лотмана и бэра, излюбленное место российских императоров и товарищей Пушкина, колыбель известного Дерптского университета.

Вы обязательно ощутите неповторимую ауру Тарту, где романтика студенческих традиций переплетается с таинственным средневековьем.

Изюминкой города является парк Тоомемяги, выстроенный в английском стиле на месте городища древних эстов. В парке имеются Ангелов и Чертов мосты, руины Домского собора, датированные 15 веком и обсерватория.

Таллин

В Таллине вы можете отдохнуть в отелях неподалеку от старого города Гранд отель 4*, Эрмитаж 3* или Централь 3*. При этих гостиницах работают бесплатные парковки.

Желающим объединить курортный отдых и прогулки по городу, рекомендуем остановиться в отеле Пирита Топ Спа 3*, который находится в 5 км от старого города или в отеле Лауласмаа 3*, расположенного в 35 км от Таллина.

Наш совет: по городу передвигаться на машине нежелательно, так как могут быть проблемы с автостоянкой.

Помимо прочего, Таллин может вас удивить многообразием увлекательных экскурсий.

Раквере

На обратном пути в Россию, настоятельно советуем вам посетить городок Раквере. Основной достопримечательностью здесь считается руины орденского замка, в которых находятся эстрада и музей под открытым небом, ветряная мельница и символ Раквери – скульптура тура.

Куремяэ

Далее посетите православный Свято-Успенский Пюхтинский женский монастырь в Куремяэ, выстроенный в 1891 году. В пределах монастыря захоронен эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской, который способствовал основанию и строительству монастыря. Легенда гласит, что именно здесь на священном дубе был найден образ Успения Богородицы. Это единственный монастырь, который имеет отношение к Московской епархии, в отличие от всех других, подведомственных православной церкви Эстонии. Летом здесь вы можете встретить множество паломников из Петербурга и Латвии.

Тойла и Нарва-Йесу

Поставить жирную точку в вашем путешествии на авто вы можете в интереснейшем курорте Тойла, с популярным парком и Нарве-Йесу – курортном городе с протяженным песчаным пляжем.

Здесь можно с комфортом разместиться в лучших СПА отелях Тойла 3* или Нарва-Йесу 3*.

Заключение

Прибалтийский туризм - это настоящий долгожитель на нашем туристическом рынке: поехать в «почти настоящую» Европу - с католическими костелами, развитой инфраструктурой и таким отстранённым от социалистической псевдосерьёзности взглядом на жизнь - почитал за счастье любой советский служащий. Времена изменились, но ощущение принадлежности к элитному осталось за Прибалтикой и по сей день. Прикоснитесь и вы прибалтийской культуре! Возьмите себе в помощники «железного коня» и отправляйтесь познавать таинственную культуру Балтии.

Представляем вам следующий видео сюжет о достопримечательностях Литвы, Латвии и Эстонии.

Статья о поездке на автомобиле в прибалтийские страны: что нужно знать, какие документы подготовить. В конце статьи - видео о том, что нужно знать перед путешествием в Прибалтику на автомобиле.


Содержание статьи:

Если вы собрались посмотреть на прибалтийские страны, но обнаружили, что цены на билеты, мягко говоря, недёшевы, автотуризм может оказаться прекрасным решением.

Поездка на автомобиле в страны Прибалтики имеет большое количество плюсов. Главное – знать некоторые «подводные камни» и особенности оформления документов и вождения по этим странам.

Прибалтика – это уже Европа, правила въезда и вождения здесь примерно одинаковые, но небольшие отличия всё-таки существуют. Расскажем об основных моментах, которые стоит знать заранее.

Плюсы поездки на автомобиле


Если вы любите автомобильный туризм, эти плюсы вам давно известны:
  1. Если ехать на машине не в одиночку, а вдвоём-втроём, стоимость бензина (даже с учётом амортизации автомобиля) обойдётся существенно дешевле, чем приобретение билетов на транспорт, будь-то автобус, железнодорожные билеты и тем более авиа.
  2. Автомобиль позволит не волноваться по поводу лишнего багажа и запрещённых к провозу самолётом жидкостей. Также проблемы «перевеса» отодвигаются до границы веса багажа, который критичен для конкретного автомобиля, а не ограничиваются оговоренным авиакомпанией весом в районе скромных 20 кг на человека.

    Высматривая в сувенирной лавке очередную покупку, вам не придётся задумываться над вопросом, сможете ли вы её привезти домой.

  3. Личный автомобиль – это свобода. Вас не ограничивают временные рамки, вам не приходится двигаться по заранее заданной траектории, как в случае автобусного тура. Увидев на горизонте понравившееся здание, населённый пункт, вы всегда можете свернуть с магистрали и посетить больше интересных мест. Заманчиво, правда?
Но для того, чтобы поездка на автомобиле в Прибалтику доставила исключительно удовольствие и не принесла проблем, стоит заранее озаботиться сбором информации. Начнём с документов.

Необходимые документы для въезда


Если вы въезжаете в прибалтийскую страну на личном авто, вам потребуется стандартный набор документов.

Для автомобиля:

  • свидетельство о регистрации;
  • международные водительские права;
  • технический паспорт;
  • «зелёная карта».
«Зелёная карта» для автомобиля – это европейский аналог российской страховки ОСАГО. Оформляется «зелёная карта» в любой страховой компании и обходится автовладельцу в сумму около 2,5 тыс. рублей. Эту карту можно оформить даже на некоторых автозаправках в непосредственной близости от границы. Приобретается этот документ не раньше месяца до начала путешествия. Минимальный срок действия документа – две недели.

В случае, если автомобиль старше трёх лет и имеет российскую регистрацию, на границе могут потребовать предъявить диагностическую карту машины, в которой указано, что автомобиль исправен.

Те, кто ездил в Прибалтику недавно, отмечают, что даже для более свежего авто лучше заранее пройти внеплановый ТО. Диагностическую карту на границе просят уже после того, как туристами получен штамп в паспорте на въезд в страну.


Если же автомобиль окажется не соответствующим требованиям исправности, на границе тут же поставят штамп о выезде и отправят домой. Если приобретался одноразовый шенген, путешествие можно считать оконченным.

Диагностическая карта может потребоваться не только на границе. По законам прибалтийских стран, этот документ может попросить предъявить любой сотрудник полиции.

Если ваше авто имеет тонированные стёкла, следует озаботиться вопросом, какова их светопропускная способность. Тонированные боковые передние стёкла автомобиля должны пропускать свет в объёме не менее 80%. В случае боковых задних и задних стёкол светопропускная способность покрытия может быть и меньше. Как правило, с заводской тонировкой стёкол на границе не бывает проблем.

Шипованная резина в Прибалтике разрешена в период с начала октября по конец апреля. В случае, если стёкла машины имеют трещины или есть повреждения на кузове, автомобиль могут на границе и не пропустить - по законам Европы, такие авто не имеют право въезда в страну.

Если на автомобиль нужна доверенность, она должна быть в обязательном порядке заверена нотариально.

Для совершеннолетних пассажиров:

  • заявление с анкетой;
  • загранпаспорт с шенгенской визой;
  • справка с работы о доходах;
  • подтверждение банка о том, что на вашем счету присутствуют денежные средства;
  • медицинская страховка;
  • подтверждение брони гостиницы, аренды квартиры или гостевого дома.
Для детей (дополнительно к перечисленным выше документам, за исключением справки с работы и из банка):
  • свидетельство о рождении;
  • до 14 лет данные ребёнка могут быть вписаны в паспорт одного из родителей;
  • при поездке ребёнка без родителей – собственный загранпаспорт с шенгеном и нотариально заверенное согласие родителей на выезд за рубеж.
В настоящее время шенгенскую визу можно оформить при помощи организации-посредника. Практически все посольства укажут, к какому посреднику можно обратиться. Можно обратиться и непосредственно в посольство - это обойдётся дешевле примерно на 25 евро, но при этом в консульстве придётся пройти очередь – две-три недели, и потом ждать изготовления документа в течение 10 дней.

Медицинская страховка для въезда в Прибалтийские страны должна быть оформлена на сумму покрытия не менее 30 тыс. евро.


Для того, чтобы поездка получилась комфортной, нелишним будет наличие навигатора. Лучше, если это будет программа. Рассчитанная не только на автомобиль, но и на пешеходные перемещения.

Например, навигатор Sуgic отлично справится как с «ведением» водителя в заданный пункт назначения, так и расскажет о ближайших к проложенному маршруту достопримечательностях страны.


В дальней поездке очень удобно, если за рулём можно меняться. Второй водитель в компании очень облегчает путешествие.

Ограничения на ввоз товаров и особенности прохождения границы


На фото: КПП на границе с Эстонией


При прохождении границы автотуристам придётся уплатить экологический сбор - около 20 евро с каждого пассажира плюс сумма за сам автомобиль.

Существуют ограничения на ввоз в Прибалтику ряда товаров, которые могут отличаться от страны к стране. Как правило, это касается сигарет, алкогольных напитков, топлива и некоторых продуктов.

Например, в Латвию нельзя ввозить более 40 штук сигарет (то есть, две пачки), одного литра алкоголя крепостью выше 6 градусов или два литра более слабого алкоголя типа пива, 10 литров бензина, а также мясо и любые мясопродукты.

Использование «анти-радаров» в Прибалтике строго запрещено. При въезде подобные приборы, скорее всего, отберут, или попросту не впустят в страну. Если же факт наличия этих приборов выяснится уже на территории страны, водителя ждёт штраф в размере до 1200 евро - сумма больше средней заработной платы!


Время пребывания на границе зависит от конкретного пограничного пропускного пункта и вида очереди. При въезде в Прибалтику электронная очередь – более быстрый способ пройти контроль. Минимально это займёт минут сорок, но в среднем туристы называют время до полутора-двух часов.

Теоретически, можно позвонить на пункт пограничного контроля и заранее поинтересоваться о том, насколько велика очередь. Но не факт, что вам ответят.

При выезде из страны автотуристам лучше воспользоваться предварительным бронированием электронной очереди. Стоит иметь в виду, что в Прибалтике пограничники специально уделяют больше внимания электронной очереди, чем очереди «живой», поэтому есть смысл потратить полтора евро для бронирования места в электронной очереди, чем потом рассказывать «ужасы» о семичасовом пребывании на пограничном контрольном пункте.

Особенности вождения


Платных дорог в Прибалтике нет, все дороги для легкового транспорта являются бесплатными. Аналогично большинству европейских стран, здесь на круговом движении преимущество имеют авто, находящиеся на самом перекрёстке.

Аналогично российским правилам, в Прибалтике включённый свет ближних фар является обязательным.

Парковки в городах обычно платные. Обойдутся они от двух евро за час, но в столицах и центральных районах городов могут быть и втрое дороже.

В Таллине существует интересная особенность парковок: здесь вам потребуются парковочные часы, которые можно приобрести на заправочной станции. Эти часы помещают под лобовое стекло. Оплата паркинга производится при помощи СМС, если у вас есть сим-карта страны, или через специализированный автомат.

Скоростные режимы в странах Балтии лучше изучить заранее. Так, «сказка» о медлительности тех же эстонцев – отнюдь не сказка, если говорить об ограничении скорости на дорогах. Автомобилю разрешён максимум в 110 км/ч и то только на специализированных автомобильных трассах, отмеченных знаком «дорога на синем поле», и только летом. А в период с начала ноября по конец марта за городом можно передвигаться со скоростью не более 90 км/ч, в городской черте – не более 50 км/ч.

В случае превышения скорости придётся раскошелиться: превышение до 10 км/ч может пройти незамеченным, а вот если стрелка спидометра переползла на 20 км/ч выше нормы - это 400 евро или полугодичное лишение прав, 40 км/ч выше верхней границы – 800 евро и годичное лишение прав, 60 км/ч «перебора» - 1200 евро и лишение прав на два года.

В автомобиле, как и по российским стандартам, должна быть аптечка, огнетушитель, светоотражающий жилет и знак аварийной остановки. Впрочем, наличие светоотражающего жилета не является строго обязательным, но вот без него находиться на автомобильной дороге вне автомобиля нельзя.


Как и в любой европейской стране, в прибалтийских странах множество видеокамер системы фиксации нарушений ПДД. Кроме того, здесь часто можно встретить скрытые полицейские патрули вдоль дорог, которые не замедлят зафиксировать нарушение и выписать штрафы. Обратите внимание на то, что здесь полицейские машины зачастую «маскируются» под гражданский транспорт так, что не отличить.

Если вас остановили на дороге, выходить из машины нельзя: это может быть истолковано как попытка побега. Нужно просто приоткрыть окно со стороны водителя, и положить руки на руль. Полицейский подойдёт к вам сам.

Стоимость топлива


На фото: автозаправка в Эстонии


Въезжая в Прибалтику, лучше иметь полный топливный бак. Расстояния здесь невелики, но цена на топливо не низкая:
  1. В Эстонии: 95-й бензин – от 80 рублей, дизельное топливо – от 76 рублей, газ – от 36 рублей, но газовых заправок здесь крайне мало.
  2. В Литве: 95-й бензин – от 75 рублей, дизельное топливо – от 66 рублей, газ – от 34 рублей, и газовые заправки в этой стране достаточно распространены.
  3. В Латвии: 95-й бензин – от 78 рублей, дизельное топливо – от 75 рублей, газ – от 35 рублей. Во всех прибалтийских странах дороги не перегружены, автомобили двигаются в «щадящем» трафике, поэтому расход топлива достаточно экономичный.

Заключение

В целом поездка в Прибалтику на личном автомобиле – приключение приятное, если вы соблюдаете правила дорожного движения, законопослушны и готовы немного потерпеть бумажную волокиту на границе. Счастливой вам поездки!

Видео о том, что нужно знать перед путешествием в Прибалтику на автомобиле: